birmaga.ru
добавить свой файл

1
Дмитриева Светлана Алексеевна


учитель начальных классов

МОБУ СОШ с.Покрово-Берёзовка

Пензенского района Пензенской области

Урок литературного чтения

в 3 классе по теме:
«Лирическое стихотворение Ф.И.Тютчева

«Зима недаром злится…»

Цель
: знакомство детей с жанром «лирическое стихотворение», его особенностями на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; воспитать внимательное, чуткое отношение к природе, наблюдательность, чувство прекрасного; развивать эмоциональную сферу детей, навык сознательного, выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас языка учащихся.
Ход урока.


  1. Подготовительная беседа. (На доске выставка книг)


- Посмотрите на доску. Какой теме посвящена наша выставка? (Выставка на тему:» «Поэзия Ф.И. Тютчева»

-Как вы думаете, о чём писал Ф.И.Тютчев во всех этих книгах? (О природе)

- А как вы об этом догадались? (По иллюстрациям на обложках книг)

-Ф.И.Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В сборниках стихов Ф.И.Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том. Как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.

- Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ф.И.Тютчева. Но сначала поговорим о приходе весны.

- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?

- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет)

- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы)

- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.)


- А зимы? (Выпадает снег, морозно)

- Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?

- Почему?

- Ф.И.Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму, и тоже желал победы весне. Об этом он написал в стихотворении, которое называется «Зима недаром злится…»

- Послушайте внимательно стихотворение.
2. Первое чтение стихотворении.

(Выразительное исполнение учителем наизусть)
3.Проверка первых впечатлений

- Понравилось вам стихотворение?

- Какую картину вы себе представляете?

- Какое настроение у вас возникло, когда я читала о весне?

- Почему?

- О зиме?

- Почему?
4. Повторное чтение.

- Посмотрите на доску. На ней записаны выражения, которые встречаются в тексте.

Слова: нудит, всё засуетилось, жаворонки.

- Объясните их.

- Прочитайте стихотворение 2 раза «птичьим базаром»

- Подумайте, почему Весне удалось победить зиму?
5.Анализ стихотворения.

- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)

- Вначале поговорим о Зиме. Прочитайте в первой строчке, как автор описывает настроение Зимы? (Злится)

- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)

- Почему автор из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)

- Почему же Зима злится? Что её рассердило? Прочитайте об этом в тексте. (Прошла её пора)

- Что значит «прошла пора»? (Пришло время)

-Найдите следующее место в стихотворении, где описывается Зима. (3 четверостишье две первые строчки).

- Прочитайте их.

- Какое слово употребил автор, описывая действие Зимы? (Хлопочет)


- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)

- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)

- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой)

- Найдите об этом в тексте.

- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась)

- А что делает Зима напоследок? Прочитайте об этом в стихотворении.

- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)

- И так, мы с вами поговорили о Зиме. А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне.

- Найдите в стихотворении первые строки, в которых говорится о Весне? (3 и 4 строчки)

- Прочитайте их.

- В какое «окно» стучится Весна? (В природу)

- Как может Весна стучаться?

- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)

- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)

- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)

- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)

- А что значит «засуетилось»? (Задвигалось)

- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)

- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)

- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)

- Кто это? (Птицы)

- Как они приветствуют? Прочитайте об этом в тексте.

- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)

- Найдите в стихотворении следующие строки, в которых говорится о Весне?

- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Прочитайте.

- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)

- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?


- Что означает слово «пуще»? 9Ещё сильнее)

- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)

- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)

- прочитайте последнее четверостишье. Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)

- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «?

- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?

- Посмотрите, как изобразил Весну в учебнике поэт.

- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)
6. Творческое воссоздание прочитанного.

- А сейчас будем готовиться к выразительному чтению стихотворения?

- С каким чувством, настроением будем читать его? Одинаково или нет? (О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом)

- В каком темпе? Одинаково или нет? ( О Зиме – медленно, а о Весне – быстро)

- Найдите первое четверостишье. Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром).

- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.

- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла).

- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.

- Какое слово выделим голосом в третьей строчке? (Весна).

- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.

- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (Гонит).

- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.

- А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом.

- А теперь попробуем прочитать это четверостишье по ролям. Один будет читать о Зиме, а второй о Весне.
- Про кого у нас следующее четверостишье? (Про Весну)

- Каким тоном будет читать? (Радостным)

- А в каком темпе? (Быстро)

-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в третьем четверостишье? (О Зиме и о Весне)

- Каким тоном будет читать?

- А в каком темпе?

-Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в четвёртом четверостишье? (О Зиме)

- Каким тоном будет читать?

- А в каком темпе?

-Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне)

- Каким тоном будет читать? (Радостным)

- А в каком темпе? (Быстро)

-Попробуйте прочитать.
- А сейчас попробуем прочитать полностью стихотворение от начала до конца выразительно.

7.Итог урока

- С каким произведением мы познакомились?

- Кто автор?
8.Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть и нарисовать портреты Зимы и Весны.