birmaga.ru
добавить свой файл

1
Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК ЗАЧЁТНОГО ТИПА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ПАРФЁНОВОЙ

Людмилы Викторовны


2013г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………………………….2

2. Обоснование выбора темы……………………………………....4

3. Методика подготовки студента к зачётному уроку……………5

4. План урока зачётного типа………………………………………7

5. Выводы……………………………………………………………8

6. Вместо заключения………………………………………………9

Пояснительная записка
Важной составной частью дисциплины «Музыкальная литература» специальности «Теория музыки» являются индивидуальные занятия.

Они помогают эффективно решать задачи в части углублённой подготовки к таким видам профессиональной деятельности, как преподавательская, музыкально-просветительская.

Индивидуальные занятия развивают способности организовывать собственную деятельность, решать профессиональные задачи и оценивать их качество, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, заниматься самообразованием, развивать культуру устной и письменной речи, развивать познавательные способности, инициативность, самостоятельность, ответственность и организованность.
В конце второго семестра первого курса обучения предлагается провести зачёт
на последнем индивидуальном уроке. Цель зачёта - проверить устойчивость формирования навыков самостоятельной работы студента и формирования компетенции понимания творческой сущности получаемой профессии и проявления к ней интереса.

Индивидуальный зачёт позволяет органично дополнить проверку знаний на экзамене во втором семестре, так как ориентирован в первую очередь именно на проверку степени владения навыками самостоятельной работы, такими как:


- систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и знания музыки
- формирования умений использовать учебную, справочную, специальную литературу и Интернет
- умение вести исследовательскую деятельность
- умение работать с материалами учебника и специальной литературы
- конспектировать, составлять план и план-конспект.
Зачет также позволит проверить способности логично и аргументированно излагать материал, а также навыки устной речи.
В индивидуальном уроке зачетного типа по дисциплине «Музыкальная литература» специализации «Теория музыки» использую современные технологии, а именно - приспосабливаю контрольные формы программы к личности, индивидуальному характеру и способностям студента. Использование разнообразных форм индивидуализации и дифференциации на уроке, их гибкое изменение в связи с динамикой развития студента под влиянием обучения, способствует развитию творческих способностей и профессиональных навыков как главного инструмента творчества и

позволяет достичь желаемого результата.

Развитие проблемно-поисковых и творческих методов, мыслительных процессов актуализирует творческий потенциал студента.

Обоснование выбора темы для зачета

В качестве темы для итогового индивидуального зачётного урока выбрана тема «Пастораль».
Аргументами в пользу выбора темы могут быть следующие:
- знание жанровых признаков пасторали необходимо для дальнейшего обучения по дисциплине и является важным заделом на будущее
- к концу II семестра обучения пройдены произведения в разных жанрах, где признаки пасторали проявляются достаточно отчётливо (опера, оратория, симфония, клавирная миниатюра…), что позволяет повторить ряд важных тем
- принадлежность произведений в жанре пасторали разным композиторам позволяет так же решить задачу обобщения материала ряда тем I и II семестров: «Музыкальная культура XVII века»; «Бах»; «Гайдн»; «Бетховен»

- теоретический материал по данной теме достаточно объёмно представлен


в разных источниках: учебниках, энциклопедиях, словарях, специальной литературе и Интернете
- опыт работы показывает, что студенты нередко начинают обучаться по этой специальности, абсолютно не готовые работать с вышеназванными источниками. Мало того, в поисках информации ограничиваются Интернетом, не проявляя особого интереса и даже пренебрегая печатными изданиями. В течение двух семестров постепенно вводятся сначала учебники разной степени сложности, затем словари и энциклопедии, и только на завершающей стадии II семестра студенты готовы к осознанному чтению серьёзной специальной литературы. Тема «Пастораль» позволяет в нужном объёме выйти на неё
- тема помогает так же проверить умение сделать обзор крупного произведения с иллюстрацией фрагментов на фортепиано
- задания для самостоятельной работы разнообразны и способны пробуждать творческую инициативу
- тема удобна для работы как с теоретическим, так и с музыкальным

материалом.

Методика подготовки студента к индивидуальному зачёту
За четыре недели до зачёта преподаватель знакомит студента с темой зачёта; даёт перечень контрольных заданий и доводит до сведения студента их содержание и цель; выдвигает основные требования к оформлению работы и её результатам; предлагает необходимый для работы список литературы.
Перечень заданий и рекомендации по их выполнению

Рекомендовано придерживаться последовательности по выполнению заданий.
Этап I. Работа с теоретическим материалом:
1) Работа со справочниками, энциклопедиями, Интернетом.
Студенту для проработки называются конкретные статьи в музыкальной и литературной энциклопедиях. Остальные источники он должен найти самостоятельно после подробного объяснения методики поиска.

Из всех источников необходимо сделать выписки, сравнить их материалы и форму изложения, отметить общие и отличительные черты и в итоге сделать выводы, в которых акцентировать, какие элементы жанра пасторали отмечаются чаще всего.


Материалы источников должны быть усвоены в той степени, которая позволила бы студенту ответить на вопросы по ним на зачёте.
2) Чтение специальной литературы.
Студенту предлагаются для работы две статьи:

Булычёва А. Мнимая Аркадия.// Музыкальная академия.2002. №3;

Коробова А. Музыкальная топика как объект жанрового исследования// Музыкальная академия. 2005. №3.
Студенту разъясняется методика работы со статьями. Предлагается задание составить план-конспект по ним и подготовиться отвечать на конкретные вопросы по материалу статей, включая детали. Необходимо сравнить обе статьи в ракурсе раскрытия темы, обсуждаемой на зачёте. Предложенные задачи позволяют преподавателю проверить степень усвоения достаточно сложного материала.
3) После завершения работы над пунктами 1) и 2) студент может перейти к усвоению материала конспекта по жанру пасторали, сделанному на уроке, на новом уровне и таким образом более осознанно раскрыть основные его положения.
Выполнив пункты с 1) по 3) и чётко усвоив жанровые признаки пасторали студент переходит к следующему этапу, предполагающему работу с музыкальным материалом.
Этап II. Работа с музыкальным материалом:
За основу берётся музыкальный материал, уже знакомый студенту, но требующий повторения (в том числе и в теоретической части).
1) Необходимо повторить следующие темы:
- Рождение оперы и опера в Италии в XVII в.

- Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»

- Гайдн. Оратория «Времена года»

- Бах. «Хорошо темперированный клавир» Том I. Прелюдия g-moll.
Источники для повторения теоретического материала:
- конспекты уроков

- учебники:
1. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.

2. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2.

3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1.

4.Левик Б. История зарубежной музыки. Вып.2.

5. Гивенталь И. Щукина-Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып. 1, 2.

2) Выявить признаки пасторали в вышеназванных произведениях и быть готовым к беседе о них.
Этап III
В процессе подготовки зачёта студент может столкнуться жанром пасторали не только в произведениях курса музыкальной литературы (в том числе не обозначенных выше), но и в других источниках и самостоятельно предложить их для обсуждения на зачёте. Задание стимулирует творческую инициативу.
Этап IV
1) Подготовить к ответу общую характеристику «Пасторальной симфонии»

Бетховена с иллюстрацией тем за фортепиано.
2) Обдумать ответ на вопрос зачёта: «Какие топосы пасторали проявляются в

«Пасторальной симфонии» Бетховена?»

План урока
I Проверка приобретенных навыков работы со словарями, энциклопедиями и другими справочными источниками.

Отводимое на уроке время: 5 минут.

Студент должен показать владение материалом:

-назвать источники, в которых он нашёл информацию о пасторали

-объяснить, опираясь на них следующие названия: «буколики», «эклоги», «идиллии»

- рассказать о вариантах жанра в разных видах искусств различных эпох.
II Работа со статьями из журнала «Музыкальная академия».

Отводимое на уроке время: 10 минут.

1. Проверка глубины усвоения статьи Е. Булычевой «Мнимая Аркадия»:

-план статьи

- вопросы по тексту:

а) культура какой страны в эпоху Барокко пронизана пасторалью;

любимые темы пасторали?

б) в каких искусствах, кроме музыки, встречается пастораль?

в) назвать элементы пасторального гардероба и аксессуары.

г) в чем особенности декораций театральной пасторали?

д) назвать пасторальные танцы.

е) что такое «мюзет»?

ж) характерные черты фактуры жанра музыкальной пасторали.

2. Работа со статьей Коробова А. Музыкальная топика как объект жанрового исследования// Музыкальная академия. 2005. №3.

- план статьи

- разъяснить проблематику статьи, освещённую автором во вступлении. Объяснить понятие «топики» и подход, предлагаемый автором на примере пасторали

-вопросы по тексту основной части статьи:

а) назвать три основных момента музыкальной топики пасторали

б) перечислить топосы пасторали, а именно: сюжетные, первичные жанровые, инструментальные, звукоизобразительные, «цитатные», тональные

в) назвать особенности музыкального словаря инструментальной пасторали
3. Сделать сравнительный анализ двух статей в ракурсе раскрытия темы, формы, стиля изложения.

Какая из статей понравилась больше, и объяснить, почему.
III Перечислить произведения, изученные в курсе музыкальной литературы, или за ее пределами, которые можно отнести к жанру пасторали и аргументировать свой выбор.

Отводимое на уроке время: 5 минут.
IV Изложить общую характеристику «Пасторальной» симфонии Бетховена, аргументируя положения иллюстрацией фрагментов за фортепиано.

По завершению ответа студенту предлагается выявить топосы пасторали в предложенном произведении.

Отводимое на уроке время: 20 минут
V Анализ ответа студента преподавателем. Оценка на зачёте.

Отводимое на уроке время: 5 минут.
Выводы
В процессе подготовки индивидуального зачета был отмечен все более нарастающий интерес студента к данной форме контроля. Настороженность и сомнения, вызванные серьезной профессиональной литературой, были преодолены, и началось постепенное и глубокое вхождение в материал. Добрыми знаками стали вопросы по ряду не совсем понятных студенту фрагментов текста. Они свидетельствовали о появлении заинтересованности и желания разобраться во всем досконально.
При обсуждении предложенной формы контроля со студентом, он по собственной инициативе высказал пожелание провести аналогичный зачёт в конце следующего курса.

Мною с удовлетворением было отмечено, что задача стимулирования интереса к специальности и пробуждения творческих импульсов была решена.

Обучение в следующем, III семестре по дисциплине «Музыкальная литература» показало, что студент быстро реагирует на весь материал, связанный с тематикой зачетного урока, что доказывает убедительное владение им. Темы I курса, не получившие такой специальной проработки находились в менее активной зоне памяти.

Материалы, выносимые на зачёт, не претендуют на полноту охвата темы. Они ограничены навыками студента, временными рамками самостоятельной работы студента и самого зачета.
Вместо заключения

Студент, с которым опробовалась предлагаемая форма учебной работы во время обучения его на 1 курсе, на 3 курсе стал Лауреатом первой премии на Всероссийском открытом дистантном конкурсе научных работ по музыкальной литературе среди учащихся ССУЗов, проводимом Кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова в ноябре 2012 - марте 2013 годов, что доказывает её эффективность.