birmaga.ru
добавить свой файл

1
1


Виктор Петрович Астафьев « Видение».

1.

Определите тему текста.

Определите проблему текста.

2.

Найдите в тексте слова, которые выражают позицию автора.

3.

- Свои миниатюры А.И.Солженицын назвал «Крохотки». Попробуйте определить глубинный смысл такого названия жанра.

- Выберите из предложенных глаголов – синонимов один глагол, который наиболее точно отражает суть названия жанра.

Беречь ( не тратить, не расходовать напрасно), защищать (охраняя, оградить от враждебных действий).

Словарь для справок:

Вертеп - место разврата и преступлений, притон.

Словарь – синонимов:

Разрушенная – уничтоженная, поломанная, поруганная (высок.), сломанная.

Вечная – неизменная, неумирающая, бессмертная, нетленная (высок.)

Тлен – подверженный тлению, разрушению, не вечный.

Словарь для справок:

Вертеп - место разврата и преступлений, притон.

Словарь – синонимов:

Разрушенная – уничтоженная, поломанная, поруганная (высок.), сломанная.

Вечная – неизменная, неумирающая, бессмертная, нетленная (высок.)

Тлен – подверженный тлению, разрушению, не вечный.

2

Александр Исаевич Солженицын «Путешествие вдоль Оки».

1.

Определите тему текста.

Определите проблему текста.

2.

Найдите в тексте слова, которые выражают позицию автора.

3.

- Свои миниатюры В. П. Астафьев назвал «Затеси»

. Затесь – это зарубка на дереве, которую оставляли охотники, отправляясь в лес, чтобы не заблудиться. Попробуйте определить глубинный смысл такого названия жанра.

- Каким глаголом можно наиболее точно определить суть названия жанра?

Помнить (удерживать в памяти), запомнить (сохранить в памяти).

№ 3

Александр Исаевич Солженицын «Колокольня».


1.

Определите тему текста.

Определите проблему текста.

2.

Найдите в тексте слова, которые выражают позицию автора.

3.

- У поэта и писателя Владимира Алексеевича Солоухина есть цикл записей о литературе, о смежных видах искусства, о духовных ценностях, о жизни. Эти записи автор назвал «Камешки на ладони». Попробуйте определить глубинный смысл такого названия жанра.

- Выберите из предложенных глаголов – синонимов один глагол, наиболее точно отражающий суть названия жанра.

Беречь (содержать в безопасности, не уничтожать), сохранить (не дать погибнуть, пропасть).

В. П. Астафьев «Видение».

Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Поднялось солнце. Озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.

И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве.

Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, завороженный.

Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я думал, что пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

А тут Спас – камень – храм! Монастырь!

История этого дива такова. В честь русского война – князя, боровшегося за объединение земель, был воздвигнут памятник – монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега. На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его известный Дионисий!

Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, в колхозах развернулось строительство и потребовался кирпич. Но монахи были отличными строителями и из кирпича сотворили монолит.


Пришлось взорвать монастырь. Рванули – и все равно кирпича не взяли: получилась груда развалин, и только. Осталась от монастыря одна колоколенка…

Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!

Чудо, одним словом, чудо, созданное руками и умом человеческим.

А. И. Солженицын «Путешествуя вдоль Оки».

Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа!

Он – в церквах. Взбежавшие на пригорки, царевнами белыми, колокольнями стройными, точеными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью – они издалека – издалека кивают друг другу, друг другу невидимые, поднимаются к единому небу.

И где бы ты ни брел, никогда ты не один. Всегда манит тебя маковка колоколенки.

Но ты входишь в село и узнаешь, что не живые – убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или искривлены; редко еще сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти – бочки с соляркой. В той церкви подрагивают станки. Эта – просто на замке, безмолвная. Еще в одной и еще в одной – клубы.

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли – вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти. Наши предки вложили все свое лучшее понимание жизни.

Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь…

А. И. Солженицын «Колокольня».

Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своем восьмом веку будет невежественной волей самодурных властителей утоплен на две трети в Волге.


Но осталась от утопленного города – высокостройная колокольня.

Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего – а колокольню почему-то не доспели свалить, как заповедную бы. И – вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью пролетами, а дальше луковкой и шпилем – в небо! Да еще на шпиле – каким чудом? – крест уцелел.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…

Самоанализ урока литературы.

Это урок из цикла бесед по современной литературе. В качестве материала для анализа использованы тексты необычных для школьников жанров – «крохотки» А. И. Солженицына и «затеси» В. П. Астафьева.

Цель урока: формирование понятия «красота» как одной из духовных ценностей.

Исходя из темы урока, были сформулированы следующие задачи:

1. Познавательные:

- познакомить учащихся с «крохотками» А.И.Солженицына и «затесями» В.П.Астафьева;

- способствовать пониманию авторского определения жанра лирической миниатюры;

- способствовать формированию представлений о красоте как духовной ценности;

- способствовать активизации и обогащению словарного запаса учащихся.

2. Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- способствовать развитию коммуникативных умений (работать в группе);

- способствовать развитию воображения и образного мышления;


- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.

3. Воспитательные:

- воспитание нравственного сознания и нравственной позиции в отношении красоты как одной из духовных ценностей.

Тип урока: творческая мастерская ценностных ориентаций.

Первый этап ТМ – СОНАСТРОЙКА – это психологический настрой и мотивация деятельности.

В качестве ИНДУКТОРА использовано «яркое пятно» и эффект неожиданности (глобус) с намеренно жестким определением зла на планете (через строки И. Бунина) и дальнейшим выходом на ключевое слово «красота».

Ассоциативный ряд, созданный учащимися, позволил выйти на понятие «красота».

Следующие этапы урока проведены в соответствии со структурой

мастерских ценностных ориентаций. Понятие «красота» анализировалось на примере художественных произведений А. И. Солженицына и В. П. Астафьева. Причем анализ учащиеся начали с выразительного чтения текстов, что позволило создать особый эмоциональный настрой благодаря писательскому слову и стилю лирических миниатюр. Усилило этот настрой, на мой взгляд, фоновое звучание Прелюдии № 5 «Душа» Д. Шостаковича. Все это способствовало развитию эмоциональной сферы учащихся.

В результате появляется РАЗРЫВ между привычным пониманием красоты и новым видением этого понятия – красоты духовной.

Выбор текстов обусловлен возрастными особенностями учащихся и их идейным смыслом.

Глубокого литературоведческого анализа произведений не предполагалось, так как для раскрытия темы требовалось лишь определение тематики, проблематики, авторской позиции и особенности жанра миниатюр.

Часть времени мастерской отведена словарной работе, так как подбор синонимов, определение значения слов (например, разрушенный – поруганный, вечный – нетленный) позволили в конце урока более точно сформулировать его тему.

Методы обучения – словесные, частично – поисковые (поиск цитат для объяснения авторской позиции). Эти методы способствовали активизации учения школьников.


Самостоятельная работа с текстом обеспечивала развитие познавательной активности учащихся, а поиск глубинного смысла авторского определения жанра способствовал развитию воображения.

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке – сочетание разных форм: групповой, индивидуальной, что вполне согласуется с принципом проведения ТМ.

Организация групповой работы способствовала развитию коммуникативных умений.

В уроке реализованы межпредметные связи с русским языком (синонимы), с обществознанием (духовность и духовные ценности), музыкой, географией (меридиан, экватор), историей (варварское отношение к церквям во время создания колхозов), внутрипредметные связи (И. А.Бунин, В. А. Солоухин).

Обращение к «затеси» В. Астафьева «Знак памяти» способствовало развитию образного мышления: условная символика креста помогла обобщить материал и привела учащихся к выводу, что проблема духовности – это проблема всемирного масштаба.

Рефлексия по уроку проведена в режиме «мозгового штурма» (в течение 1 минуты обратиться к потомкам с напутствием, используя одно предложение). Такая мини – творческая работа способствовала развитию умений делать выводы. После рефлексии, по условиям ТМ, проведено афиширование работ.

Этап самоконструкции (творческая работа – эссе) оставлена как домашнее задание, так как требует времени для размышления на трудную философскую тему. Оценка результатов – после выполнения домашнего задания.

Конечно, надо было бы для более широкого обобщения всеобщности проблемы духовной красоты привести в качестве примера миниатюры писателей других стран, например, японские даны. Но хронометраж урока не позволил это сделать.

Считаю, что цели урока в основном достигнуты.

Дети ушли с новыми знаниями:

- познакомились с новыми произведениями А. Солженицына и В. Астафьева;

- рассмотрели авторское определение жанра лирической миниатюры

-

Оборудование урока:

Глобус, тексты А. И. Солженицына и В. П. Астафьева, рабочая карта урока с заданиями, бумага, магниты, морские камешки, фломастеры.

ТСО: мультимедийная презентация, запись духовной музыки.