birmaga.ru
добавить свой файл

1 2




Приложение 2
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на:

- приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования;

- повышение эффективности механизма правового регулирования;

- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НОВЕЛЛЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

1. Система образования

Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляются дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование, высшее образование, подготовка научных кадров, а также дополнительное образование детей и взрослых.
Изменяется система уровней образования (образовательных цензов):

сейчас

будет

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.


1) дошкольное образование;

2) общее образование:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование;

3) среднее профессиональное образование:

- подготовка квалифицированных рабочих;

- подготовка специалистов среднего звена;

4) высшее образование:

- бакалавриат;

- магистратура, подготовка специалиста;

- подготовка научно-педагогических кадров.


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования (сейчас для образовательных программ дошкольного образования утверждаются федеральные государственные требования). При этом во ФГОС дошкольного образования не будет требований к результатам освоения образовательных программ.

Уточняется классификация программ:


сейчас

будет

  1. общеобразовательные программы:




  • основные общеобразовательные программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.


  • дополнительные общеобразовательные программы


2) профессиональные программы:


  • основные профессиональные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);


- послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура).


  • дополнительные профессиональные образовательные программы:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации;

- программы стажировки.



  1. основные образовательные:




  • основные общеобразовательные программы:

- образовательные программы дошкольного образования;

- образовательные программы общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).


  • основные профессиональные образовательные программы:

- образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);

- образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров).


  1. иные виды образовательных программ:




    • дополнительные общеобразовательные программы:

- общеразвивающие;

- предпрофессиональные;


    • дополнительные профессиональные программы:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации (профессионального развития);

- специализированные последипломные профессиональные программы (программы ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки)

Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программы - программы подготовки научных кадров (докторантура)




Уточняются формы обучения:


сейчас

будет

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы.

В Российской Федерации образование может быть получено:

посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по основным и дополнительным образовательным программам в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Допускается сочетание различных форм обучения.
Для обучающихся по основным общеобразовательным программам, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.
Исключаются особые формы обучения по дополнительным профессиональным программам.




2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность

сейчас


будет

Образовательную деятельность вправе вести:

- образовательные учреждения;

- научные организации (по образовательным программам послевузовского профессионального образования и по дополнительным профессиональным образовательным программам);

- иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессиональной подготовки);

- индивидуальные предприниматели.


Образовательную деятельность вправе вести:

- образовательные организации;

- научные организации (по программам высшего образования - программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров, по дополнительным профессиональным программам и по программам профессионального обучения);

- иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам);

- индивидуальные предприниматели.



Совершенствуются типы и виды образовательных организаций:


сейчас

будет

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;


6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.


В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.
Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

1) организация дополнительного образования;

2) организация дополнительного профессионального образования.
Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности.
Формируется перечень видов, категорий и используемых для их обозначения специальных наименований образовательных организаций, а также при необходимости устанавливаются особенности осуществления образовательной деятельности отдельными видами, категориями образовательных организаций.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.



Тип, вид, категория (при наличии) образовательной организации определяются при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе.




3. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ
Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса

при реализации профессиональных образовательных программ:



сейчас

будет

Законодательно не предусмотрена.
Применяется по желанию отдельных вузов.

Введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса по каждому направлению подготовки и специальности предусматривается ФГОС.
Система зачетных единиц (кредитов) применяется для определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для освоения учебного курса, предмета, дисциплины, модуля или образовательной программы в целом.
Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой образовательной программе устанавливается ФГОС.



Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ


сейчас

будет

Законодательно не предусмотрены.
Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО.

Основные образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия.

В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:

совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся основной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций;

зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в сетевом взаимодействии.





    1. Экономическая деятельность в сфере образования


Предусматривается бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций


сейчас

будет

Не предусмотрено.


Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.

Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.


Определяются условия проведения конкурса и критерии конкурсного отбора.



Вводятся новые экономические институты в сфере образования


сейчас

будет

Отсутствуют.

Образовательное кредитование.


Формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций.


Коммерческая концессия (франчайзинг) в сфере образования.
Объектом коммерческой концессии в сфере образования является комплекс принадлежащих юридическим или физическим лицам исключительных прав на образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования, включая право на коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания.

По договору коммерческой концессии в сфере образования правообладатель обязуется предоставить организации-пользователю, осуществляющей образовательную деятельность, за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и опыта.



Инвестиции в сфере образования.
Под инвестициями в сфере образования понимаются бюджетные и частные инвестиции, то есть вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты образовательной деятельности в целях достижения полезного эффекта и (или) получения дохода.

Объектами инвестирования в сфере образования могут быть основные средства, создание образовательных программ, методик и технологий образования, воспитания и контроля качества образования, фонды целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, а также иные объекты, относящиеся к обеспечению образовательной деятельности. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства.




5. Дошкольное образование


сейчас

будет

Образовательная программа дошкольного образования de facto включает в себя и присмотр и уход за детьми.

В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня.


В Законе РФ «Об образовании» содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Требования к лицам, осуществляющим такую деятельность, не устанавливаются.

Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.


В настоящее время предусмотрены следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

детский сад для детей раннего возраста;

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

детский сад присмотра и оздоровления;

детский сад компенсирующего вида;

детский сад комбинированного вида;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;


центр развития ребенка.


Совершенствуются виды дошкольных образовательных организаций:

детский сад;

детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад).
При этом они вправе использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (например, оздоровительная, с осуществлением приоритетного направления развития детей и пр.).


6. Общее образование


сейчас

будет

В настоящее время предусматриваются следующие виды общеобразовательных учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);


ж) общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;

з) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

и) образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

к) общеобразовательная школа-интернат;

л) и т.д.


Совершенствуются виды общеобразовательных организаций:

1) общеобразовательная школа;

2) коррекционная общеобразовательная школа.
Предусматривается возможность использования специальных названий в наименовании общеобразовательных организаций. Например:

общеобразовательные школы, обеспечивающие углубленную, профильную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям) – общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально-экономического, художественно-эстетического цикла, – гимназия;

общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла, – лицей;

общеобразовательные школы, реализующие основные общеобразовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности, – президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся (интернат).


Отсутствует.

Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки.

Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Такие интегрированные программы будут реализовываться соответственно в детских спортивно-юношеских школах олимпийского резерва и в кадетских корпусах (суворовских училищах).


Отсутствует подробная регламентация на законодательном уровне.

Закрепляются особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных общеобразовательных школах или в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ.
Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.


Закрепляются особенности предоставления общего образования:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

обучающимся с девиантным поведением, направленным в специальные учебно-воспитательные организации;

лицам, осужденным к лишению свободы.



следующая страница >>