birmaga.ru
добавить свой файл

1
Особенности языка лирического произведения


Цели:1.Образовательная: углубить представление обучающихся

Об особенностях языка лирического произведения,

Выразительных средствах и поэтическом синтаксисе.

2.Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста;

активизировать самостоятельную работу.

3. Воспитательная: приобщать обучающихся к образному

видению лирических произведений, воспитывать любовь

к слову.

Оборудование:

- Художественные тексты;

- Репродукции картин И.Левитана, Э.Трабаря, К.Юона;

- Грамзапись Вивальди и Чайковского « ».

-Таблица «Тропы и фигуры речи».

Оформление доски:

- У каждого из слов душа своя…

И.Бунин

- Как орган звучит слово…

В.Дольский

- О, если б без слова сказаться душой было можно!

А.А.Фет


Ход урока
1.
Разминка для мышц лица (Упражнения «колечко»

«трубочка»

«грустно –весело»)

И языковая разминка(скороговорки)
2. Мотивация урока


?
Что называют айсбергом( ледяная глыба, большая часть скрыта

под водой)

! Вот и в литературе произведение, как айсберг: малая часть

лежит на поверхности – ясная и понятная, большая – скрыта от

нас и её надо научиться видеть. А для этого необходимо

внимательное, вдумчивое чтение, работа души, ума и сердца.

Ведь прочесть произведение - это значит проникнуть в мир

писателя, поэта понять его мировоззрение.

3. Актуализация изученного ранее.

На прошлых уроках мы изучали особенности эпического

произведения.

? Назовите главное в эпическом изображении.

? Что является главным в лирическом произведении.

? В чем сходство и различие прозаического и стихотворного


Текстов.


  1. Сравнительный анализ разных видов искусства.

? Что является средством изображения в произведениях

живописи, музыки, словесности.

- Используем иллюстрации К.Юона «Мартовское солнце»,

И.Левитана «Март», «Февральская лазурь» Э.Трабаря и другие.

- Прослушиваем мелодии Вивальди и Чайковского

«Времена года. Февраль».

- Читаем стихотворение И.Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

Вывод в таблице:

Средства изображения


В музыке

В живописи

В словесности

Звук, мелодия

Линии, краски, цвет, форма

Поэтическое слово


Работа с эпиграфами урока

  1. Постановка учебной проблемы.

Формулирование темы, целей.

Цель: Знакомство с особенностями лирического произведения, средствами языка, открывающими глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от не внимательного читателя.

6.Коллективная работа:

Наблюдение и анализ над особенностями языка лирического произведения на примере стихотворения И.Бунина

«Еще и холоден и сыр…»
Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят


Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

? Сколько частей в стихотворении?

? Назовите ключевые образы.

? Действия, которые с ними происходят.

? Определения, дополняющие картину.

? Определите тему стихотворения(объект изображения).

? Сколько в ней микротем, о чем они повествуют?

? Кто является закулисным героем (лирический герой).

? Каким перед вами предстаёт лирический герой,

(наблюдательный, романтичный, влюбленный в природу).

? Озаглавьте стихотворение (почему у Бунина нет заглавия).

В итоге работы получилась образная

схема стихотворения
Тема: Предчувствие весны
Микротемы:

Пафос: -не налюбуюсь

(чувства автора -пейзаж влечёт = Восхищение

его оценка) -жадный взор восторг
Идея: Любовь и радость бытия


  1. Работа в группах

1группа

Композиционное решение стихотворения

1.что такое композиция?

Как выстроена композиция стихотворения?

2.Какими словами выражено авторское восприятие мира?

Выпишите их.

3.Какова главная мысль (идея) стихотворения?

4.Каково значение композиции в раскрытии основной идеи

Стихотворения?
2 группа

Образность пейзажной лирики

1.Найдите в тексте слова в переносном значении и дайте им

Определение.

2.Какие особые группы слов помогают раскрыть идею

стихотворения?


3.Какую роль играют выразительные средства языка

в стихотворении?
3 группа

Стихотворная форма лирического произведения

1.Определите размер стиха и способы рифмовки, их роль

в стихотворении.

2.Каковы особенности синтаксиса языка лирического

Произведения?

7.Подведение итогов, обобщение.

-Видеть и чувствовать природу, жить с ней в гармонии

Величайшая радость для человека.

-Мы – дети природы, должны научиться любить мир,

в котором живём.

-Надо в обычном видеть необыкновенное, и тогда твоя

жизнь наполнится яркими красками и незабываемыми

впечатлениями.

8.Оценивание.

Ответов с комментарием

9.Дом/задание:

1. «Проба пера» (сочинить стихотворение)

2.Составить кроссворд «Выразительные средства

языка»

3.Рисунки к стихотворению И.Бунина