birmaga.ru
добавить свой файл

1




2013




МАОУ гимназия № 22
Маценко Марина Борисовна




[ У истоков духовности]


(из опыта работы изостудии «Фантазёр» гимназии № 22 г. Калининграда)





В современных условиях возрастает роль педагогов, учителей, воспитателей, в руках которых находится самое главное богатство страны – дети и подростки, молодежь, от мировоззрения которой (будет ли она национально ориентирована или – видеть свои идеалы на Западе, духовно-нравственна или безнравственна). От этого зависит будущее государства. Педагог сегодня – это авангард нашей невидимой армии, имя которой духовность и культура, традиции и опирающиеся на них инновации.

Современные педагоги свободны от формализма в вопросе о воспитании детей. Веря в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов духовной жизни, они озабочены тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое творческое развитие. Одни педагоги нацелены на то, чтобы развить в ребенке те дарования, какие присущи ему, укрепить и усилить психические функции, которые дадут возможность личности наиболее полно и ярко проявить себя. Другие придают существенное значение развитию социальных сил в ребенке, накоплению в нем социальных навыков, способности проникаться теми задачами, которыми живет общество. Идея развития творчества в человеке есть вообще одна из любимых и дорогих идей для современной педагогики, можно сказать - высшая цель, к которой стремится современное воспитание. Педагогическое внимание сосредоточено здесь на том, чтобы развить в ребенке функции, которые сделают его сильным и творческим в условиях современной жизни и освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Мы должны помнить и сохранять то наследие, которое нам дала культура наших предков. На Западе акцент в воспитании ставится на успех, личное благополучие, в большинстве случаев – материальное. У нас отношение к воспитанию отличается от западного. Для нас:


без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:


  • утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

  • исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

  • забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

На занятиях в изостудии «Фантазёр» происходит обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому развитию ребенка. Познавательная сфера расширяется не путем накопления детьми разнообразных фактов, а через открытие и усвоение связей между ними, тем самым применятся комплексный системный подход к организации дополнительного обучения для учащихся. Программой заложено органичное сочетание формирования и накопления знаний и представлений детей об окружающей действительности и усвоения их духовно-нравственных смыслов, т.е. ответа на вопрос о том, что дает то или иное знание или умение уму и сердцу ребенка.

Возрастные категории детей, посещающие изостудию–в основном это дети младшего школьного возраста. В этот период жизни человека формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, закладываются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Для ребенка начального школьного возраста важно и запоминается только то, что эмоционально и доступно для восприятия. При этом нужно опираться на то, что


присутствует в жизненном опыте ребенка или предугадывается в зоне его ближайшего развития, как- то: система социальных отношений, культурно-исторический и краеведческий аспекты. Знания об окружающем мире могут служить не только пищей для ума, но и для сердца. В основе отбора содержания обучения лежит ответ на вопрос, каким образом данная тема будет полезна ребенку, что она ему может дать в разрезе духовно-нравственного воспитания.

Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со «Словом о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.

Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. Именно младший школьный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что включение ребенка такого возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно - творческих способностей.

Занятия с детьми младшего школьного возраста должны быть наполнены фольклорным материалом – богатым наследием земли русской. Дети с воодушевлением знакомятся с отношением к труду и досугу, к играм и забавам наших предков. Накопленный фольклорный материал и иллюстрации к ним: потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, русские народные сказки – учат различению добра и зла, жестокости и милосердия, трудолюбия и лени и других качеств души. Также необходимо знакомство с творчеством таких художников как Билибин, иллюстратором русских народных сказок (и творчеством других художников, рисующих на подобные темы).


Программа курса дополнительного обучения изостудии «Фантазёр» была разработана на 2012-2013 год с учётом обязательного минимума по формированию нравственно - эстетических качеств и художественно - творческих способностей школьников, а также с учётом интересов, способностей каждого школьника и содержит требования ФГОС. В программу входят такие виды деятельности учащихся как рисование акварелью, гуашью, аппликация, а также другие виды деятельности.

Основой моей системы при работе с одарёнными детьми заключается в следующем:


    • изучение личностных способностей учащихся,

    • создание для каждого из них индивидуального плана работы;

    • установление контакта с семьями учащихся;

    • создание благоприятной среды для занятий;

    • участие в выставках детского рисунка.

На каждого учащегося изостудии было составлено портфолио, где есть следующие материалы:

    • личная фотография учащегося;

    • лучшие рисунки;

    • выставки, в которых принимал участие.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении школьников к живительному источнику народной мудрости

Совместно с учащимися 3 классов провели внешкольное мероприятие «Коляда».

Для сценария силами учащихся кружка были изготовлены маски колядующих , изготовлены фигуры ангелов. К дню православного праздника Пасхи дети изготовили пасхальные открытки, а также другие пасхальные сувениры.

Также в работе изостудии большое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Учащиеся изготовили открытки и плакаты, посвященные Дню защитника отечества, нарисовали картины, посвященные войне 1812 года, Куликовской битве.
Результаты работы с детьми в изостудии:

  • возросли интересы к самостоятельной работе;

  • возникло желание стать успешным и узнать новое;


  • появилось стремление узнать историю, культуру и обычаи своей страны;

  • повысились духовно-нравственные качества:

- дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее;

- дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому;

появилась гордость за историческое прошлое нашей страны.

Сейчас в нашей стране происходит возрождение истоков традиционной русской культуры, приобщение к истинным ценностям нашего народа, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, закладка фундамента становления его самобытной личности. И учителя должны всячески содействовать этому процессу.

Воспитание духовности

Слайд 1

Духовность – человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Это фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке».

Духовность характеризуется качествами, возвышающими личность над собственными физиологическими потребностями

  • бескорыстностью;

  • свободой;

  • эмоциональностью;

  • сознательностью.

Слайд 2

«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству».

Томас Манн

Уникальность и значимость образовательной области «Изобразительное искусство» в том, что этот предмет направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. Поэтому вся деятельность учителя изобразительного искусства направлена прежде всего на воспитание духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.


Слайд 3

Основу воспитания на уроках изобразительного искусства составляет эстетическое восприятие действительности. Это литературные и художественные образы, созданные великими учеными и писателями.

«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты».

К. Д. Ушинский

Слайд 4

Особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании состоит в его способности приблизить к ребенку весь мир переживаний нравственных ценностей, безнравственных поступков, при столкновении с которыми формируется личность ребенка.

В процессе изучения изобразительного искусства ребенок создает образ мира и учится выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом.

Слайд 5

Рисунки детей на тему «Леса учат человека понимать прекрасное иллюстрируют естественный и нравственный закон – учиться у природы, бережно к ней относиться.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд6.jpg


Слайд 6

Процесс восприятия произведений изобразительного искусства отличается тем, что предполагает развитие специальных навыков, специфических чувств, а также овладение образным языком изобразительного искусства.

Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.


Слайд 7

Талантливое художественное произведение побуждает думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.


Слайд 8

После знакомства с художественным произведением искусства ученик может создать собственную компьютерную презентацию.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд9.jpg


Слайд 9

Бескорыстность возвышает личность ребенка над сиюминутными потребностями, учит детей сопереживанию.

Происходит формирование качеств, об истинной человечности, о доброте, бескорыстности и культурной полноценности в восприятии мира.

Дети изучают вечные темы искусства «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание».


Слайд 10

Вечные темы искусства представлены работами Пикассо «Мать и дитя», а также рисунком ученицы 5 класса «Я и моя мама» Ведерниковой Ю.

Основное внимание уделялось передаче чувства. Общего настроения в портрете двух людей.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд11.jpg

Слайд 11

Вечное и дорогое представлено в портретах пожилых людей. Это картины Шилова «Ждет сына», Васильева «Старец» и рисунком ученицы 5 класса «Грустит о сыне» Книга К.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд12.jpg

Основное внимание было обращено на душевное переживание о близких людях.

Слайд 12

Переживание мыслей и чувств авторов картин художников Пикассо «Старик и мальчик», Духановой «Картина с кошкой» побуждают к собственным чувствам и переживаниям. Рисунок «Сына воспитав» ученицы 7 класса Булава В. помогает услышать боль другого человека, чтобы понять и спасти его.


e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд13.jpg


Слайд 13

Изучение тем библии на уроках «Изобразительного искусства» в 7 классе помогает ощутить естественную целесообразность человеческого бытия. А именно – понимание одного человека другим человеком, создает возможность ощущать радости и страдания другого как свои собственные.

Через изучение библейских сюжетов человек может выразить самые сложные человеческие чувства.

Слайд 14

В рисунках детей на темы Рождества представлено их стремление к симметрии, к разделению радости торжества со зрителями. К украшению, внимательность к прорисовыванию мелких деталей, диалогичность.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд15.jpg


Слайд 15

Изучение культуры родной страны происходит в процессе изучения культуры отношений, выработанной многими поколениями людей.

Развитие художественной культуры учащихся направлено на формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, является неотъемлемой частью культуры духовной.

Слайд 16

Духовная роль программы «Изобразительное искусство» определяется также воспитанием гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей родины, а потом знакомится с искусством других народов.

Особое внимание уделяется изучению предметов народного творчества.

Слайд 17


Знакомство с истоками народного искусства происходит во 2 классе – темы «Сказочная птица», «Человек и его украшение»; в 3 классе – темы «Твои игрушки», «Твоя посуда»; в 4 классе – темы «Истоки родного искусства», «Древние города нашей земли»; в 5 классе – темы «Древние образы в народном искусстве», «Истоки и современное развитие промыслов России». На этих уроках раскрывается представление человека о мире, о красоте.

Слайд 18

Рисунки учащихся изображают красоту и неповторимость каждого домика, каждого деревца, гордость за свою страну.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд19.jpg


Слайд 19

На уроках изобразительного искусства изучаются обычаи и традиции, праздники, обряды.

Слайд 20

Ребята узнают, почему появился праздник, какую одежду одевают на этот праздник; участвуют в создании образцов костюмов или композиций на тему «Народные праздничные обряды».

Слайд 21

Воспитание сознательности происходит в процессе изучения природы, рисования разнообразных форм животных и растений, осознания необходимости бережно относиться к природе. Этому помогает составление рефератов по защите окружающей среды.

Слайд 22

Плакаты учащихся на тему защиты окружающей среды показывают неравнодушие и заботу о своей стране и о планете в целом. Каждый плакат отличает создание индивидуального, неповторимого образа родной природы.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд23.jpg



Слайд 23

Особое старание проявляется при представлении плакатов самими художниками, обеспокоенными судьбой родной планеты, ее будущим.

Слайд 24

Еще одна сфера деятельности – это поиск связей искусства с жизнью и трудом человека в современном обществе. Элементами изучения являются эмблемы, логотипы, клипарт, а также газетная графика.

Слайд 25

В программе по изобразительному искусству предусматривается широкое привлечение опыта детей, примеров из окружающей действительности. Они являются источником развития образного художественного мышления.

Слайд 26

Постижение социальных связей искусства и общественной жизни происходит в процессе просмотра компьютерной презентации «Интересы и увлечения», когда учащиеся составляют свой вариант ответа, обобщающий знания по данной теме, а также показывающий индивидуальность каждого ответа.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд27.jpg


Слайд 27

Воспитание духовно-нравственного единства имеет первостепенное значение в жизни современного общества. Необходима консолидация усилий каждого гражданина. Поэтому в процессе изучения истории создания картин основное внимание уделяется самой личности портретируемого, изучению его заслуг и идейных убеждений.

Слайд 28

Такую работу можно осуществить в процессе проведения блиц-опроса:

1. Как мы понимаем значение слова патриот?

2. Какого человека называют патриотом?


3. Кого из патриотов России могут назвать учащиеся?

Сообщение ученика может сопровождаться беседой по картинам.


Слайд 29

Настоящее познание искусства – это изучение тем жизни современного общества, а не пассивное отражение действительности. Необходимо. Чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков.

Слайд 30

Развивать социальные связи искусства можно, используя компьютерную презентацию «Современные художники – за мир», закрепляющую основные понятия социальной роли художника в жизни современного общества.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд31.jpg


Слайд 31

Духовно-нравственное отношение учащихся к реальности определяется по их пониманию свободы в системе ограничений. Это означает необходимость изучать изобразительное искусство от теории к практике рисования, а затем к созданию художественного образа.

Слайд 32

Последовательностью выполнения рисунков на тему сказки было:

  • изучение сказки;

  • составление композиции;

  • прорисовывание деталей;

  • рисование в цвете с сохранением плановости пространства;

А затем, когда картина наполняется содержанием –определяется общая характеристика данной картины, как единого целого – художественный образ.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд33.jpg

Слайд 33


Воспитание эмоциональности происходит при творческом переосмыслении образов материальной культуры (зданий, техники) и превращения их в образы изобразительного искусства.

В процессе духовного развития личности формируется самостоятельное видение мира, размышление о нем, возможность предполагать его будущее.

Слайд 34

Портрет – основа художественного творчества. Его эмоциональность показывает интерес художника к другому человеку, его душе. Живописный портрет подобен целому литературному произведению, столько в нем тонких чувств и эмоций.

e:\доклад\развитие духовности на уроках изобразительного искусства\слайд36.jpg


Слайд 35

Эмоциональность в портрете может быть достигнута за самое короткое время или на протяжении многих сеансов рисования. Важно не останавливаться, постоянно искать образы. Уверенность художника – основа успеха.

Слайд 36

Метод единства восприятия и созидания основывается на постоянном совершенствовании навыков изобразительной деятельности.

Человек должен чувствовать себя счастливым, ощущать свои творческие силы, познавать искусство, сознавать законы нравственного развития.


Литература

1.Школа изобразительного искусства. В десяти томах. 1 том. Москва . «Изобразительное искусство». 1986.

2. Педагогика искусства. Б.М.Неменский. –М.: Просвещение, 2007.-255 с. –(Библиотека учителя)

3.Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. БМ.Неменского. – М.:Просвещение,2007.

4.Изобразительное искусство: искусство и ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение. 2007.


5. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2006.

6.Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2007.

7. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Просещение,2007.

8. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2008.

10.Искуссто. Живопись. Скульптура. Графика. Книга для учителей. Москва. «Просвещение». 1989.