birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект комплексного занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Рязанской области в подготовительной группе «Подарки из бабушкиного сундука».


Цели и задачи:

1.Продолжать знакомство детей с предметами народного прикладного творчества.

2.Формировать умение выражать в речи свои впечатления, мысли.

3.Пополнять словарь новыми словами старинного русского быта.

4.Развивать интонационное развитие речи, память, художественное восприятие.

5.Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству родного края.

Предварительная работа:

Посещение музея народного быта в СОШ №4, рассматривание предметов, сделанных руками взрослых, чтение и заучивание потешек, пословиц, поговорок и т.д., знакомство с народными играми. Рисование узоров по мотивам русской росписи.

Под русскую народную мелодию дети входят и садятся на стулья.

Воспитатель: Дети, с давних пор на Руси люди любили рассказывать сказки. Они передавали их друг другу, а малышей веселили потешками. Вы тоже часто слушали потешки, давайте вспомним сейчас некоторые из них.

Дети рассказывают потешки:

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Котик, брысь, котик, брысь,

На кроватку не ложись.

Сходи к речке погулять,

Не мешай Андрюше спать.

Ты, Андрюшенька, усни,

Дремота тебя возьми.

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят!

Динь! Динь! Динь!

Воспитатель: сообразительность, остроту ума показывали пословицы и поговорки о разных жизненных ситуациях. Очень много у русского народа пословиц и поговорок о труде.

Дети выразительно читают пословицы:

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Работай до поту – поешь в охоту.


Землю красит солнце, а человека труд.

Воспитатель: Потешки, пословицы и загадки люди не писали, а передавали друг другу в разговорной речи из уст в уста. Это и называется устным народным творчеством.

Воспитатель обращает внимание на свой внешний вид: Ребята, обратите внимание, в каком красивом костюме я к вам пришла. Это народный костюм Рязанской области села Секирино.

В старину девушки сами шили и украшали свои костюмы. Давайте повнимательнее его рассмотрим: Это головной убор, посмотрите и расскажите чем он украшен (дети описывают украшения). Украшение у меня на шее называется «ожерелье»

Мне этот костюм достался от бабушки. Из поколения в поколение его передавали вместе с другими старинными вещами. В нашей семье они хранятся в этом сундуке (воспитатель открывает сундук и по ходу рассказа знакомит детей с новыми предметами, объясняя их значения). Сундук этот не простой, а старинный и предметы, которые в нем хранятся, тоже старинные (воспитатель вынимает из сундука рушник) это рушник, лицо и руки вытирать. Посмотрите какой он расписной и красивый. Давайте повторим с вами вместе название (дети повторяют новое слово хором и индивидуально). Скажите, а как теперь называется этот предмет (полотенце). Посмотрите повнимательнее и расскажите: каким узором он вышит? Его моя бабушка сама вышивала (ответы детей). Воспитатель достает и показывает детям кружевные салфетки. Это – кружевная салфетка, в старину кружева плели вручную, при помощи крючка и ниток (достать из сундука и показать крючок и нитки). Понравилась ли она вам? Расскажите об этой салфетке, опишите ее (похожа на снежинку, ажурная, как паутина – ответы детей). Воспитатель достает из сундука пряжу и веретено. Пряжу наши бабушки пряли при помощи прялки и веретена (показать предметы, индивидуально повторить названия). А еще моя бабушка вышивала гладью. Вышивки гладью, крестом, кружево, ожерелье – все это бабушка сделала своими руками. Как в сказках называли таких женщин? (рукодельница). Дети, вспомните и назовите сказки, где героинями были рукодельницы? (ответы детей)


Вот и опустел бабушкин сундук. Все ее вещи – это произведения русского прикладного искусства. Дети, расскажите, какие старинные вещи, сделанные руками ваших бабушек, есть у вас дома? Расскажите нам о них (ответы детей)

Воспитатель: как много новых слов мы сегодня узнали. Давайте повторим их еще раз (четко произносят слова). А теперь давайте произнесем эти слова по частям и сосчитаем сколько частей в каждом слове, а наши ладошки нам помогут (дети произносят слова по слогам, на каждый слог хлопают в ладоши и считают.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске изображение предметов из сундука, просит нарисовать под каждым изображением графическую схему слова (количество клеток соответствует количеству слогов в слове). Один ребенок выполняет задание, остальные дети контролируют правильность выполнения.

Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились. После окончания работы в народе любили песни петь и играть. Вот и мы с вами сейчас поиграем и попоем. В старину девушки и парни перед гуляниями наряжались. Я тоже хочу повязать девочкам красивые ленты, а мальчикам надеть фуражки (повязать девочкам на голову ленты, а мальчикам надеть фуражки.) Дети играют в игру «Как на тоненький ледок» и исполняют народную песню «Пчелочка златая». Садятся на свои места.

Воспитатель подводит итог занятия, хвалит детей за правильные ответы и внимательность.