birmaga.ru
добавить свой файл

1
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


(КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА)

ученицы 10 класса МОУ СОШ-19

Кузнецовой Екатерины.
ТЕКСТ. И.С.Тургенев «Голуби» (отрывок из рассказа):

Визжит ветер, мечется как бешеный, рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
Передо мной тургеневский текст – миниатюрный отрывок из рассказа «Голуби». Он представляет собой художественное описание разбушевавшейся стихии – грозы. Это реалистический пейзаж, передающий величественное и страшное явление природы. Я бы назвала этот текст «Гроза».

Как быстро всё происходит! Каждое мгновение сопровождается изменениями в окружающем мире, и как это последовательно выстроено у И.С.Тургенева: сначала «визжит ветер», потом «всё закрутилось, смешалось», и, наконец, пошёл дождь. И не просто дождь, а «рьяный ливень». Всё происходящее перед глазами автора-очевидца пронизано восхищением. Это чувство словесно не выражено писателем. У И.С.Тургенева нет ни одной фразы, передающей открытое изумление и восхищение природой, но это чувствуется через его отношение к ней, через слова, которыми это отношение выражено, главным образом, глаголами: «визжит», «мечется», «закрутилось», «смешалось», «захлестал», «закачался» - и его особыми формами (причастием «разорванные»).

Во всём тексте нет ни одного случайного слова – каждое вносит свой звук, свой ритм в общую картину, оттого она так совершенна и притягательна.

Наблюдать грозу – испытывать смешение чувств. Это и страх перед огромной силой природы, и одновременно восторг неописуемой и жуткой красотой разбушевавшейся стихии.

Чтобы показать нам величавую красоту природы, автор использует живописные, яркие, образные определения-эпитеты: «огнистой зеленью», «отрывистый гром» и сравнения, например: «словно в клочья разорванные», без которых тургеневское описание природы просто не возможно.


Живость и красочность тексту придают фразеологизмы: «мечется как бешеный», «стреляет как из пушки».

И.С. Тургенев предусмотрел и подобрал слова с особым фонетическим звучанием («визжит», «гром») и особым сочетанием звуков ( зж – гр ), передающим шум грозы. Это позволяет не только представить грохотанье грома или свист ветра, но и услышать его, почувствовать слухом и сердцем.

Синтаксически текст представляет собой семь простых предложений, входящих в состав одного сложного. Этим достигается ощущение непрерывности действия, а обилие глаголов – его стремительности.

Можно наблюдать сходность строения простых предложений, автором используется обратный порядок слов – инверсия: «визжит ветер», «стреляет гром». Этим передаётся напряжённость и стремительность разбушевавшейся грозы.

Бессоюзная связь между простыми предложениями в составе сложного указывает на последовательность сменяющих друг друга явлений, но предложения разделяются только запятыми, потому что они тесно связаны по смыслу и сходны по строению.

Последнее простое предложение с главным членом сказуемым, выраженным безличным глаголом, - исход грозы, её последствия. Оно заканчивает отрывок, делая его композиционно завершённым.

И.С. Тургенев, большой ценитель слова, мастерски может нарисовать любое явление природы, использовав безграничные возможности русского языка.
ОТЗЫВ

ученицы 10 класса МОУ СОШ-19

Кузнецовой Екатерины

«Чем мне нравится (не нравится) работа

над комплексным анализом текста».

Работа над комплексным анализом текста очень трудоёмкая, но полезная, познавательная. Благодаря ей задумываешься над каждым словом, вникаешь в его смысл и в результате глубже понимаешь сам текст, своеобразие стиля писателя. Такая работа помогает почувствовать красоту языка, его удивительные возможности и силу.

В результате пробуждается языковое чутьё, приобретаешь способность точнее выражать свои чувства и мысли. При этом узнаёшь много нового, но и требуется хорошее знание русского языка и литературы.

ОТЗЫВ

ученицы 10 класса МОУ СОШ-19

Приходько Юлии

«Чем мне нравится (не нравится) работа

над комплексным анализом текста».

Бесспорно, комплексный анализ текста сложное дело, но полезное и интересное. Интересное тем, что много узнаёшь о новых авторах, писателях, публицистах. А полезное потому, что, анализируя тексты, учишься понимать глубину человеческой речи, мастерство писателей. Убеждаешься воочию, что литература – это искусство, искусство слова, а русский язык и литература вместе – единое целое. Отрывки из произведений, которые мы анализируем, содержательны и красивы, вызывают приятные чувства. Не устаю восхищаться языком русских писателей.