birmaga.ru
добавить свой файл

1
Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады


по русскому языку и литературе
10 класс

Русская литература

І. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:


  1. Является ли Катерина «лучом света в темном царстве» (А.Островский «Гроза»)?

  2. Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Можно ли быть счастливым в одиночестве?

12 баллов
ІІ. Дайте ответы на вопросы, придерживаясь четкости и лаконичности в высказываниях.


  1. О ком из русских писателей идет речь в отрывках из мемуаров?

Он был максималист во всем, его неугомонное, неутомимое сердце всегда откликалось на чужие нужды. Школы, больницы, помощь голодающим... Везде ездил сам. Вмешивался во все судебные процессы... Голос яснополянского старца гремел над всем миром. Великий учитель, великий писатель, он воспевал любовь, семью, смирение, служение другим. Но все старался сделать сам, своими силами…

  1. Назовите настоящие имена, отчества и фамилии известных писателей, которые использовали следующие псевдонимы: Антоша Чехонте, Максим Горький.

  2. Назовите имена русских писателей и поэтов, с которыми связаны эти места.

1) Тарханово;

2) Васильевка;

3) Мелехово;

4) Спасское-Лутовиново;

5) Болдино.

  1. Определите стихотворный размер и метр элегии В.А.Жуковского «Море».

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарованный бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?


  1. Определите художественное изобразительно-выразительное средство языка, выделенное курсивом:

Я царь − я раб − я червь − я бог!

(Г. Р. Державин)

  1. Определите литературоведческое понятие.

Многоразовое повторение в стихотворном языке одинаковых гласных звуков для усиления его благозвучия – это …

6 баллов



Русский язык

І. Запишите предложение, расставив пропущенные знаки препинания. Постройте его структурную схему. Сделайте морфолого-синтаксический разбор (подчеркните члены предложения, надпишите части речи, дайте характеристику всей конструкции и ее компонентов как простых предложений, сделайте морфологический разбор одной самостоятельной и одной служебной частей речи).
 Но вот однажды в оттепельный мартовский день когда аэродром за одно утро вдруг потемнел а пористый снег осел так что самолеты оставляли на нем глубокие борозды Алексей поднялся на своем истребителе  (Б.Полевой).

12 баллов
ІІ. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.


4 балла
ІІІ. В одной из современных азбук написано:

«Юпитер. Юрта. Юг. Буква Ю обозначает йотированный звук Ю. Перед этой буквой часто стоит мягкий знак – вьются, льют.

Звук Ю произносится всегда чётко, вместо себя не впускает никакой звук: «люблю». Самая любимая для буквы Ю – буква Л, немножко М. После Ж стоит в иностранном слове – жюри. Вообще, не очень дружит со всей азбукой, чаще стоит в иностранных словах. Проверь сам – вспомни слова с буквой Ю. С какой буквой рядом она чаще всего стоит?»

Укажите ошибки, допущенные автором. Предложите свой текст о букве Ю для азбуки.

8 баллов
ІV. Исправьте речевые ошибки в предложениях:
а) Так я остался за бортом разбитого корыта.

б) Дети заморили червячков, одели сухую одежду и развеселились.

в) Сколько раз просила оплатить за проезд, а пассажирам хоть кол на голове чеши.

Объясните значение исправленного фразеологизма из последнего предложения.

3 балла

Всего: 45 баллов



На выполнение заданий отводится 4 часа
ответы

10 класс

Русская литература

І. Написать сочинение-рассуждение на одну изтем.

12 баллов

ІІ. Дайте ответы на вопросы, придерживаясь четкости и лаконичности в высказываниях.


  1. О ком из русских писателей идет речь в отрывках из мемуаров? (Л. Толстой)

  2. Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Пешков

  3. Назовите имена русских писателей и поэтов, с которыми связаны эти места.

(Лермонтов, Гоголь, Чехов, Тургенев, Пушкин)

  1. Стихотворный размер и метр элегии В.А.Жуковского «Море»: четырёхстопный амфибрахий.

  2. Антитеза, противопоставление.


  3. Многоразовое повторение в стихотворном языке одинаковых гласных звуков для усиления его благозвучия – это асcонанс (от фр. assonance – созвучать).

6 баллов
Русский язык

І. Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда, сочинительным союзом а и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные – однородные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а;* третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как?  в какой мере?).

*Может быть поставлен и вопрос когда? от слова поднялся, и тогда придаточные предложения будут обстоятельственными времени.

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением.
[ … , (когда - = ) , а ( - = ) , что ( - = ), - = ].
      Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Далее дается анализ простых предложений с характеристикой словосочетаний.

12 баллов

ІІ. Ответ: мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.


4 балла

ІІІ. Ответ: автор текста не различает понятия «звук» и «буква». Звук не может быть йотированным. Звука Ю нет. Буква Ю может обозначать 2 звука – согласный [j] и гласный [у], если стоит в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки, а также после Ъ и Ь знаков. Буква Ю может обозначать один звук – гласный [у] – и мягкость предыдущего согласного звука, как в слове люблю.

8 баллов
ІV. Ответ:

а) Соединены два фразеологизма «остаться (оказаться) за бортом» и «Остаться у разбитого корыта».

б) Искажен фразеологизм «заморить червячка»; нарушена сочетаемость глагола «одеть» («надеть одежду»).

в) Нарушена сочетаемость глагола «оплатить» («оплатить проезд», но «заплатить за проезд»); искажен фразеологизм «хоть кол на голове теши», имеющий значение «невозможно втолковать, объяснить».

3 балла

Всего: 45 баллов

На выполнение заданий отводится 4 часа