birmaga.ru
добавить свой файл

1 2
Государственное образовательное    учреждение    дополнительного профессионального образования   «Институт повышения квалификации и переподготовки     работников образования Курганской области»


 

 

Глазунова Марина Юрьевна

слушатель отделения «Филология. Русский язык»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 


 Формирования ценностного

 отношения школьников к русскому  языку в основной школе

 

              Научный руководитель

                             Ушакова Надежда Николаевна,

                                         заведующая кафедрой гуманитарного

                    образования ИПКиПРО Курганской области,

                            кандидат педагогических наук

 

г. Курган

2010 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………  3

 Глава 1. Дидактические основы формирования ценностного отношения к

                русскому языку в основной школе………………………………      8

1.1. Основные понятия социально-педагогической аксиологии…………. 8

   1.2. Аксиологический подход в обучении русскому языку…………….. 10

1.3. Методические основы формирования ценностного отношения к русскому языку в основной школе………………………………………………….  .20

1.4 Механизмы  формирования ценностного отношения обучающихся к русскому языку в основной школе…………………………………………………..  25

   Глава 2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к русскому языку в основной школе………………………………………………… 27

2.1. Процесс формирования ценностного отношения к русскому языку…27

2.2. Способы формирования  ценностного отношения к русскому языку  на уроках в основной школе в речи учителя…………………………………………….32

       2.3. Внеклассная работа по формирования ценностного отношения  к

   русскому языку……………………………………………………………………..40 

Заключение…………………………………………………………………………… 56

Библиография…………………………………………………………………………59

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.

  Русский язык - живое средоточие отраженного в слове интеллектуально-практического и духовного опыта русского на­рода. Доктор философских наук В. К. Журавлев в «Концепции русского языка»  считает, что русский язык как основное орудие отечественной культуры  служит основанием для развития духовно-нравственных, умствен­ных и социальных (гражданских, государственных, националь­но-патриотических) качеств личности школьника,  формирует языковую личность, без чего невозможно успешное воспитание любых человеческих качеств. Эти качества приобретаются через воспитание любви к род­ному языку, т. е. через формирование человека, сознательно от­носящегося к своей речи и речи окружающих, способного ощу­щать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность, обладающего чувством слова и личной ответственно­стью в процессе речевого бытия.

Проблема приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа осознается сегодня образовательным сообществом как одна из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает родной язык, являя собой национальную ценность. Его постижение как культурного кода нации, хранилища народной мудрости становится одной из целей языкового образования в целом и начального образования- в частности. В основных документах, определяющих содержание курса русского языка,  отмечается, что школьники должны не только освоить систему знаний о языке, овладеть орфографическими умениями, но и развить данную им от природы языковую интуицию, проникнуться чувством сопричастности к сохранению чистоты родного языка

Новая модель обучения русскому языку, складывающаяся в условиях модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у них чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. Смена образовательных задач, акцентирование внимания на проблемах воспитания подрастающего поколения, осознание необходимости изучения родного языка как средства выражения мировоззрения народа - все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.


 Таким образом, актуальность обращения к проблеме формирования ценностного отношения обучащихся к русскому языку обусловлена стратегической задачей современного образования - необходимостью конструирования такой учебно-воспитательной системы, при которой личность получает запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, требующихся не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в современные социальные отношения и соответствовать государственным требованиям, но и для того, чтобы быть готовой к активной творческой деятельности и полноценной жизненной самореализации.

Одним из оптимальных путей разрешения обозначенной проблемы является формирование ценностных ориентаций личности в процессе изучения русского языка, поскольку этот учебный предмет обладает большими воспитательными возможностями.

        Сегодня, когда пренебрежение к нормам языка и засорение речи стилистически сниженной лексикой становится опасной тенденцией, задача сохранения чистоты русской речи и постижение языка как ценности приобретает особое значение.  Особенно это важно для школы, так как именно здесь, объединив усилия педагогов, можно научить школьников бережному отношению к русскому языку.  Как свидетельствует практика, интерес ученика к получению знаний, с которым он приходит в школу, в дальнейшем снижается. И одной из причин является характер преподавания русского языка в основной школе. Преобладающие подчас в обучении грамматические разборы, анализ текстов, перенасыщение содержания абстрактными понятиями  способны уничтожить языковое чутье, природную восприимчивость школьника к выразительности речи, его стремление к языковому творчеству.

Формирование у обучающихся ценностного отношения к языку должно стать одной из важнейших задач школьного лингвистического образования.

       Таким образом, существующая потребность в формировании ценностных представлений и понятий о языке в основной школе в процессе речевого развития учащихся, -с одной стороны, и недостаточная разработанность этого вопроса в методике и в школьной практике — с другой, определяют актуальность темы исследования.


В связи с этим возникают следующие противоречия:

- между насущной потребностью общества в языковой личности и недостаточной направленностью школьного образования в условиях школы на ее формирование;

 -между  стремлением школьников к личностному и профессиональному самоопределению и недостаточным пониманием ими важности  владения ценностным языковым капиталом в будущей профессиональной деятельности;

- между потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса формирования ценностного отношения школьников к  русскому языку и отсутствием методических материалов, где была бы в системе представлена работа в данном направлении;

Данные противоречия в процессе языкового образования определили проблему исследования, которая заключается в поиске путей  формирования ценностного отношения  школьников к русскому языку на уроках и во внеурочной деятельности. Решение этой проблемы позволит выявить педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку и разработать механизмы построения новой образовательной среды  для реализации обозначенных ценностей.

      Актуальность проблемы определила тему исследования: «Формирования ценностного  отношения школьников к русскому языку в основной школе»

 Объект исследования: процесс формирования у обучащихся основной школы ценностного отношения к русскому языку 

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного  отношения школьников к русскому языку.

       Гипотезой исследования стало следующее методическое предположение:  формирование ценностного отношения школьников к русскому языку станет более эффективным, если

  • образовательный процесс представит собой целостную методическую систему, направленную на формирование языковой личности, умеющей оценить культурную значимость языка и стремящейся владеть им в совершенстве. 


  • управление этим процессом будет обеспечено системой специально организованных и созданных педагогических условий по формированию ценностного отношения к русскому языку  

 Цель работы: разработать модель формирования ценностного  отношения школьников к русскому языку в единстве с выработкой у них языковых компетенций.

Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. На основе изучения основных понятий социально-педагогической аксиологии  выявить и обосновать актуальность темы исследования.

  2. Выявить и обосновать  модель педагогических условий формирования и развития ценностного отношения школьников к русскому языку.

  3. Выявить критерии и показатели сформированности ценностного отношения школьников к русскому языку.

  4. Выявить  педагогические условия, способствующих формированию языковых ценностей школьника.

Выбор
методов исследования определяется характером решаемых задач. Они включают:

  • анализ фундаментальной методической, лингвистической, психологической, педагогической литературы, научных материалов и статей по избранной теме;

  • наблюдение за процессом развития речи обучающихся на уроках русского языка и учет личного опыта автора как учителя русского языка и литературы;

  • анкетный опрос  учащихся;

  • описание материалов исследования;

  •  анализ полученных результатов и их методическая интерпретация.

Глава 1. Дидактические основы формирования ценностного отношения к русскому языку

 

1.1.             Основные понятия социально-педагогической аксиологии

       Современное общество отошло от понимания образования как целенаправленного процесса и результата овладения обучающимися знаний и умений и навыков. Образование – это то, что делает человека человеком.  В этом его сущность.


      С 90-х годов происходит интенсивное становление педагогической аксиологии. Педагогическая аксиология как междисциплинарная отрасль знаний начала складываться во второй половине 80-х годов XX века. Эта область педагогических знаний, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию. Аксиологизация образования обусловлена потребностью общества, которое резко превысило требования к духовному потенциалу личности. Появились публикации, посвященные определению аксиологических оснований стратегии образования; рассмотрению ценностей как основы цели воспитания; анализу практического опыта формированию ценностных ориентаций школьников; формулировке задач ценностного прогнозирования образования, отражающих её гуманистический смысл ( В.И. Гинецинский, И.Ф. Исаев, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.)

Актуализация ценностных подходов к образованию определяется рядом факторов: аксиологизация мирового образовательного пространства; кризис современного образования, вызванный сложившимся ценностным вакуумом, и в связи с этим необходимость определения ценностных приоритетов модернизации российского образования; переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.

         Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.  И применение целей непрерывного образования, вызывающее необходимость ценностных подходов к его организации и управлению, позволяет определить в качестве приоритетных задач педагогической аксиологии:

- анализ исторического развития педагогической теории и практики с позиции теории ценностей;

- определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

- разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования.

Сформулированные задачи раскрывают содержание педагогической аксиологии, которое представлено единством научного, прикладного и практического аспектов.


 Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам педагогической аксиологии, изучение ценностного наследия педагогики с целью получения систематизированного аксиологического знания и определения понятийного аппарата педагогической аксиологии.

 Прикладной аспект предусматривает использование аксиологических знаний при составлении учебных программ и планов, создании учебников и учебных пособий, разработке дидактических и методических материалов, создании концепций обучения и воспитания.

К числе основных понятий педагогической аксиологии относятся: ценности, ценностная ориентация, ценностное сознание, мировоззрение, ценностное отношение, ценностная установка, ценностное поведение, образование, воспитание, социальное воспитание.

Аксиология – это философское учение о ценностях. Понятие «аксиология» возникло позднее, чем проблема ценностей и учение о ценностях. Оно было введено французским философом П. Лапи в 1902 г. и обозначило отрасль философии, исследующие ценностные проблемы.

         Понятие «ценность» было введено в философию в 60-е годы XIX века и соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.

Этимологический словарь русского языка А.Г. Преображенского понятие «ценность» трактует в значении «высоко ставить, придавать достоинство».

Ценности представляют позитивные значения объектов, которые выполняют для субъектов роль ориентиров их поведения и деятельности. Эти два свойства (положительное значение для субъектов и ориентирующая функция) всегда, так или иначе, присутствуют в различных определениях ценностей.

Понятие «ценность» указывает на принадлежность объектов миру культуры. Ценности выступают как культурные образцы, эталоны, предпочтения. Они раскрывают родовые основания индивидуальной жизни, сущность человека в её аксиологическом измерении. Ценности по субъекту можно дифференцировать на ценности цивилизации, общества, групповые и ценности индивида (личностные ценности). Система личностных ценностей образует духовный мир индивида как нечто целостное и устойчивое, отличающее его в духовном отношении от других индивидов. В духовный мир индивида включаются идеалы, смыслы жизни, представления о счастье, добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном, выраженные в рациональной форме знаний, а также переживаний и эмоций. Благодаря наличию своего духовного мира индивид занимает свою мировоззренческую позицию в мире.


 В этом понятии соединяются три основных значения: определение свойств явлений, определение нравственных категорий, определение социальных явлений.

         В философии, социальной психологии, в теории пропаганды актуален сегодня вопрос о категории ценностей. В социальной психологии они понимаются как некоторые идеальные цели общества, социальных групп или отдельной личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталоном для сравнения желаемого и действительного.

        Через такие «идеальные цели» и раскрываются гражданская позиция личности, её духовная направленность, система установок, определяющих исход принятых решений. А понятие «отношение» предполагает более активное, деятельное проявление и внутренней оценки, чувств, симпатий и антипатий.

       Ценностные отношения – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления. Ценностное отношение – это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.

 

1.2.             Аксиологический подход в обучении русскому языку

Одной из основных ценностей человека является образование, т.к.оно влияет на все процессы, происходящие в культуре и обществе. В Законе Российской Федерации «Об образовании» понятие «образование» трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» (ст.2, п.1).

        Ориентация на общечеловеческие ценности в языковом образовании школьников имеет глубокие, давние традиции в отечественной методике: вопросы обучения родному языку в единстве с пробуждением интереса к нему всегда были предметом пристального внимания ученых-методистов как в прошлом(Ф.И. Буслаев,К.Д. Ушинский,И.И. Срезневский,Н.С. Рождественский, М.Т. Баранов, Л.П. Федоренко и др.), так и в настоящем (М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Л.А. Ходякова, О.В. Сосновская и  др.)


Современная социокультурная ситуация и гуманистическая направленность стратегии российского образования объективно усиливают роль тех предметов, которые способствуют,  с одной стороны, процессу познания национальных и гуманистических ценностей русского народа и, с другой стороны, развитию личности, ее творческой самореализации и успешной социализации в жизни. Родной язык как воплощение национальных, нравственных и эстетических идеалов, являющихся, по сути, идеалами культуры и определяющих «культурное осознание» мира, есть средство и стимул постижения высших духовных ценностей своего народа.

Поворот целевого вектора обучения на постижение школьниками  системы духовных ценностей русского народа обусловил актуальность аксиологического подхода в обучении русскому языку. Разработанная А.Д. Дейкиной методическая теория формирования у школьников взгляда на родной язык как национально-культурный феномен усилила значимость целей обучения русскому языку в аксиологическом ключе и  предвосхитила  приоритетность задач формирования ценностного отношения учащихся к родному языку в современной школе.  Аксиологический подход получил отражение  в «Концепции образования по русскому (родному) языку». Закономерным и необходимым условием становления языковой личности с ценностным взглядом на родной язык является включение в цели и прогнозируемые результаты обучения категории отношения к русскому языку как духовной ценности. 

     Процесс совершенствования современного школьного курса русского языка отражает общую направленность модернизации содержания общего среднего образования. Основная идея заключается в переориентации образовательной системы на человека, на его развитие, на возрождение гуманистических традиций российской школы. Аксиологический подход, который вытекает из аксиологии как философского учения о ценностях, принят современной педагогикой в качестве методологической основы развития отечественного образования, являющегося органической частью духовной жизни общества, и обеспечивает решение задачи его гуманизации. Аксиологический подход в образовании способствует духовно-нравственному воспитанию детей, развитию у них стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, помогает реализовать творческий потенциал личности, способность к самореализации и самоопределению в мире ценностей, создает условия для успешной социализации личности в современной жизни.  


Аксиологическим ядром образовательно-воспитательного процесса в школе без преувеличения можно считать родной язык – «предмет предметов», как называл его Ф.И. Буслаев. Отмечая эту специфическую образовательную функцию русского языка, как правило, говорят о том, что язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, на котором преподаются все учебные дисциплины в русской школе. Данная особенность русского языка в школьном образовании во многом определяет и содержание современного курса, который направлен не только на формирование системы предметных умений и навыков, но и на целенаправленную отработку метапредметных умений, связанных с речемыслительными способностями, востребованными в процессе овладения всеми школьными дисциплинами.

Вместе с тем русский язык – это не только предмет изучения и средство обучения в школе. Родной язык, являющийся компонентом культурного опыта нации, – это и средство сохранения и передачи культурной информации, средство приобщения ребенка к материальной и духовной культуре народа, средство познания национальных и гуманистических ценностей русского народа, определяющих «культурное осознание» мира. Однако в современном преподавании явно недооценивается культуроносная функция, которую призван реализовать родной язык в школе.

Происходит это прежде всего потому, что исторически школьный курс складывался как грамматико-орфографический. В течение последних 30–40 лет усиливается и поэтапно развивается коммуникативная направленность школьного курса русского языка. И только в последнее десятилетие под влиянием изменений современного российского социума, под воздействием языковой ситуации, в связи с утверждением общей аксиологической установки, принятой в качестве основы модернизации российской образовательной системы, и, наконец, под влиянием достижений современной лингвокультурологии стала усиленно разрабатываться и внедряться идея реализации в школьном преподавании культуроносной функции русского языка. При этом системно-деятельно­стный подход, нацеливающий на формирование у учащихся системы лингвистических знаний и представлений о родном языке и овладение языком в процессе активной и целенаправленной деятельности, наполняется аксиологическим содержанием, что придает осмысленность этому процессу в целом, так как нацеливает ученика на осознание ценности того, что он должен усвоить, чему должен научиться, чем должен овладеть.


Значимость формирования ценностных представлений о русском языке обусловлена тем, что они являются стержневыми характеристиками личности и представляют собой систему взглядов, убеждений, оценок, идеалов, потребностей, определяющих важнейшие ценностные ориентации и жизненные устремления личности. Реализация в процессе обучения культуроносной функции родного языка – важнейшее условие формирования национальной языковой личности, ориентированной на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других народов. Именно поэтому в Государственном школьном образовательном стандарте с 2002 г. наряду с лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями выделяется культуроведческая компетенция,
а ее формирование рассматривается как одно из приоритетных направлений обучения русскому языку в современной школе. В связи с этим формирование ценностного взгляда на родной язык становится не только одной из главных целей школьного курса, но и включается в систему прогнозируемых результатов обучения. В настоящее время при разработке школьного образовательного стандарта второго поколения находит дальнейшее развитие идея органического единства процессов освоения содержания курса русского языка, совершенствования речемыслительных способностей учащихся, а также процессов овладения языком как формой выражения национальной культуры, что в целом является основой школьного образования и духовно-нравственного воспитания ребенка.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как духовной ценности народа; овладение ценностями концептов родной культуры; понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; осмысление механизмов взаимообогащения языков в результате взаимодействия национальных культур. Однако овладение какой-либо компетенцией в рамках школьного курса не сводится к усвоению системы знаний и сформированности соответствующих умений. Компетентностный подход в обучении предполагает развитие способности применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, владеть разнообразными видами деятельности, необходимыми учащимся уже во «взрослой» жизни для продолжения образования и успешной самореализации в динамично изменяющихся условиях современного мира. Следовательно, овладевая родным языком как элементом культуры, ученик не только перенимает опыт поколений, обучаясь в школе, в вузе или в процессе самообразования, но и совершенствует свои собственные речевые способности, осваивая основы коммуникативной культуры.


Как отмечал Л.С. Выготский, «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления». Именно поэтому содержание культуроведческой компетенции может быть представлено в педагогических категориях знать – уметь – применять.

Знаниевая составляющая культуроведческой компетенции отражает широкое понимание культуры как совокупности духовных, материальных ценностей, создаваемых людьми, и как совокупности определенных норм и правил, регламентирующих жизнь людей. В связи с этим ценностный подход к обучению родному языку предполагает не только освоение системы знаний и представлений о родном языке, его функциях в обществе, о взаимодействии языка и культуры, об отражении в нем ее реалий и традиций, но и овладение самим языком (прежде всего лексическим фондом, являющимся основой фоновых знаний носителей языка), а также соблюдение основных правил речевого поведения.

Следовательно, процесс обучения родному языку должен строиться таким образом, чтобы обеспечить успешное овладение культуроведческим компонентом содержания курса. Это предполагает усвоение важнейшей культуроведческой информации о родном языке и целенаправленное расширение фоновых знаний, обогащение словарного запаса учащихся лексикой, отражающей национальную культуру и национальные реалии.

Фоновые знания, связанные прежде всего с представлениями об обычаях страны, о важнейших исторических событиях и исторических деятелях, об общественной жизни, искусстве и культуре России, передаются в процессе обучения русскому языку разными способами. Основной из них – анализ культуроведческого текста лингвистического или экстралингвистического содержания. Такие тексты могут знакомить с эстетическим, нравственным опытом русского народа, рассказывать о национальных традициях, особенностях развития языка, об истории возникновения слов, фразеологических оборотов, о современных проблемах родного языка и т.п. Аксиологически ориентированным является также дидактический материал, представляющий собой художественные тексты, русские народные пословицы и прецедентные высказывания ученых, писателей, публицистов о русском языке и русской культуре.


Умения, формируемые в рамках культуроведческой компетенции, прежде всего и связаны с анализом текстов культурологического содержания, а также с формированием способности объяснять значение слов с национально-культур­ным компонентом, уместно употреблять в речи элементы русского речевого этикета. Исключительно важным является также умение определять эстетические качества речи, которые свойственны прежде всего лучшим образцам художественной литературы, являющимся достоянием русской культуры и объектом многостороннего анализа на уроках русского языка. Осознание эстетических свойств речи, проведение элементарного лингвоэстетического анализа, выразительное чтение текста на уроках русского языка должно стать важным этапом формирования способности применять эстетические критерии при оценивании разнообразных речевых высказываний, а также условием формирования ценностного отношения к русскому языку, стимулирования потребности в совершенствовании собственных речевых высказываний и отработки рефлексивных умений, связанных с оцениванием собственной коммуникативной деятельности с эстетических позиций.

Культуроведческая компетенция как деятельностная категория формируется в процессе активной учебной работы, имеющей когнитивно-коммуникативный характер и направленной на интенсивное речевое, интеллектуальное и эмоционально-эстетическое развитие учащихся, их способность применять полученные знания аксиологического характера в той или иной ситуации общения. Это в свою очередь требует от коммуникантов знаний норм и традиций общения носителей родного языка, то есть всего того, что подразумевается под коммуникативным поведением как частью национальной культуры и что закладывается в знаниевой составляющей культурологической компетенции. Обучение русскому языку в школе должно стать организованным и управляемым процессом формирования опыта речевой деятельности, в которой практически востребованной оказывается экстралингвистическая информация культуроведческого содержания (мысли, духовные ценности, факты культуры и истории народа и т.п.), формирующая и обогащающая фоновые знания, необходимые для полноценного общения в разных речевых ситуациях.


Ценностный взгляд на родной язык должен формироваться в учащихся при изучении каждого раздела курса, поскольку этот процесс предполагает не только усвоение определенной системы лингвистических знаний, конкретных языковых норм и овладение умениями использовать их в процессе речевого общения, но и формирование широкого культурологического взгляда на разные аспекты языка, осознание проблем его усвоения, в частности проблемы нормативности речи, овладения культурой коммуникативного поведения. Обучение родному языку – это еще и формирование у учащихся важной в системе ценностных представлений потребности постоянно совершенствовать свои коммуникативные способности, овладевая не только правильной русской речью, но и такой, которая может быть оценена как выразительная, богатая, красивая, образная, точная, уместная и т.д. Ученик должен стремиться к «языковому эстетическому идеалу, воплощенному в языковом сознании личности и социума как представление об эталонной, совершенной и эстетически приемлемой речи».

Аксиологический подход в обучении родному языку позволяет максимально учитывать многоуровневую организацию языковой личности, ее параметры и целостную структуру и процесс усвоения языка строить не только на вербально-семантическом уровне, элементами которого являются слова, грамматические, парадигматические, семантико-синтаксические, ассоциативные структуры, модели словосочетаний и предложений, не только на мотивационно-прагматическом уровне, включающем устойчивые коммуникативные потребности и коммуникативные черты, порождаемые целями и мотивами, но и на тезаурусном уровне, который отражает картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей для людей, говорящих на одном языке, и определяется национально-культурными традициями.

Таким образом, аксиологическая направленность курса русского языка может быть осуществлена, если в процессе обучения школьники не только усваивают систему предметных знаний, овладевают предметными и метапредметными умениями и навыками, но и усваивают определенный набор понятий из области лингвокультурологии, разнообразную информацию культурологической направленности (лингвистического и экстралингвистического плана), овладевают умениями анализировать и оценивать слово и текст как важнейшие вербальные артефакты , имеющие прямое отношение к национальной культуре, истории и обладающие эстетической ценностью. Усилия учителя-словесника должны быть направлены на то, чтобы воспитать у школьников чувство гордости за свой народ и его великую культуру, воспитать любовь и уважение к родному языку. Сформировать у ребенка стремление к речевому совершенству, привить речевой вкус можно через осмысление родного языка как национальной ценности, как эстетического феномена. Нужно помочь ученику осознать свою причастность к родному языку как национальному достоянию, почувствовать себя не только потребителем, но и хранителем и созидателем культурного наследия, осознать свою ответственность


 

1.3.             Методические основы формирования ценностного отношения к русскому языку в основной школе

      Система формирования у школьников ценностного отношения к русскому языку в школьном  преподавании русского языка реализуется поэтапно на протяжении всего процесса обучения с 1 по 11 классы. В результате обучения русскому языку у выпускников школ формируются ценностные представления о русском языке: русский язык – это родной язык русского народа; государственный язык Российской Федерации; средство межэтнического и международного общения; развивающееся явление; один из развитых языков мира; язык, входящий в семью славянских языков.

            Ценностное отношение  к языку проявляется:


  • · в готовности максимально использовать возможности языка как средство общения, работать над совершенствованием своей речи;

  • · в способности влиять на окружающую речевую среду, совершенствовать её, быть активным приверженцем языковых норм;

  • · но в первую очередь – в осознании языка:

- как средства общения,

- как культурной ценности,

- как необходимого предмета изучения.

     Поэтому обязательным компонентом лингвистического мировоззрения должны стать представления о языке как многоаспектном и многофункциональном явлении, которые основаны на системе знаний и умений, формирующихся в школе, и которые переводят язык в мировоззренческую плоскость, делают его эстетической и нравственной ценностью для любого носителя языка.

                Ценностное отношение к языку предполагает формирование у обучащихся ценностных представлений и понятий о нем, которые, согласно положениям когнитивной лингвистики, являются в своей совокупности формами выражения языковой картины мира.

   Ценностные представления о языке существуют в действующих школьных учебниках в основном виде высказываний известных людей о русской языке. Авторы высказываний – носители ценностного отношения к языку: писатели, критики, ученые-филологи и др. Языковые идеи могут быть реализованы в виде следующей классификации:


1)                                                Коммуникативные:

- язык-средство общения, форма передачи, форма передачи прагматической и экспрессивной информации.

2) Когнитивные:

- язык-средство хранения знаний, инструмент познания;

- язык-основа мышления, интеллектуального развития человека.

3) Лингвистические:

- язык- стройная система, состоящая из единиц различных уровней;

- язык - развивающееся, исторически обусловленное явление;

- язык- предмет изучения лингвистики.

4) Эстетические:

- язык обладает богатейшими ресурсами для выражения мыслей и тончайших оттенков чувств;

- язык- основа художественной литературы как словесного искусства.

5) Философские и этнокультуроведческие:

- язык- неотъемлемая часть национальной духовной культуры;

-язык- основная форма проявления национального и личностного самосознания, выражения сути национального характера;

- язык- основное средство связи между поколениями;

- язык- средство воздействия, воспитания;

- язык- отражает этапы развития истории страны, национальной культуры;

- язык- главное богатство любой культуры, показатель степени её развития.

      В современных школьных программах в той или иной степени отражены многие из названных идей. Однако если лингвистические, коммуникативные, эстетические идеи подтверждаются примерами их некоторых упражнений, теоретических глав (см. например, разделы «Лексика», «Общие сведения о языке», материал для уроков развития речи), то философские и этнокультурные идеи представлены в каждом из учебников лишь в нескольких высказываниях о русском языке, которые рассматриваются на вводных и заключительных уроках.

    А способен ли школьник, выучивший, например, знаменитые слова И.С. Тургенева о «великом, могучем, правдивом и свободном»нашем языке, объяснить, что имел в виду писатель? Может ли сам учитель доказать справедливость этого утверждения так, чтобы оно звучало в классе по-тургеневски искренне и страстно? Хватит ли на это одного урока? Ведь подобные мысли всегда рождаются как результат долгих наблюдений над языком. Поэтому вводные и заключительные уроки в каждом классе должны служить лишь своеобразным обрамлением для работы, которую необходимо вести каждому учителю по воспитанию у обучающихся сознательного отношения к языку как национальной ценности. К сожалению, конкретных методик, заданий, текстов, которые могли бы помочь педагогу, очень мало. Подтвердить подобные высказывания конкретными, яркими, убедительными примерами, как показывает практика, учителю бывает непросто. А значит, затрудняется процесс формирования культуроведческой компетенции обучающихся, т.е приобретения знаний о языке «как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа» ( Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе).


        Таким образом, можно говорить о том, что взгляд на язык как сложное, уникальное и многоаспектное явление в наших учебниках в достаточной степени не представлен. Обязательным условием воспитания ценностного отношения к языку является не просто отнесения языка к важнейшим ценностям, но и способность педагога быть пропагандистом этих идей. Он должен сделать их сквозными, провести через все темы, суметь актуализировать на любом этапе урока. Процесс формирования ценностного отношения к языку должен быть системным, а не основываться на  на единичных, разрозненных сведениях. Кроме того, такая форма представления языковых идей, как отрывки из художественных произведений, изречения, не может охватить всё о языке и не должна быть единственной. Высказывания знаменитых филологов, как бы ни было авторитетно их мнение, требуют обязательной конкретизации, подтверждения фактами на разных уровнях языка. Это можно сделать с помощью исторических и этимологических справок, комментария языковых явлений, сопоставления фактов из разных языков и другими способами.

     При решении методических задач развития языковой способности учащихся и формирования их языковой картины мира необходимо обеспечить методические условия для формирования у  школьников представлений о языке и его функциях, что в свою очередь обеспечивает усвоение ценностного концепта язык. Развивая языковую способность и формируя языковую картину мира в сознании ребенка, необходимо формировать представления о ценности языка и его функциях и по мере углубления представлений и накопления знаний целенаправленно формировать ценностное понятие язык в сознании школьников.

         Необходима разработка  такой методической системы, которая, будучи направленной на формирование эмоционально-ценностных представлений и понятий о языке в процессе усвоения его на различных уровнях познания — рациональном, эмоциональном, чувственном, обеспечивает развитие языковой способности учащихся, способствует формированию их языковой и коммуникативной компетенций.

      Формирование представлений о ценности языка является необходимым условием формирования ценностного понятия (концепта) язык.


следующая страница >>