birmaga.ru
добавить свой файл

1
МОУ «Начальная школа - детский сад «Истоки»



У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

А.С. Макаренко

Умен ты или глуп,

велик ты или мал,

не знаем мы пока,

пока ты слова не сказал.

Японский поэт Саадин


Обогащение речи детей с общим недоразвитием речи прилагательными


Составитель: воспитатель Чурилова Павлина Фроловна

Рубцовск 2006

Ответы детей.

Воспитатель: Нужно разложить продукты одни в холодильник, другие в шкаф.

Дети разбирают продукты, называют их и раскладывают.

Игра «Путешествие»


Цель: активизировать словарь детей по теме «Транспорт», развивать кругозор детей, закрепить знания о видах транспорта.

Материал: картинки с изображением транспорта.

Ход игры


Воспитатель: У нас в городе открылась туристическая фирма. Путевку можно купить в любой конец мира. Вы должны сами выбрать на каком виде транспорта вы поедете, полетите, поплывете. Сейчас мы можем с вами подойти к сотруднику фирмы и заказать себе путевку, но сделать это нужно правильно. Послушайте как.

Я хочу поехать в Москву на скором пассажирском поезде.

Я полечу в Москву на самолете.

Упражнение «Путешествие»


Цель: учить составлять сложно - сочиненные предложения с союзом «а», развивать логическое мышление.

Ход


Воспитатель: Хотите помечтать?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Давайте помечтаем: на каком транспорте вы хотели бы попутешествовать.

Пример. Я пойду пешком.

Воспитатель: Давайте, сравним: чей транспорт быстрее, а чей медленнее.

Пример. Пешком медленнее, а на велосипеде быстрее.

От автора

Педагоги постоянно работают над обогащением и активизацией словаря детей, грамматическим строем речи. В самостоятельной речи дети дошкольного возраста редко используют имена прилагательные, поэтому их речь бедна, невыразительна. Помочь в этом могут педагоги и родители, играя в словесно-дидактические игры. Через игру легче достичь активного речевого участия ребенка: расширить его словарь, научить образовывать относительные прилагательные, подбирать признаки, употреблять притяжательные прилагательные, сформировать умение согласовывать прилагательные с другими частями речи в роде, числе и падеже.


Предлагаемый игровой материал поможет воспитателям в реализации следующих программных задач:


  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

  • Формирование умений образовывать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Закрепление знаний о явлениях природы и окружающих предметах.

В ходе проведения игр педагог учит детей образовывать различные виды прилагательных, осуществляет контроль за звукопроизношением детей и грамматической правильностью речи. Эти игры также способствуют социально-эмоциональному развитию ребенка.

В гостях у Мойдодыра


(Данные игры проводятся в режимных моментах)

Цель: активизировать в речи детей качественные прилагательные.

Игровая ситуация №1


Мойдодыр:

Я, великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр!

Умывальников начальник


И мочалок командир.

Вы хотите все умыться?

Я открою вам водицу…

Но сначала вам всем нужно

На вопрос ответить дружно

А водичка моя непростая,

Кто ответит мне какая?

Дети: чистая, теплая, светлая, прозрачная, горячая…

Мойдодыр: А скажите мне, ребятки, та водица, что стекла в трубы, после мытья рук, она какая?

Дети: грязная, темная, мыльная…
Игровая ситуация №2.

(спустя 2-3 дня вновь появляется Мойдодыр)

Мойдодыр:

Чтобы руки чище были,

Нужно мылом их намылить.

Ну а мыло непростое,

А волшебное такое.

Пусть же дети говорят,

Какое мыло у ребят?
Дети: душистое, ароматное, мылкое, скользкое, земляничное, туалетное…

2-ой вариант

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными в родительном падеже; строить предложения по следующей модели: существительное + глагол + предлог для + числительное + существительное во множественном числе родительном падеже.


Материал: большая картина с изображением фермы, маленькие картинки с изображением животных.

Ход


Детям раздают карточки с изображением домашних животных.

Воспитатель: На ферме содержат животных. За ними ухаживают, кормят. Вот сейчас мы узнаем, кто живет на ферме, чем их кормят. Послушайте, как правильно составить предложение: Отруби принесли для трех свиней.

Ответы детей:

Сено принесли для пяти коров.

Овса насыпали для трех лошадей.

Сено принесли для четырех овец.

Упражнение «На кухне у кота Матроскина»


Материал: картинки: кот, холодильник, картинки с изображением различных продуктов питания: сыр, молоко, творог, кефир, сметана, рыба, кисель, хлеб, колбаса, масло, мясо, яйца, мышь, различные крупы, овощи, фрукты и т.д.

Цель: развитие логического мышления, активизация словаря детей.

Ход

Воспитатель: Наш кот Матроскин сходил на базар и купил много продуктов, он очень устал ходить по базару, а ведь еще нужно убрать продукты. Хотите помочь ему?




Игра «Угадай, про какого животного я говорю?»


1-ый вариант

Цель: учить детей подбирать признаки к существительным, по признакам отгадывать загадку, активизировать речь и мышление детей.

Материал: картинки с изображением домашних животных (диких животных).

Ход игры


Детям раздают по одной картинке. Ребенок рассматривает ее, подбирает признаки и, не называя животное, просит угадать кто это.

Пример.

  1. Пушистая, мягкая, усатая, длиннохвостая, ласковая…

  2. Большая, рогатая, длинный хвост метелкой, дает молоко…

  3. Толстая, жирная, хвост мелкий крючком, хрюкает…

  4. Быстроногий, длиннохвостый, ржет, овес жует…

  5. Рогатый, бородатый, с коротким хвостом, длинной шерстью…



  1. Хитрая, рыжая, с пушистым длинным хвостом…


  2. Бурый, коричневый, большой, неуклюжий…

  3. Серый, пушистый, длинноухий, быстроногий, трусливый…

  4. Серый, злой, зубастый, клыкастый…

  5. Осторожный, колючий, маленький, шустренький…


Воспитатель может дополнить другими животными.

Игровая ситуация №3


Спустя несколько дней к детям снова пришел Мойдодыр.

Цель: активизация в речи детей прилагательных: чистое, мягкое, душистое, махровое, вафельное, свежее, ворсистое, розовое и т.д.

Мойдодыр:

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки.

На той недели у вас был.

Никого не позабыл.

Руки мыть вы научились?

Все старались, не ленились…


Знаете какое мыло…

Как оно вас чисто мыло.

А чтобы руки вытирать,

Что ребята надо взять? (ответ)

Полотенце непростое,

Расскажите-ка какое?
Дети: чистое, мягкое, душистое, махровое, вафельное, свежее, ворсистое, розовое …

Игровая ситуация №4


Цель: обогащение речи детей прилагательными детская, ягодная, ароматная, душистая, густая и активизация их в речи.

Мойдодыр:

Чтобы зубы не болели,

Как снежок всегда белели,

Чистить нужно их друзья,

А для этого нужна

Детская зубная паста.

Отвечайте детвора,

Какая бывает паста?



Дети: детская, ягодная, ароматная, душистая, густая…
Игровая ситуация №5.

Цель: обогащение речи детей прилагательными здоровые, крепкие, красивые, белые и активизация их в речи.

Мойдодыр:

Тот, кто чистит зубы дети

По утрам и вечерам,

И не ест часто конфеты,

А отдает предпочтенье овощам.

У того зубы не болят,

Какие зубки у таких ребят?

Дети: здоровые, крепкие, красивые, белые…


Мойдодыр: А у вас какие?

Ответы детей.

Игра «Цветочный магазин»


Цель: учить подбирать признаки к именам существительным.

Материал: картинки с изображением цветов или искусственные цветы.

1-ый вариант

Воспитатель: Ребята, смотрите, куда это мы с вами пришли?

Дети: в цветочный магазин.

Воспитатель: Хотите выбрать себе букет?

Ответы детей.

(Дети выбирают букет (картинке с изображением цветов) и составляют ответ по образцу)

Воспитатель: Я купила белые ромашки и красные маки.

Дети: Волчий.

Воспитатель:

Испугался зайчик мой.

Побежал скорей домой.

На земле следы-то чьи? Угадали?

Дети: Заячьи.

Упражнение «Это чьи игрушки?»


Цель: активизация в речи детей притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.

Материал: две карточки с изображением мальчика и девочки, несколько маленьких карточек с изображением игрушек.

Ход


Два ребенка берут большие карточки, ведущий достает по одной карточке, а играющие должны определить чья это игрушка, при этом дать ответ по такому принципу.

Это ружье Мишино.

Эта коляска Дашина.

Упражнение «Найди пару»


Цель: учить детей строить сложно - сочиненные предложения с союзом «а»; активизировать в речи детей качественные прилагательные.

Материал: картинки с изображением одного и того же предмета, но разных по размеру, цвету, величине.

Ход


Дети подбирают парные картинки и составляют по ним предложения.

Пример. Эта книга толстая, красная, большая, а эта книга тонкая, маленькая, желтая.


Игра «Прятки»

Цель: активизировать в речи детей притяжательные прилагательные, учить узнавать животных по одной из частей тела, развивать умение абстрагировать.


Игра проводится в уголке природы, где построен мост из строительного материала и расставлены комнатные растения, за мостом, между кустов, у пруда расставлены игрушки: заяц, лиса, медведь, волк, на полу мелом показан след.

Ход игры


Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие. А вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Закрывайте глазки. Мы с вами превращаемся в легкие пушинки. Нас подхватывает ветер и мы с вами летим. Смотрите где мы с вами оказались?

Ответы детей.

Воспитатель: Вам здесь нравится? Смотрите, я кого-то увидела.

За кустом, возле пня,

Голова нам чья видна?

Дети: медвежья.

Воспитатель:

Из пруда кричит лягушка.

Ква-ква-ква! А чье там ушко?

Дети: Заячье.

Воспитатель:

Кто там спрятался за мостик?

Это чей торчит там хвостик?

Дети: Лисий.

Воспитатель:

А в овраге за горой

Чей мы слышим вой?

Дети: Я купила красивые красные розы.

И т.д.

Воспитатель: А давайте посмотрим на ваши букеты. Все красивые, правда? А чей букет вам нравится больше?

Ответы детей.
2-ой вариант

Цель: закрепление в речи детей образования существительных в родительном падеже множественного числа, развитие умения согласовывать существительные с прилагательными, активизация имен прилагательных в речи детей.
Воспитатель: Ребята, смотрите, куда это мы с вами пришли?

Дети: в цветочный магазин.

Воспитатель: Но сегодня мы с вами не покупатели, а продавцы цветов. А вы знаете, что делают продавцы?

Ответы детей.

Воспитатель: перед тем как продать букет нужно его составить, правда?


А вы хотите сегодня побывать в роли флористов (людей, составляющих букеты) и составить свой красивый букет?

Ответы детей.

(Дети составляют букет (картинке с изображением цветов) и составляют ответ по образцу)

Воспитатель: Я составила букет из пяти белых ромашек и двух красных маков.

Дети: Я составила букет из пяти красивых красных роз.

И т.д.

Воспитатель: А давайте посмотрим на ваши букеты. Все красивые, правда? А чей букет вам нравится больше?

Ответы детей.

Игра «Садовник - огородник»


Цель: активизировать в речи детей качественные прилагательные, учить согласовывать числительные от одного до семи с существительными.

1-ый вариант

На занятие приходит к ребятам Гном-огородник и раздает детям карточки с изображением овощей и фруктов, либо муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель:

Все лето трудился Садовник,

Вырастил яблоки, груши, крыжовник.

Гному нужно все собрать,

Все сложить и перебрать.

Дружно Гному помогайте,

Что собрали, называйте.

Давайте поможем Гному собрать все овощи и фрукты в корзину. Смотрите, какая она у нас большая. Все поместиться.

Задача ребенка: описать фрукт по вкусу, форме, цвету, размеру.

Пример: овальная, мелкая, желтая, сладкая слива.

2-ой вариант

Воспитатель: Смотрите на этот раз Гном – огородник принес нам большую корзину с подарками. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: Что же вырастил Гном огородник? А какая по цвету? Посчитай их.

(Можно считать яблоки, сливы, груши, апельсины, морковь, помидоры, свеклу, репу, огурец и т.д.)


2-ой вариант

Цель: учить правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные; активизировать словарь по темам «Домашние животные», «Домашние птицы».


Материал: персонаж Незнайка, домик со двором, рисунки с изображением частей тела домашних животных и домашних птиц.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам пришел. Вы узнали? (ответы детей) что он нам принес? (ответы детей)

Воспитатель:

Приехал Незнайка в деревню потом.

С собою опять взял любимый альбом.

Вот двор деревенский, а в этом дворе

Петух прокричал нам подъем на заре.

И утки, и гуси купаться идут,

За ними коровы тихонько бредут.

И замечтался художник опять,

И снова не может он части собрать.

Рога и копыта чьи не поймет.

Кто части все эти в одно соберет?

Рассеянность делу только во вред,

Рассеянных в мире художников нет.

Дети, поможем Незнайке?

Ответы детей.

Дети по очереди берут рисунок и называют часть тела, кого хотел нарисовать Незнайка. За правильный ответ ребенку дают фишку. У кого больше фишек, тот выиграл.


Цикл игр с персонажем Незнайка.

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

1-ый вариант

Цель: активизировать в речи детей притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные».

Материал: картинки с изображением частей тела диких животных, персонаж Незнайка.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам пришел. Вы узнали? (ответы детей) что он нам принес? (ответы детей)

Воспитатель:

Задумал Незнайка художником стать,

Взял кисточки, краски и стал рисовать.

Он часть нарисует, посмотрит в окно…

И части не могут сложиться в одно.

Чьи ушки? Чьи лапки? И чья голова?

Незнайка без нас разберется едва…

Кто части Незнайке поможет назвать?


Кого наш Незнайка хотел нарисовать?
Дети, поможем Незнайке?

Ответы детей.

Дети по очереди берут рисунок и называют часть тела, кого хотел нарисовать Незнайка. За правильный ответ ребенку дают фишку. У кого больше фишек, тот выиграл.

Учимся составлять загадки


Цель: Активизировать в речи детей прилагательные. Учить составлять загадки – описания, описывая форму, размер, окраску, вкус и т.д.

Оборудование: фрукты, корзина, ширма.

Раздается стук в дверь, входит Осень.

Все: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла вам фруктов я,

Вот корзиночка моя:

Тут и яблоки, и груши,

Виноград и апельсин.

Есть лимоны и бананы,

Слива и даже мандарин.
Вы должны про фрукты

Загадки загадать,

Сами их же отгадать.

И тогда все фрукты я

Подарю вам, мои друзья!

Воспитатель приглашает желающего ребенка подойти к Осени, выбрать один фрукт и составить загадку. Если дети затрудняются, первую загадку может составить воспитатель.

Пример: круглое, румяное, сочное, сладкое (яблоко).

(в корзинке у Осени апельсин, груша, слива, виноград, банан)
Осень: Молодцы, же вы, ребятки, отгадали все загадки.

Оставляю фрукты я, угощайтесь же друзья!
Игра «Спец. магазин»

Цель: формировать умение обобщать и классифицировать, развивать умение подбирать признаки к предметам.

Ход игры

Дети идут в магазин и выбирают себе товар. После чего каждый рассказывает о своей покупке.

Воспитатель: Что ты купил?

Ответ ребенка.

Воспитатель: А какой (какая) он?


Ответ ребенка.

Пример: Я купил посуду: сливочник, сахарницу, бокал.

Бокал я купил маленький, фарфоровый, красный…

Так каждый из участников игры рассказывает о своей покупке.

Обязательно нужно отметить ребенка, который подобрал больше всего слов – признаков.
Игра «Угощение»
Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные от существительных; активизировать словарь детей по темам: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»; закреплять умение согласовывать качественные и относительные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Материал: вазочки из картона, в которые можно было бы вставить картинки с изображением фруктов. Картинки с изображением ягод, овощей и фруктов.

Ход игры:

Садовник: Лето я не отдыхал,

Кусты, деревья поливал.

Грядки все пропалывал…

«Наблюдение за листопадом»

Цель: Образование и употребление относительных прилагательных от существительных (названий деревьев).

Описание игры: после прогулки детей по парку, наблюдения за листопадом педагог проводит игру.

В парке нашем листопад, листья по ветру летят.

Мы сюда гулять пришли, много листиков нашли.

Под березкой лист...............(какой?) «березовый»

Под рябинкой......................(какой?) «рябиновый»

Под осинкой...................

Вдруг к нам ветер прилетел, закружил всех, завертел.

Листья в кучу все собрал, по дорожке разметал.

Цветом, формой, листья разные какие они? Помогите назвать.

Много слов к слову листья подобрать. (желтые, красные, красивые, легкие..)

Игра «Угадай что это?»

Цель: Использовать в речи прилагательные, согласовывая их с местоимениями.

Оборудование: Натуральные или бутафорские фрукты по количеству детей.


Описание игры: Педагог показывает детям фрукты. Затем вызывает детей по одному и завязывает глаза, предлагая выбрать один плод и описать его на ощупь (форму, твердость), тот кто не ошибся получает в награду плод.

Образец речи детей: «Это яблоко, оно круглое и твердое, плотное...».

«Это банан, он длинный, мягкий...»


Ход игры

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в кафе «Сладкоежка». Как вы думаете, что там подают?

Ответы детей.

Воспитатель: А вот сегодня в кафе нас будут угощать мороженым. Вы любите мороженое?

Ответы детей.

Воспитатель: Мороженое вам подадут в вазочках. Какое вы закажите, то вам подадут. Но заказ выполнять только того, кто правильно назовет, какое мороженое ему нужно.

Пример: Я заказываю сливовое мороженое.
Игра «Варим варенье»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Ход игры

Воспитатель: Наш Гном-садовод собрал очень большой урожай фруктов и ягод. А теперь они у него начали портиться. Как вы думаете, чем можно помочь гному?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, чтобы фрукты и ягоды не пропали нужно сварить из них компоты, варенье, повидло, джем. Посмотрите, как я приготовлю варенье из смородины (беру банку и вставляю картинку с изображением смородины). Я сварила смородиновое варенье. А что будет варить Саша?

Дети продолжают игру.

За всем в саду ухаживал.

Урожай собрал большой.

Угощаю вас с душой.

Воспитатель: Посмотрите, что принес нам Садовник?

Ответы детей.

Воспитатель: А что у тебя в вазочке Саша?

Ребенок: Слива.

Воспитатель: А что можно из нее приготовить на зиму?

Ребенок: сок.

Воспитатель: А какой сок у тебя получится?

Ребенок: Сливовый.

Воспитатель: А какой он по вкусу?

Ответ ребенка.

(рассказывает про свое угощение каждый ребенок)

Воспитатель: А что нужно сказать Садовнику за угощение?

Дети: Спасибо.

Садовник: Молодцы, ребята, все фрукты и овощи знаете. Обязательно приду в гости к вам еще раз.
Игра «Какой это листик»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных (по теме «Деревья и кустарники»).

Ход игры

Игру можно провести в парке, на прогулке. Важное условие, чтобы были деревья и кустарники различного вида.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

(дети разбегаются и выбирают себе листик от дерева или кустарника)

Воспитатель: У тебя какой листик?

Ответы детей.

Пример: у меня листик от липы, значит – липовый.

Задача ребенка назвать правильно как можно больше листиков.

Эту игру можно провести в группе на материале гербария.
Игра «Опиши листик»

Цель: развивать умение подбирать признаки к предмету.

Ход игры

Каждый ребенок выбирает себе листик из предложенных, рассматривает его и подбирает признаки к своему листочку.

Пример: лист березовый, маленький, зеленый, гладкий и т.д.

Задача ребенка: подобрать как можно больше слов-признаков.
Игра «В магазин за напитками»

Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные от существительных по теме «Ягоды», «Фрукты».

Ход игры

Воспитатель: Ребята, смотрите в каком замечательном магазине мы очутились. Здесь много напитков продается. А вы любите напитки? А какие?


Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите, здесь есть продавец. Хотите у него купить напитки? Давайте спросим, что для этого нужно. А то денег мы с вами не взяли.

Дети: Уважаемый продавец, как можно купить у вас напиток.

Продавец: Все очень просто, нужно просто правильно назвать напиток и сказать: из чего он приготовлен.

Воспитатель: Попробуем?

Дети:

Продайте мне, пожалуйста, грушевый напиток. Его делают из груш.

Продайте мне, пожалуйста, вишневый напиток. Его делают из вишни.

И т.д.
Игра «Поиграем в рекламу»

Цель: закрепление умения подбирать признаки к предмету.

Ход игры

Воспитатель: Различные фирмы выпускают множество прохладительных напитков. чтобы успешно их продать, нужно дать хорошую рекламу, поэтому каждая фирма свой продукт представляет как можно ярче и красочнее. Хотите сегодня побыть в роли рекламных агентов? Нужно будет расхваливать свою продукцию, кто лучше это сделает, тот и выиграет. Хотите?

Ответы детей.

Пример: Покупайте лимонад «Дюшес». Он вкусный, ароматный, приятный, прохладный.

За каждое слово-признак ребенку дается фишка. Кто больше всех соберет фишек, тот и выиграет в рекламном соревновании.
Игра «Кафе «Сладкоежка»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных по темам: «Фрукты», «Ягоды».