birmaga.ru
добавить свой файл

1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 8 п.г.т. Алексеевка

городского округа Кинель Самарской области

Авторская программа

дополнительного образования
«Занимательная физика»
(для обучающихся в кружке из 8-9 классов, 34 часа в год )


Автор: Кулагина О.Ю., учитель физики

высшей квалификационной категории


2011-2012 учебный год
Структура авторской программы:

1. Пояснительная записка,

2. Описание содержания разделов программы

3. Учебно-тематический план к программе

4. Тематическое и поурочное планирование материала
5. Используемая литература
1.Пояснительная записка

Данная программа “Занимательная физика” составлена для обучающихся 8–9 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе.. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Прохождение изучаемого материала происходит примерно параллельно с курсом физики в основной школе с соответствующим повторением, проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, закреплением, расширением и углублением знаний учащихся, что повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках. Учащиеся лучше понимают материал. Следовательно, у них возникает уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания. Появляется ощущение успеха.


Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. Программа «Занимательная физика» закрепляет основные физические понятия и законы, знакомит с чудесами природы и техники, с великими учеными и изобретателями.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Основные цели программы:


  1. создание условий для формирования и развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  2. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;

  3. развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  4. формирование интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;

  5. подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи программы:

  1. Образовательные: способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу

    общечеловеческой культуры.


  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
    развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач

  • Занимательные опыты по разным разделам физики

  • Применение ИКТ

  • Занимательные экскурсии в область истории физики

  • Применение физики в практической жизни

  • Наблюдения за звездным небом и явлениями природы

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа

  • Экспериментальный практикум

  • Вечера физики

  • Экскурсии

  • Выпуск стенгазет

  • Проектная работа

  • Практикум решения физических задач

  • Лекции


По окончании программы обучающиеся должны:

  • приобрести навыки решения разных типов задач;

  • приобрести навыки постановки эксперимента;

  • приобрести навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;

  • иметь первоначальные представления о профессиональном самоопределении;

  • уметь наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

  • уметь описывать результаты наблюдений;

  • уметь делать выводы;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2.Описание содержания разделов программы кружка

«Занимательная физика»

(8-9 класс, 1 ч. в неделю, 34ч.)


2.1 . Вводное занятие (1ч.)

Вводное занятие. Значение эксперимента для развития научных теорий и создания новых технических устройств. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

2.2. Решение олимпиадных задач по физике (5ч.)

Решение олимпиадных задач по различным разделам физики ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)

2.3.Люди науки.(2ч.)

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2.4. Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе.

Создание мультимедийных презентаций. (5ч.)

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе. Распределение обязанностей по оформления стилажа, выпуску стенгазет.

Создание мультимедийных презентаций.

2.5. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. (2 ч.)

Интересные явления в природе. Радуга. Шаровая молния. Полярные сияния. Миражи. Торнадо. Цунами. Землетрясение. Занимательные опыты.(на атмосферное давление, смачивание, дифракцию, инерцию и др.)

2.6. Мир электричества и магнетизма.(3ч.)

Электрические явления. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, растворах электролитов, в полупроводниках. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Электромагнитные явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику.

2.7.Решение физических задач.(5ч)

Решение экспериментальных и качественных задач. Решение тестовых заданий по физике.

2.8. Изготовление самодельных приборов и

ремонт существующего оборудования кабинета физики(2ч.)

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики.


2.9. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (1ч.)

Строение солнечной системы. Всемирного тяготения Ньютона. Общая характеристика и обзор природы планет солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия)

2.10. Оптика. Занимательные опыты по оптике.(2ч.)

Оптика. Линзы. Изображения, даваемые линзой. Отражение и преломление света. Занимательные опыты по оптике.

2.11. Проектная работа.(6 ч.)

Проектная работа. (основы проектной деятельности)Защита проектов.

3.Учебно-тематический план к программе кружка

«Занимательная физика»

8-9 класс (34ч.в год, 1 ч. в неделю)




п/п

Наименование раздела.

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Решение олимпиадных задач по физике

5

-

5

3

Люди науки.



2

2

-

4


Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе

Создание мультимедийных презентаций

5

2

3

5

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

2

1

1

6


Мир электричества и магнетизма.

3


0,5


2,5


7


Решение физических задач.

5


-

5

8

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики

2

0,5

1,5

9

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

1

-

1

10

Оптика. Занимательные опыты по оптике.

2

0,5

1,5

11



Проектная работа.

6


0,5


5,5





ИТОГО:

34

8

26


4.Тематическое и поурочное планирование материала

при прохождении кружка в течение 1 года

( 8-9 классы, 34 ч., 1 ч. в неделю )

№ урока

Тема занятия

Вид занятия

Дата

I . Вводное занятие (1 ч.)

1/1

Вводное занятие. Планирование работы кружка, выборы старосты.

Лекция, беседа.




II. Решение олимпиадных задач по физике (5 ч.)

2/1

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Практикум решения физических задач.




3/2

Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения.

Практикум решения физических задач.


4/3


Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров»

Практикум решения физических задач.




5/4

Решение задач на законы Ньютоны, силы в механике.

Практикум решения физических задач.




6/5

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Практикум решения физических задач.




III.Люди науки.(2ч.)

7/1

Рассказы о физиках.

Беседа, лекция.




8/2

Нобелевские лауреаты по физике

Вечер физики.




IV. Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе.

Создание мультимедийных презентаций. (5ч.)

9/1

Обсуждение. Выпуск стенгазет


Беседа. Выпуск стенгазет.




10/2

Выпуск стенгазет


Выпуск стенгазет




11/3

Создание мультимедийных презентаций

Лекция. Практикум





12/4

Создание мультимедийных презентаций

Практикум




13/5

Создание мультимедийных презентаций

Практикум.




V. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. (2 ч.)

14/1


Интересные явления в природе.

Лекция. Беседа.




15/2

Занимательные опыты.

Экспериментальный практикум.




VI. Мир электричества и магнетизма.(3ч.)

16/1

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Лекция. Экспериментальный практикум




17/2

Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Экспериментальный практикум




18/3

Электромагнитные явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику

Беседа. Экскурсия.


VII.Решение физических задач.(5ч)


19/1

Решение экспериментальных задач.

Практикум решения физических задач.




20/2

Решение качественных задач.

Практикум решения физических задач.




21/3

Решение тестовых заданий по физике.

Практикум решения физических задач.




22/4

Решение тестовых заданий по физике.

Практикум решения физических задач.




23/5

Решение расчётных задач по физике.

Практикум решения физических задач.




VIII. Изготовление самодельных приборов и

ремонт существующего оборудования кабинета физики(2ч.)

24/1

Изготовление самодельных приборов.

Лекция. Экспериментальный практикум




25/2

Ремонт существующего оборудования кабинета физики

Экспериментальный практикум



IX. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (1ч.)


26/1

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

Вечерняя экскурсия




X. Оптика. Занимательные опыты по оптике.(2ч.)

27/1

Оптика. Занимательные опыты по оптике.

Лекция. Экспериментальный практикум.




28/2

Занимательные опыты по оптике.

Экспериментальный практикум




XI. Проектная работа.(6 ч.)

29/3

.

Выбор проекта. Анализ ресурсов.

Проектная работа.




30/4

Работа над проектом.

Проектная работа.




31/5

Работа над проектом

Проектная работа.




32/6

Работа над проектом.

Проектная работа.




33/5

Защита проектов.

Проектная работа.




34/6

Защита проектов. Подведение итогов работы кружка.


Проектная работа.




4.Методические рекомендации

Работа обучающихся включает разные виды деятельности. Помимо теоретических уроков очень много практических занятий, поэтому следует особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности. Вести учет всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.

При решении задач обратить внимание на отыскание наиболее рациональных способов решения. Выбор способа решения – право учащегося. Оформление решения задач в соответствии с общепринятыми нормами. Выбор единиц измерения в соответствии с условием задачи, если в условии не оговаривается отдельно – то в СИ. Умение хорошо изложить решение надо поощрять, но умение хорошо и быстро догадываться, должно цениться выше.

При ремонте и конструировании простейших приборов особое внимание развитию навыков и умений работы со слесарным инструментом и электрооборудованию, формированию умений определять неисправность по параметрам работы или неисправности оборудования, выработка основ алгоритмического мышления.

Литература:


  1. Перельман Я.И. Занимательная физика, Чебоксары, «Наука»,1994

  2. Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику?, М.: «АСТ», 1999.

  3. Генденштейн Л.Э.,Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. М.: «Алекса», 2009.

  4. Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: «Просвещение», 1998.

  5. Электронное пособие. Библиотека наглядных пособий.Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).

  6. Электронное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8-9 кл.

  7. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике-7-9. - М.: «Просвещение», 2008.
  8. Ленович А.А. Я познаю мир. Физика. М.: «АСТ», 2005.


  9. Горлова Л.А. Олимпиады по физике.М.: «ВАКО», 2009.

  10. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы-8кл», «Дрофа», Москва, 2009.

  11. Лянина И.Я Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: «Просвещение», 1998.

Дополнительный список литературы


      1. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М: «Наука», 1993.

      2. Чернин А. Д. Звезды и физика. М: Квант выпуск 38, «Наука», 1984.

      3. Черепащук А. М. Чернин А. Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. «Фрязино», 2004.

      4. Окунь Л. Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц, М.:Наука, 2009.