birmaga.ru
добавить свой файл

1
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат VΙΙΙ вида г. Никольска.



Урок чтения и развития речи в 3 классе

«Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».

Провела: Н. Ф. Тропина,

учитель начальных классов.

2012год.
Тема урока: Э.Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

Цель:

Познавательная.

Создать условия для знакомства с содержанием сказки Э. Шима.

Учить правильному, плавному, слоговому, осознанному чтению.

Коррекционно - развивающая.

Способствовать развитию мышления посредством установления причинно- следственных закономерностей наступления весны.

Создать условия для развития связной устной речи через ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Воспитательная.

Способствовать воспитанию познавательного интереса.
Оборудование: книга для чтения: Учебник для 3 класса специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VΙΙΙ вида . – М. Просвещение.- 2002г., ноутбук, презентация.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Дыхательная гимнастика.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем читать, давайте проведём зарядку.

а) Произнеси цепочку слогов:

си- се- ся

сю- се- сё

си – ся – сю

б) Чистоговорка.

Сну-сну-сну- мы зовём весну.

Сна –сна-сна –к нам пришла весна.

Сны- сны-сны- рады мы весне.

Сной-сной-сной- всем тепло весной.


  1. Повторение пройденного.

Учитель: На какую тему читали произведения? («Весна в окно стучится»)

- Какое произведение о весне учили наизусть? ( Ф. Тютчев «Зима недаром злится»)

- Какой рассказ читали на прошлом уроке? (К. Паустовский

В рассказе К. Паустовского мы прочитали о приметах весны.

Выборочное чтение.

- Как автор сказал:


  • о капели?

  • о солнце?

  • о ветре?

  • о снеге?

  • какие появились цветы?

  • как радуются весне галки?

  • рада ли Варя весне?

Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Весна» ( чтение по цепочке)
4.Итог по домашнему заданию.

5. Подготовительная беседа к восприятию текста.

Учитель: После долгой суровой зимы наступает весна. В природе всё просыпается.

- Какое настроение вызывает у вас приход весны?

О весне написано много стихов, рассказов. Художники изобразили это время года на картинах. Композиторы с помощью музыки попытались показать изменения в природе весной.

6. Учитель: Мы с вами побывали как в сказке. Я предлагаю вам сегодня прочитать сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

7. Первичное чтение учителя. Беседа по восприятию текста.

Вопрос: О каком времени года говорится в сказке? Как зовут героев?

8. ФЗМ.

Дует тёплый ветерок ( машем руками на лицо)

Солнце светит ярче (руки вверх)

Снег худеет, мякнет, тает (приседание)

Грач горластый прилетает (машем руками)

В белый цвет оделся сад (наклоны)

Гром грохочет. Угадай? (наклоны вперёд, назад)

Наступает месяц май.

9. Словарная работа.

Учитель: В тексте встречаются слова. Давайте их разберём.

Слайд. Тетерева бормочут (говорить тихо, быстро и невнятно)

Слайд Валун (обломок горной породы в виде большого камня)

Слайд Лежебока (лентяй, бездельник)

Слайд Пустомеля (тот, кто говорит попусту, зря)

10. Речевая разминка.

Учитель: В тексте встретятся трудные слова, поучимся их читать.

Слайд звон

зво -нить

пе –ре-зва-ни-вать

пе-ре-зва-ни-ва-ет

то

то -пить

рас- то- пить

рас- тап-ли-ва-ю


све

свер- лить

про- свер – лить

про- свер –ли –ва- ю

11. Гимнастика для глаз.

а) Широко раскройте глаза.

б) Прищурьтесь.

в) Закройте глаза.

г) Посмотрите на переносицу, а потом вдаль.

д) Постреляем глазками: на квадрат, круг, прямоугольник.

12. Чтение текста учащимися. Беседа по содержанию.

Чтение по цепочке с.176


  • какая погода стояла в лесу?

  • О чём спорили герои?

  • Чем хвалился камень?

  • Что прокричал ручей?

  • Что сказала сосулька?

  • Что случилось с сосулькой, почему?

  • На какой вопрос ответила сказка?

  • Почему весной камень стал горячим?

  • Почему ручей стал бурливым?

  • Почему сосулька растаяла?

  • Скажите, кто весну делает?

13. Закрепление содержания прочитанного.

Характеристика героев.

-кто главные герои? ( крикливые, хвастливые)

-какие у них характеры? (камень –старый, важный.

Ручей –молодой, звонкий.

Сосулька –хвастливая.

14. Чтение по ролям. Передайте голосом хвастливость героев.

15. Обобщающая беседа.

  • На какой вопрос ответила сказка?

  • Кто делает весну? (солнце)

16. Итог урока.

Какую сказку мы читали?

Вам понравилась сказка? Почему?

17. Рефлексия.

Продолжите предложения

-Сегодня на уроке……

-Мне было…..

-Я понял….

18. Оценки. Домашнее задание с. 176-177 по ролям.