birmaga.ru
добавить свой файл

1
С.М.Демкина (г. Москва)


СТРАНИЦЫ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА МУЗЕЯ

А.М.ГОРЬКОГО ИМЛИ РАН
История Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН – классическая история советского музея двадцатого столетия. Горький скончался 18 июня 1936 года, и уже через восемь месяцев вышло постановление президиума ЦИК об организации при институте мировой литературы им. А.М.Горького Архива писателя и Музея, «доступного для широкого обозрения». В старинном особняке Доменико Жилярди Музей получил второй этаж и мансарду. Всего за восемь с половиной месяцев экспозиция была готова, и 1 ноября 1937 года первые посетители переступили порог нового Музея.

Сегодня Музей А.М.Горького ИМЛИ РАН – это литературная экспозиция на Поварской, рассказывающая о жизни и творчестве писателя с раннего детства (ибо необычная биография главной персоналии интересна уже с этих дней) до отъезда за границу в 1921 году (он невероятно популярен, общественный деятель и благотворитель, переведен на множество языков, давно уже не босяк, и даже не буревестник революции – серьезные разногласия с большевиками подталкивают в спину); и мемориальный музей-квартира на Малой Никитской, где Горький, ставший в 1931 году москвичом, провел последние годы жизни. На особняке в стиле модерн, созданном в начале двадцатого столетия архитектором Ф.О.Шехтелем, доска с надписью: А.М.Горький жил здесь с 1931 - 1936 гг.

Мемориальный филиал музея в шехтелевском особняке на М.Никитской открылся в 1965 году – сорок пять лет назад. Тот факт, что Горький прожил здесь несколько лет, послужил впоследствии охранной грамотой для памятника архитектуры. В мемориальных комнатах проводятся экскурсии, научные конференции, круглые столы, вечера и т.д. Такая, довольно старомодная, схема взаимоотношений музей – публика сформировалась, совершенствовалась и успешно действовала много лет.

На рубеже конца двадцатого - начале двадцать первого веков музей А.М.Горького приступил к освоению нового языка общения. В марте 2004 года, к 136-летию со дня рождения писателя, в Интернете появился «Виртуальный Музей-квартира А.М.Горького»; специальный проект, сделавший шехтелевскую лестницу и мемориальные горьковские комнаты доступными для тысяч пользователей, живущих в других городах и странах. Кроме того, виртуальные посетители могли познакомиться с предметами коллекций Музея А.М.Горького. Для расширения этих возможностей был задуман проект по созданию электронного аналога своих собраний.


В момент основания и последующие годы постановление президиума ЦИК обеспечило музею богатейшие поступления из личных и государственных собраний. Здесь хранятся работы М.В.Нестерова, В.А.Серова, Б.Д.Григорьева, Л.О.Пастернака, А.Д. и П.Д.Кориных, А.Н. и Н.А.Бенуа, Б.М.Кустодиева, Ю.А.Анненкова, В.Д.Поленова, В.Д.Фалилеева, Ф.И.Шаляпина, В.М.Ходасевич, А.П.Остроумовой-Лебедевой, А.И.Кравченко, Е.С.Кругликовой, И.И.Машкова, В.Д.Фаворского, Кукрыниксов и др., скульптура С.Т.Коненкова, И.Д.Шадра, В.И.Мухиной, Н.В.Томского, В.Сапика, Н.В.Крандиевской и др. Музейный фотофонд представлен произведениями лучших отечественных мастеров.

Экспонаты Музея весьма разнообразны: от бронзовой скульптуры (В.И.Мухина. А.М.Горький), украшающей двор Института Мировой литературы, до крохотного бумажного петушка, сделанного Львом Толстым для маленького Максима, сына Горького. Здесь хранятся автографы Чехова, Бунина, Станиславского, Шаляпина, нумизматика, коллекция восточной миниатюры, личная библиотека (12000 томов), свыше 2000 иллюстраций к произведениям Горького, офорты и гравюры, оригинальные стеклянные негативы, фотодокументы и личные вещи писателя, театральные афиши и макеты, посмертные маски, слепки и многое другое.

Сравнение современных музейных технологий с действующей системой Музея А.М.Горького подготовило решение о ее модернизации. Создание электронного каталога фондовых коллекций Музея – проект, основной целью которого полагалось формирование новой структуры хранения экспонатов. На реализацию этой программы Музей получил трехлетний грант (2009-2011) РГНФ.

Общий фонд Музея А.М.Горького – основной, мемориальный и научно-вспомогательный насчитывает около 100000 единиц. В силу различных обстоятельств значительная часть экспонатов требует специальных условий хранения и особой системы доступа. Электронный эквивалент фондовых коллекций – своего рода «пропуск» в музейные фонды.

Научная концепция проекта и его пошаговая реализация разрабатывались с учетом разнообразия и объема музейных материалов. Проанализировав тематические разделы хранения, наличие необходимого оборудования и технические возможности, научные сотрудники определили приоритет - фотофонд Музея А.М.Горького. Основанием для подобного решения послужило сочетание нескольких факторов: необходимость постепенного накапливания опыта работы по оцифровке экспонатов и составлению сопровождающих характеристик, что предпочтительнее осуществлять с небольшими по формату и относительно легкими в обращении материалами. Так же принималось во внимание наличие в Музее значительного числа ранее не изученных фотографий и растущий интерес исследователей к оригинальным фотодокументам.


Музей А.М.Горького ИМЛИ РАН располагает прекрасной фотоколлекцией, характеризующейся количественным объемом, мастерством исполнения, хронологической и тематической широтой. В собрании - иконография писателя и групповые снимки с Горьким, портреты его современников (забытые и малоизвестные фамилии соседствуют с громкими именами деятелей культуры и политики, сделавшими значительный вклад в историю России), изображения мест жизни и творчества, виды городов, исторические события, типажи, - фотодокументы, характеризующие целую эпоху – период последней трети XIX в. и более трех десятилетий ХХ в.; сотни снимков театральных постановок горьковских (и не только) пьес с начала 1900-х годов до наших дней и т.д.

Важнейшим этапом стало обращение к части фотофонда Музея А.М.Горького, представленного произведениями М.П.Дмитриева, А.О.Карелина, Шерера и Набгольца, Д.Лейбовского, М.Наппельбаума, П.Оцупа, Н.Петрова, М.Альперта, М.Ошуркова и др. Процесс обработки фотографий состоял из отбора, оцифровки и научного описания снимка. «Электронный паспорт» каждой единицы фотоархива включает специальную музейную характеристику: название, дата, место съемки, имя фотографа, краткое содержание. Затем следуют размеры фотографии и паспарту (при его наличии), номер в книге поступлений. Все надписи на лицевой и оборотной сторонах фотографии и паспарту воспроизводятся (по возможности) с указанием, чьей рукой они сделаны. Завершается описание каждой фотографии сведениями, когда и от кого она поступила (передана в дар) и обоснованием датировки. В тех случаях, когда фотография имеется в нескольких вариантах, для описания выбирается наиболее полный, а в скобках, вслед за названием фотографии, указывается количество вариантов и экземпляров.

Иногда, в целях лучшей организации материала и для облегчения его восприятия, группа фотографий объединялась в серию. Эти снимки сделаны обязательно одним фотографом и, как правило, в одном месте, в течение одного или нескольких дней. Фотографии одной серии связаны личностями и событиями. Во многих случаях описание сопровождается иллюстративными текстами, имеющими отношение к представленным лицам, событиям или местам. В разделе снимков «горьковской тематики» приводятся тексты из произведений и писем Горького, отрывки из воспоминаний и писем изображенных на фотографиях персон. Весьма существенно, что в процессе данной работы впервые в электронный каталог и соответственно в научный оборот введены все обнаруженные сопровождающие тот или иной снимок документы: справки, пояснительные акты, письма, вырезки из газет с пометами, рукописи дарителей с краткими воспоминаниями, имеющими отношение к запечатленному на фотографии. Коллеги, живущие в других городах, получили возможность воспользоваться дистанционным доступом в фотоархив Музея.


Большой блок малоизученных, чрезвычайно важных не только для горьковедения, но и шире - для изучения истории России, фотоматериалов, условно можно назвать «памятные горьковские места». Эти электронные страницы запечатлели виды стран, европейских столиц, памятников архитектуры, маленьких (отечественных и зарубежных) городков и их обитателей начала прошлого столетия, деревни, исчезнувшие церкви, пристани, пароходства, типажи и др. Что касается основной тематики Музея (жизнь и творчество А.М.Горького), то весьма интересен обработанный массив «мемориальных» фотографий, напрямую связанный с биографией писателя, например, - история Поволжья, волжские города, в частности Казань, Нижний Новгород, Самара и т.д. Многое из изображенного, увы, давно утрачено и оттого представляет ценный материал для специалистов.

Литературоведам важны снимки, подробнейшим образом зафиксировавшие места, где жил писатель. Улицы, дома, квартиры, комнаты, предметы мебели, виды из окна и т.д., - все это существенно для тех, кто продолжает изучать жизнь и творчество писателя, в биографии которого, как это ни странно, осталось много белых пятен. Хронология снимков и подробные письменные пояснения очевидцев – таких, например, как Е.П.Пешкова, друзья по Н.Новгороду и Казани и т.д., дают богатый документальный материал к изучению личности А.М.Горького. В настоящее время отчетливо ощущается отсутствие новой, научно выверенной, без идеологических искажений и пробелов, биографии писателя. Последнее подобное издание – четырехтомная «Летопись жизни и творчества А.М.Горького» - вышло боле пятидесяти лет назад (Издательство Академии наук СССР. М. 1958-1960). В работе над обновленным жизнеописанием горьковедами будут использованы все виды музейных документов, и, конечно, возможности электронного фондового каталога.

География «горьковских» мест чрезвычайно велика – он жил и побывал не только во многих городах России, но и за рубежом – в США, Италии, Франции, Англии, Германии, Чехословакии и других странах. Создатели электронного архива посчитали весьма логичным, параллельно с обработкой фотоархива горьковских мест, произвести копирование и описание тематически близких предметов художественной коллекций. В собрании Музея хранятся полотна, изображающие виды России, Италии, Франции, Америки и т.д. Венеция кисти К.И.Горбатова и А.И.Кравченко; Неаполь в акварелях Н.П.Ульянова; Рим в работах Д.Джиганте, Ульянова и Кравченко и многое другое - особое место в этом разделе фондов занимает тема «прекрасной» Италии, что объясняется особым отношением к ней Горького.


Интересны «мемориальные» страницы электронного каталога, рассказывающие о жизни Горького в Италии. В общей сложности, писатель прожил там 15 лет – почти семь до революции (Капри) и примерно столько же после (Сорренто). Художники, гостившие у писателя, старались запечатлеть все увиденное. На работах, созданных в 1911-13 годах на Капри Г.М.Бобровским, В.Д.Фалилеевым, А.А.Чумаковым, Н.А.Праховым, С.Н.Зенковым, А.А.Маневичем, можно увидеть Неаполь, Везувий, Piccolo Marina и Марина Гранде, Фаральони, улочки, барки, лодки и самих итальянцев. Творчество этих художников позволяет сегодня обрести утраченное: например, увидеть не сохранившуюся виллу «Сеттани» (Горький жил здесь с ноября 1906 до февраля 1909) и перестроенную виллу «Спинола», (была арендована с февраля 1909 по февраль 1911). Большинство работ написано с натуры и имеет высокую художественную ценность, (так, полотна А.И.Кравченко с видами Капри демонстрировались в 2009 году на юбилейной выставке в Государственной Третьяковской галерее). В 2011 году портрет А.М.Горького, созданный в Сорренто Борисом Григорьевым, участвовал в персональной выставке художника в С.Петербурге (Государственный Русский Музей) и Москве (ГТГ). Изображения экспонировавшихся полотен вошли в специализированные художественные каталоги, сопровождающие выставки. С этой целью сейчас сотрудники Музея А.М.Горького обратились к полотнам М.В.Нестерова в рамках подготовки юбилейной выставки художника (2012).

По многим параметрам работа с художественными произведениями, хранящимися в Музее, оказалась гораздо сложнее, нежели с фотографиями. Особые требования обращения с живописью и графикой обусловили специфику обработки этих единиц хранения - картин, набросков, этюдов, иллюстраций к произведениям Горького и дружеских шаржей на него. Приоритетами в данном случае стали наиболее интересные и востребованные полотна, хранящиеся в разделе «Места пребывания А.М.Горького», «Иконография А.М.Горького», «Иллюстрации к произведениям А.М.Горького».


Вошедшие в электронное хранение картины иллюстрируют научные и популярно-просветительские работы: монографии, брошюры и путеводители; используются как наглядное пособие в лекциях и образовательных программах. Помимо участия в совместных выставочных проектах, организуемых культурными институциями и фондами, очень важно для Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН творческое и научное сотрудничество с ближайшими коллегами - горьковскими музеями: Нижегородским, Казанским, Арзамасским; обществами друзей А.М.Горького в России и за рубежом.

К истории отечественной культуры относится раздел хранения, включающий снимки русских писателей, художников, режиссеров, актеров. Это собрание, безусловно, рассчитано на самый широкий круг исследователей. К примеру, «толстовская страница» интересна не только горьковедам и филологам, но всей думающей и читающей публике: портреты Л.Н.Толстого, профессионально выполненные М.П.Дмитриевым; снимки великого писателя с Чеховым, Горьким. Особо значимой для автора «Макара Чудры» стала фотография, сделанная С.А.Толстой: «А.М.Горький и Л.Н.Толстой. 8 окт. 1900. Ясная Поляна»). «Рекомендую Вам – срезать меня прочь с карточки, где я снят с Толстым, и продавать его одного – он очень хорош на ней», - написал Горький позднее об этом снимке известному фотохудожнику М.П.Дмитриеву. В том же крымском письме 1902 года читаем: «Посылаю Вам снимок с Толстого и Чехова. Попробуйте переснять их отдельно и вместе и потом пришлите мне посмотреть. Затем – можно будет продавать»1 Эта часть каталога содержит изображения представителей русской культуры: литераторов, художников, актеров, режиссеров и др.

Любопытны электронные страницы, рассказывающие об истории русского театра, в особенности, о взаимоотношениях Горького с Московским Художественным. Премьера «Мещан» состоялась 26 марта 1902 года на гастролях МХТ в С.Петербурге. Серия снимков Е.Мрозовской на фирменных паспарту начинает фотоисторию пьесы в двадцатом столетии. В роли Шишкина на них можно увидеть И.А.Тихомирова, которому Горький писал: «…Я очень хочу издать пьесу со снимками с артистов в костюмах и гриме, а также со снимками декорации. Голубчик - устройте мне это! …снять всех артистов поодиночке, затем начальные сцены каждого акта, групповую сцену в третьем акте… Сцены хорошо снять во всю величину страницы, а фигуры артистов - в рост - в половину страницы…»2. В Музее сохранились фотографии (группы персонажей и портреты актеров в гриме и костюмах), сделанные И.А.Тихомировым в 1902 году. Другая серия снимков спектакля «Мещане» на фирменных паспарту С.Н.Судьбинина интересна тем, что на каждой из них - автограф Горького.


Визитной карточкой Горького-драматурга стала пьеса «На дне». По заказу автора М.П.Дмитриев создал фотогалерею «босяцких типажей» - «пособие» по гриму и костюмам для героев пьесы.

В музее находится около трехсот фотографий актерских групп, обитателей ночлежки, массовых сцен, декораций мхатовского спектакля. Прежде всего, это серия фотографий С.Н.Судьбинина: 1902, дек. 18. Москва. Спектакль МХТ "На дне" по пьесе М.Горького. Режиссеры-постановщики: К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, И.А.Тихомиров. Художник В.А.Симов. На оборотах первых шести фотографий чернилами автографы К.П.Пятницкого, которому посвящена пьеса «На дне» – издателя, друга Горького. Съемка производилась на сцене театра, на фоне декораций с актерами в костюмах и гриме. Открывает галерею образов сам Станиславский в роли Сатина; на следующей фотографии – Лука в исполнении И.М.Москвина и т.д. Подробно с исполнителями легендарного спектакля, которому в следующем году исполнится 110 лет, знакомит серия снимков, выполненная Шерером и Набгольцем в конце декабря 1902 года. Среди них: К.С.Станиславский - Сатин; И.М.Москвин – Лука; О.Л.Книппер-Чехова - Настя; М.Ф.Андреева – Наташа; А.Б.Харламов - Пепел; Г.С.Бурджалов - Костылев; Е.П.Муратова - Василиса; А.Л.Загаров - Клещ; М.Г.Савицкая - Анна; М.А.Громов - Актер; А.Л.Вишневский - Татарин; М.А.Самарова - Квашня; Алешка – З.А.Пешков, приемный сын Горького, будущий герой Французской республики.

Последний этап трехлетнего проекта создания электронного каталога Музея совпал с перекрестным годом Россия – Италия. В мае 2011 года на острове Капри при участии Муниципалитета Капри, Ассоциации «Премия Горького», Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН и Посольства России в Италии прошли горьковские дни. Весьма неожиданной для зрителя стала выставка редких фотографий из фондовых материалов Музея А.М.Горького «Очарованный островом», посвященная пребыванию Горького на Капри. Отсканированные изображения были переведены на специально изготовленные стенды и баннеры. Малоизвестные любительские снимки, в большинстве своем шуточные, запечатлели Горького, его близких, друзей и гостей во время прогулок, купаний и т.д. Выставка была открыта в монастыре Ла Чертоза ди Сан Джакомо, заняла всю внутреннюю аллею, причем в начале, при входе в монастырь, посетителей встречали две огромные фигуры Горького в полный рост, вырезанные из увеличенных фотографий и прикрепленных прямо к стене. В дальнейшем Муниципалитет Капри планирует «перемещать» выставку по острову, располагая ее в историко-архитектурных памятниках и наиболее посещаемых живописных уголках.


При реализации проекта «Русские культурные маршруты в Италии. Наследие А.М.Горького», включавшего фотовыставку «Италия на Малой Никитской» и научный коллоквиум «Италия в жизни и творчестве А.М.Горького»; сотрудниками Музея была использована тематическая фотоколлекция «Горький и Италия». Выставка, подготовленная для Неаполя, в основном имела отношение к пребыванию писателя в Сорренто и его окрестностях. Виды старого Неаполя, Везувий, живописные панорамы побережья; виллы, в которых жил Горький, его кабинет, семейные снимки и многое другое посетители выставки увидели в сентябре 2011 года. Чтение докладов (например, «М.Горький на музыкальной сцене. Постановка оперы «На дне» в Ла Скала (по материалам фондов Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН») и «Образы Италии в иллюстрациях к произведениям М.Горького. Из фондовых коллекций Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН») удачно сопровождалось демонстрацией изображений из электронного фондового каталога Музея. Два «итальянских» проекта во многом стали возможны благодаря тематической систематизации и новой электронной базе хранения, облегчивших работу с фотоматериалами фондов.

Опыт организации и проведения этих научно-просветительских мероприятий показал, что найденное решение – использование электронных экспонатов - имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами выставочной деятельности. В настоящее время наряду с увеличившимся интересом публики к предметам искусства, хранящимся в различных музеях, повышаются требования к уровню организации выставок подлинных экспонатов.

Музейщики в большинстве своем неохотно расстаются с редкими предметами хранения. Это объясняется рядом объективных причин: сложнейшие организационные моменты, особые условия транспортировки и страхования, обилие сопровождающей документации, отсутствие серьезного финансирования и т.д. Помимо перечисленных трудностей, маленькие музеи, отправляя коллегам свои лучшие экспонаты, зачастую «оголяют» постоянную экспозицию. Кроме того, важно отметить, что мемориальная экспозиция, в отличие от обычных выставочных залов, является по определению постоянной, законсервированной, навсегда зафиксировавшей присутствие «великого» человека - писателя, ученого, композитора - в доме, где он жил. Появление в фондах электронного аналога экспонатов, представленных в залах и хранящихся в запасниках, расширяет музейные возможности. Организация небольших мобильных тематических выставок позволяет по-новому организовать культурно-просветительскую деятельность. Используя потенциал электронного фондового каталога, Музей существенно расширил свое представительство в культурно-научном пространстве.


Заключительный период данного проекта ни в коем случае не ставит точку в деле создания электронного архива фондов Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН. Работа над переводом основного фонда хранения на электронные носители будет продолжена. Опыт трех лет, отданных осуществлению этого проекта, убедил авторов в его необходимости. Объем и содержание работы обогатили молодых сотрудников широким спектром знаний: прежде всего, сведениями, так или иначе, имеющими отношение к жизни и творчеству А.М.Горького; затем знакомством с материалами отечественной истории и культуры, документальными свидетельствами эпохи. Штудирование и оценка фондовых материалов, в части, не считавшейся ранее особо значимой, позволили включить в активный научно-просветительский процесс важнейшие единицы хранения. Среди удач, по достоинству оцененных фондовиками и горьковедами, – расшифрованные и атрибутированные автографы, ранее не публиковавшиеся рукописные документы, редкие снимки.

Трехлетнее участие в программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» дало Музею А.М.Горького очень много: несколько тысяч единиц электронного хранения, новые перспективы, опыт; а главное – уверенность в своих силах и основания для планирования будущих проектов.


1 М.Горький. Полное собрание сочинений и писем. Письма в 24-х т. М.: Наука. 1997-2011. Т. 3. 1997.

С. 23.

2 Там же. С. 43.