birmaga.ru
добавить свой файл

1 2

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


Реферат

по дисциплине «Прокурорский надзор»

тема «Сущность прокурорского надзора»

Понятие отрасли прокурорского надзора
Отрасль прокурорского надзора – это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно:


  1. Надзор за исполнением законов


Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Тради­ционно данная отрасль именовалась «общим надзором».

Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 За­кона о прокуратуре и включает в себя следующее:

  1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления, органами военного управле­ния, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций.

  2. Надзор за соответствием законам правовых актов, из­даваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

Как известно, на территории Российской Федерации дей­ствуют федеральные законы, законы субъектов РФ (консти­туции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполне­нием всех ли законов, действующих на территории Россий­ской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выво­ду, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих феде­ральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).


В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Феде­рального Собрания РФ — Государственной Думой и Сове­том Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением дву­сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под­писанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законо­дательство должно соответствовать международному зако­нодательству.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако­нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру­гими государственными органами, выражается в том, что ос­нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис­полнением законов является наиболее широкой и многогран­ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель­ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су­дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста­вительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен­ными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирую­щем прокурорский надзор, применительно к задачам, сто­ящим перед обществом и государством на определенных эта­пах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и над­зор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, за­щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе­мых законом интересов общества и государства.


В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов состоят:

• в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;


  • наиболее полном использовании возможностей проку­рорского надзора за исполнением законов в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

  • активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

  • более активном проведении в жизнь принципа неотвра­тимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;

  • доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
  • выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;


  • повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических меро­приятий.

В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления:

• надзор за исполнением: законодательства о политичес­ких правах и свободах граждан; законодательства о граж­данстве; законодательства о беженцах и вынужденных пере­селенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жи­лищного законодательства; законодательства о приватиза­ции жилищного фонда; законодательства о защите прав по­требителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законода­тельства о льготах; законодательства о борьбе с наркомани­ей; законодательства о несовершеннолетних; законодатель­ства об обращениях граждан (социальная сфера);

  • надзор за исполнением: законодательства о собствен­ности; законодательства о предпринимательстве; законода­тельства о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (зе­мельного) законодательства; инвестиционного законода­тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспорт­ного законодательства (экономическая сфера);
  • надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положе­нии (оборонная сфера);


  • надзор за исполнением: законодательства о внешнеэко­номической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);

  • надзор за законностью: привлечения физических, дол­жностных и юридических лиц к административной ответ­ственности; применения мер административного пресече­ния и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера).

Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением зако­нов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.

Что касается прокурорского надзора за законностью пра­вовых актов, то здесь необходимо выделить такие направле­ния, как надзор за законностью правовых актов, издавае­мых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; мини­стерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, орга­низациями; общественными организациями.

Выделение направлений прокурорского надзора за ис­полнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявлен­ных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда де­лали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем са­мым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о за­щите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.


Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную де­ятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал про­курор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его в первую оче­редь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, проку­рор принимает предусмотренные законом меры к восста­новлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий ре­ального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением проку­рорской деятельности на современном этапе. Включение в разд. III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуаль­ности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой — о повышении роли прокуратуры как органа над­зора в обеспечении этих прав и свобод.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными феде­ральными органами исполнительной власти, представи­тельными (законодательными) и исполнительными органа­ми субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами, а также органами управления и руко­водителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При поступлении сведе­ний о нарушении прав и свобод человека и гражданина про­курор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприя­тии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все без исключения органы.


Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение та­кого положения, когда эти права и свободы реально соблю­даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государ­ственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации.

Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведом­ственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Надзорные мероприятия в первую очередь должны про­водиться в тех государственных органах, на которые возло­жено осуществление контроля за соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина, так как от того, как применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние обеспечения этих прав и сво­бод. Однако, осуществляя надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Зако­на о прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и свобод граждан также являет­ся прокурорская проверка, проводимая при наличии сведе­ний о нарушении законов.

В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина кроме того:


  • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в деятель­ности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Рас­сматривая и разрешая обращения, прокурор получает ин­формацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Рассмотре­ние жалобы прокурором не препятствует обращению граж­данина в суд по тому же вопросу;

  • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем, что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, про­куроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъяс­няют им, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной за­щиты их прав и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказы­вают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов, представляемых в суды. Разъяснительная деятельность прокуроров пострадавшим весьма разнооб­разна;

  • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлече­нию к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмеще­нию причиненного ущерба слабозащищенным в социальном отношении категориям граждан (при их согласии).

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.


Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:


  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре­гионе;

  • о преступлениях и других общественно опасных пра­вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения; --- об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и уч­реждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять решению задач за­щиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы­вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управ­ление по рассмотрению писем и приему граждан, а в проку­ратурах субъектов РФ — отделы, группы или старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж­дан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным работникам, а также осуществление кон­троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.


В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально­го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня­тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре­шение. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре­гистрации.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по­рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель­ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша­ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 75 дней, если иной срок не предус­мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату­ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре­шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ­ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз­решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ­ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон­ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста­навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име­ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова­нию правозащитной деятельности прокуратуры.


Защита прав и свобод всех категорий граждан средства­ми прокурорского надзора уже сама по себе является основ­ным приоритетным направлением в деятельности прокуро­ров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к вос­становлению нарушенных прав и свобод граждан.

Однако предметом особой заботы прокурора является со­блюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы.

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв­ляется исполнение законодательства о гражданстве, о льго­тах и пособиях, пенсионного законодательства, законода­тельства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужден­ных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркома­нией. При наличии сведений о нарушении этого законода­тельства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение прове­рок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять ак­тивность в получении сведений о нарушении названного за­конодательства.

В поле постоянного внимания прокурора должно нахо­диться исполнение законодательства об обращениях граж­дан. Дело в том, что от того, как соответствующие руково­дители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявле­ний и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.



следующая страница >>