birmaga.ru
добавить свой файл

1
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта


Модернизация отечественного образования требует от педагогов активного включения в свою работу инновационных технологий обучения. Но это не означает отказ от традиций, наоборот, необходимо внимательно изучать опыт прошлого, использовать в работе все самое ценное, что накопила педагогическая наука и практика. Изучение опыта - издавна применяемый метод педагогического исследования.
Что такое передовой педагогический опыт?

Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования.

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Общепринято передовым педагогическим опытом считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса.


Для характеристики профессиональных качеств носителей передового опыта употребляются понятия: «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Эти понятия расположены так, что каждое последующее характеризует более высокий уровень проявления педагогического творчества учителей. Учитель-мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и вместе с тем вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Учитель-исследователь характеризуется не только мастерством и новаторским подходом к делу, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, созданием новых систем построения учебно-воспитательного процесса.

Признаки передового педагогического опыта:

• соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;

• устойчивые положительные результаты педагогической деятельности (показатели этого: возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - умение провести детальный анализ объекта подлежащего изготовлению);

• оптимальное расходование сил и средств, педагогов и учащихся для достижения устойчивого положительного результата обучения, воспитания и развития;

• наличие элементов новизны.

Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.
Зачем изучать и обобщать передовой педагогический опыт?

Для чего необходимо изучать педагогический опыт? Прежде всего, для того, чтобы оказать помощь педагогу, определить источники и способы преодоления недостатков в его педагогической деятельности, выявить методические ошибки и совместно найти пути их преодоления, обобщить инновационный опыт, определить перспективность инновационных идей и развитие их до уровня педагогических технологий.


Анализировать и обобщать свой опыт необходимо каждому учителю, чтобы завтра работать лучше, чем сегодня, чтобы повседневный труд учителя не становился для него тяжелой обузой, а приобретал творческий характер, служил источником радости и вдохновения. Творчески работающий педагог постоянно анализирует свой труд и оценивает его результаты. Обнаружив, что результат не соответствует намеченной цели, он ищет причины расхождения, и в своей дальнейшей деятельности пробует по-другому решить поставленные задачи, ищет, изобретает новые подходы, приемы, дидактические средства, использует на практике их эффективность. Так возникает новаторский почин, передовой опыт. Такой путь возникновения передового опыта называется спонтанным. Но этот способ не гарантирует, что творческий поиск каждого будет направлен на решение наиболее актуальных задач. Этот недостаток преодолевается путем организации, коллективного творческого поиска. При коллективной работе по созданию передового педагогического опыта накопление его приобретает целеустремленный, планомерный, организованный характер. Но не следует противопоставлять друг другу спонтанный и организованный способы создания передового опыта, а надо искать гармоническое сочетание достоинств каждого.

Самое главное в изучении педагогического опыта - обнаружить инновационные и результативные методы, формы, методические приемы обучения, развитие новаций до уровня технологии и методики, а затем обеспечить применение его в работе других педагогов, школ, регионов. Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих. Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям общеобразовательных учреждений руководить с перспективой. Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт.

Как работать по обобщению передового опыта?

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по предмету;

- технология урока или элементы технологии;

- авторская программа (учебного курса, воспитательная);

- система методических приемов, активных форм обучения;

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.)

- эффективная система оценки знаний;

- инновационные технологии в обучении;

- работа с одаренными детьми, результативность внеурочной деятельности и др.
1. Сначала такой опыт нужно найти и запланировать:

- найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме;

- найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;

- увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории;

- запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;

- сформулировать вместе с учителем тему;

- запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
2. Изучение педагогического опыта может осуществляться по-разному: от поверхностного «схватывания» внешне «эффективных приемов работы до проникновения в суть данного опыта. В зависимости от глубины осмысления и анализа опыта используются несколько этапов его изучения.

Этап сравнения - фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.

Этап описания - нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта на основе наблюдений и анализа работы педагогов.


Этап осмысления - выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.

Изучается опыт с помощью следующих методов:

- анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

- посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

- изучение УМК учителя;

- изучение его рабочей документации (планов);

- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта

- изучение результативности участия школьников в олимпиадах, сдачи ЕГЭ.

Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других учителей. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.

Условия.

Первая группа условий (учитель):

- уровень педагогического мастерства;

- стиль общения с детьми;

- высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую учитель применяет.

Вторая группа условий (учащиеся):

- уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.

Третья группа условий (учебно-материальная база):

- наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.
3. Этап обобщения - выявление границ применения данного опыта на основе анализа его всеобщих, особенных и единичных свойств.

Обобщение педагогического опыта - это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; ее отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Обобщение педагогического опыта обязательно включает в себя такие последовательные действия, как:

- анализ ведущих идей педагогического опыта; выявление противоречий, которые решает именно этот опыт, раскрытие его возможностей;


- психологический настрой на восприятие и осознание идей именно этого педагогического опыта;

-фиксация достоинств и ограничений этого педагогического опыта, включая выявление пределов его применения; осмысление вопросов, не решенных в рамках данного педагогического опыта;

- оценка условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов при использовании данного педагогического опыта;

- выбор способа описания педагогического опыта.

В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система учителя.

Она включает в себя:

-планирование учителем программного материала;

-подготовку к урокам;

-набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого урока;

-целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;

-внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;

-средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.
Формы обобщения опыта:

1. Подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

2. Азбука педагога.

3. Творческие отчеты: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса.

4. Презентации, мультимедийные информационные материалы, пособия, приложения.

5. Неделя изучения лучшего опыта, накопленного учителями школы.

6. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.

7. Защита авторских проектов и разработок.

8. Педчтения, проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция.

9. Познавательные, профессиональные экскурсии.

10. Межшкольные научно-методические обмены и др.
Критерии передового педагогического опыта

Критерии


Характеристика критериев

1. Актуальность


Соответствие:

• социальному заказу государства, общества;

• Закону об образовании РФ;

• прогрессивным тенденциям социального развития общества;

• региональной образовательной политике;

• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

• профессиональным интересам определенных категорий педагогов;

Способствовать:

• решению актуальных задач общества;

• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

2. Научность, соответствие достижениям науки

Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.

3. Результативность

Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике.

Результативность может выражаться:

• в уровне обученности учащихся;

• в уровне воспитанности учащихся;•

• в личностном развитии учащихся;

• •в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Новизна

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;


• в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)


5. Стабильность

Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:

6. Оптимальность

Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.

7. Перспективность

Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.


4. Распространение опыта:

Деятельность по обобщению и распространению передового педагогического опыта предусматривает большую работу.

Что может служить мотивом для включения учителя в такую деятельность?

1. Потребность и наличие возможностей в самовыражении.

2. Потребность в признании и самоутверждении.

3. Потребность в принадлежности и причастности.

4. Уровень собственной компетенции.

5. Материальные и моральные вознаграждения.

6. Приверженность целям образовательного учреждения.

7. Благоприятный климат в коллективе.

8. Компетентность руководителей.

9. Систематическое повышение квалификации.

10. Позитивное отношение со стороны руководителей ОУ.
Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности - процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т.д.

Необходимо различать передовой педагогический опыт по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом.


Передовой педагогический опыт может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация педагогического опыта. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования передового педагогического опыта является одним из доказательств его надежности и эффективности

Отсюда следует, что распространение передового педагогического опыта возможно различными способами, как в течение длительного времени, так и в результате отдельно проведенного мероприятия. Можно назвать следующие формы распространения передового опыта:

- педагогический совет;

- заседания методического объединения в школе, городе;

- различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

- научно-практические конференции;

- наставничество;

- публикации в методических журналах, в том числе распространение мультимедийных сборников;

- мастер-классы;

- семинары, в том числе, постоянно действующие;

- окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей);

-.панорама педагогических достижений школы;

- Школа передового педагогического опыта;

- Школа профессионального мастерства.
Педагогический опыт может быть обобщен на различном уровне:

- описание в полном объеме или отдельных фрагментов;

- раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект;

- анализ и описание достигнутых результатов;

- анализ и описание стиля работы;

- длительный анализ и описание системы работы. 

5. Изученный и обобщенный опыт необходимо описать и правильно оформить. Существует несколько видов рекомендаций для описания и оформления передового педагогического опыта.

Структура целостного описания опыта работы.

1. Введение


  • Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности, лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность).

  • актуальность и перспективность опыта;

  • адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;

  • новизна данного опыта;

2. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.

Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

3.Научно-методическое обоснование.

Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.

4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих направлений обобщения, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте.


Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Цель (для чего) содержание (что) методы и средства (как) результат (какой)
Это основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.

6. Условия, при которых создавался опыт


  • Прописать личностные и профессиональные качества педагога.

  • Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.

  • Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.

  • Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.

  • Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

7. Результативность.

Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.

8.Трудоемкость опыта.

Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

9. Доступность опыта.

Возможность опыта использования в других учреждениях образования.


Рекомендации для работы учителя по подготовке и обобщению опыта работы:

Этапы работы

учителя над обобщением своего опыта

1. Выбор темы.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме.


3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.

5. Анализ и обработка материала.

6. Соответствующее литературное оформление.
Памятка

учителю для работы по обобщению своего опыта

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, вопросы, ответы, наблюдения.

3. Учитывайте успехи и недостатки в Вашей работе и в работе Ваших товарищей.

4. Определите форму обобщения.

5. Составьте план работы по обобщению, затем составьте тезисы.

6. Материал излагайте кратко, логично стройно.

7. Критически оценивайте свой опыт.

8. Оформите приложения (таблицы, списки, работы учащихся).

9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.
Краткое оформление опыта может выглядеть таким образом:
Обобщение передового педагогического опыта
Фамилия: Иванова

Имя: Татьяна

Отчество: Ивановна

Должность: учитель истории

Стаж работы в должности: 16 лет

Специальность по диплому: учитель истории и обществознания

Общий педагогический стаж: 16 лет

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №…г. Пензы

Имеет: высшую квалификационную категорию

Претендует на: высшую

Эксперты:…., гл. методист…

….., заместитель директора по УВР МОУ СОШ…

Название проблемы, над которой работаете не менее 3 лет и имеете устойчивые результаты:

«Личностно- ориентированный подход и развитие творчества учащихся на уроках английского языка».


Условия возникновения проблемы, становление опыта:

Проблема обусловлена необходимостью становления личности и умения ориентироваться в социокультурном пространстве. Раскрытие творческих способностей учащихся способствует становлению личности, раскрытию её потенциала, помогает гибко адаптироваться в меняющихся условиях жизни, критически мыслить, видеть проблемы, находить их решения. Всё это крайне важно в меняющихся условиях современной жизни. Уже несколько лет наша школа работает в этом направлении.

Актуальность и перспективы опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно- воспитательного процесса:

От решения этой проблемы зависит духовная конституция и структура будущего поколения. Система образования непосредственно влияет на становление личности, учит его самостоятельно работать над собственным развитием, анализировать и решать возникающие проблемы. В современных условиях нужны грамотные, высокообразованные специалисты. Только личностно- ориентированный подход и развитие творческого потенциала может дать обществу полноценных, высокообразованных, критически мыслящих людей, умеющих жить в условиях демократии, толерантности, соблюдения прав человека.

Теоретическая база опыта:

Труды Тряпицыной о развитии творчества, труды Сухомлинского, Закон «Об образовании», СМИ, опыт передовых школ.

Новизна опыта:

Современные условия ставят новые задачи перед обществом и перед образовательной школой. Уметь найти нужные решения новых задач, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть новые направления работы- все эти задачи предстоит выполнить школе.

6.Ведущая педагогическая идея:

Школа - неотъемлемая составная часть общества, его культурная и духовная составляющая. Школа является связующим звеном социального опыта, преемственности культуры и традиции. Школа готовит учащихся к жизни в современном обществе, дает необходимые знания и формирует необходимые качества.


Технология опыта:

Важно уметь соотносить современные педагогические технологии с задачами современного общества, обобщать передовой педагогический опыт. Необходимо проводить научно- практические конференции, семинары, открытые уроки, необходимо также использование современных информационных технологий.

Результативность (устойчивые положительные результаты):

-воспитанность обучающихся;

-победы в школьных и городских олимпиадах;

-высокая творческая активность учащихся (участие в конкурсах песен, инсценированных диалогах, работа в драмкружках, конкурсы переводчиков);

-хорошее владение иностранным языком;

-положительные результаты сдачи ЕГЭ.

Адресная направленность опыта:

-воспитанники и работники школы;

-родители обучающихся;

-школы района, города и области.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

-направленность на овладение способами научного творчества;

-создание банка данных о творчестве учителей и учащихся;

-повышение качества учебных занятий;

-совершенствование форм и методов современного преподавания;

-разработка научно- методических и дидактических материалов;

-систематический обзор новинок педагогической литературы;

-создание банка педагогических идей;

-изучение опыта других учителей;

-овладение новыми методами работы.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

2. Кузьмина В.Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)//Завуч. Управление современной школой № 4, 2006.С. 103-104; № 6, 2006.С.113-114.

3. Запятая О., Илларионова Т., Карпович Д., Лебединцев В.//Педагогическая техника»,

№6, 2006.

4. Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.


5. Зубов Н. «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.

6. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996.

7. Кузьмина В.Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)//Завуч. Управление современной школой№4,2006.С. 103-104; №6,2006.С.113-114.

8. В.М.Лизинский В.М. «О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г.

9. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1996.

Самигуллин Г., Багавиев И., Объект изучения - педагогический опыт. //Народное образование № 9, 2007.

10. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

11. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва, «Педагогический поиск», 2001г.

12. Файн Т.А. Выявление, изучение и представление //Практика административной работы в школе№ 7, 2005, С.6-9.


Материал подготовила главный методист МНМЦО г. Пензы

Кораблина Вера Вениаминовна