birmaga.ru
добавить свой файл

1 2
Разделение по главам оставьте. Он мне сказал, что в одном из вопросов обязательно затронуть конкуренцию с ВТО.


Необходимо привести пример компании с яркой диверсификацией. Возможно это должна быть глобальная компания.

В работе необходимо подчеркнуть важность диверсификации для Российской Федерации.

Содержание


Введение

Глава 1. Экономическое содержание промышленной диверсификации и её преимущество

1.1 Понятие и экономическая природа диверсификации, как экономической категории

1.2 Сущность и направленность диверсификационных процессов в промышленности

Глава 2. Отраслевые структуры российского производства. Основные направления их развития

2.1

2.2

Глава 3. Пути совершенствования диверсификации как инструмента решения проблем экономии России

3.1

3.2

Заключение

Список использованной литературы






Введение
Глава 1. Экономическое содержание промышленной диверсификации и её преимущество

1.1 Понятие и экономическая природа диверсификации, как экономической категории
Термин «диверсификация» происходит от позднелатинского «diversificatio» - изменение, разнообразие или от латинского «diversus» - разный и «fasio» - делаю.

Понятие диверсификации производства рассматривает явления выпуска предприятием разнообразной продукции. В общем плане под диверсификацией производства принято понимать организационно-экономический процесс, сутью которого является расширение номенклатуры продукции, производимой субъектами хозяйствования, их проникновения в другие отрасли экономики (хозяйства). Причем, взгляды российских и зарубежных экономистов на диверсификацию в общем плане не имеют принципиальных различий.

В «Экономической энциклопедии», вышедшей в 1972 году под редакцией A.M. Румянцева, понятие диверсификации определяется как расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями или объединениями предприятий, связанное с использованием собственных накоплений предприятий на организацию новых видов производства, проникновение в другие отрасли и сферы хозяйства.


Другие российские авторы дают ей такое определение: «Под диверсификацией имеется ввиду проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой связи с их основной отраслью».

Ф. Котлер говорит о диверсификации как средстве или пути осуществления роста фирмы за счет проникновения в новые отрасли.

На наш взгляд наиболее точным определением диверсификации производства является следующее: «Диверсификация производства (productline diversification) - переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и выходом с ними на новые рынки.

Разнообразие определений диверсификации производства говорит о том, что данное понятие недостаточно полно разработано в экономической российской и зарубежной литературе. Однако, как следует из приведенных выше точек зрения на определение диверсификации производств, а можно сделать вывод о том, что большинство исследователей диверсификацию рассматривают с одной стороны, как экономическое явление, а с другой, как организационно-экономический процесс.

Сутью диверсификации производства как экономического явления представляется выпуск субъектом хозяйствования наряду со старыми новых товаров. Причем их производство должно основываться на разных производственно-технологических процессах.

Одновременный выпуск (производство) различных модификаций одной и той же продукции не является диверсификацией производства, как таковой, так как в этом случае расширяется не номенклатура продукции, а ее ассортимент. В.А. Новиков, в связи с этим, вводит в оборот такие понятия как «диверсификация продукции» и концентрическая диверсификация. Под диверсификацией продукции он понимает «...производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющее интересы потребителей, однако приводящего в большинстве случаев к удорожанию продукции». В качестве концентрической диверсификации он рассматривает «... пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения рынка сбыта».


В то же время, диверсификацией можно считать и ведение различных видов финансово-хозяйственной деятельности. Например, производство какой-либо продукции сочетается с оказанием услуг населению, деятельностью на рынке недвижимости, на рынке ценных бумаг и т.п.

В данной связи, необходимо сделать одно уточнение. К диверсификации нельзя относить те случаи, когда один вид финансово-хозяйственной деятельности является, как бы, логическим (функциональным) продолжением другого. Например, к ней нельзя отнести случай, когда в рамках одного субъекта осуществляется снабженческая, производственная и сбытовая деятельность в интересах выпуска этим субъектом какой-либо продукции, даже тогда, когда эти виды деятельности осуществляют дочерние предприятия, являющиеся юридическими лицами. Подобная организация дела в экономической литературе получила название вертикальной интеграции.

Основным содержанием диверсификации производства как организационно-экономического процесса представляется деятельность субъектов хозяйствования, направленная на развитие предприятий, объединений, отраслей экономики за счет расширения номенклатуры производимых товаров (работ, услуг) на базе новых производственно-технологических процессов, расширение сфер их финансово-хозяйственной деятельности за счет проникновения в другие отрасли экономики. Эта деятельность может проявляться в трех формах, а именно: покупка действующих предприятий, организация новых предприятий с созданием соответствующих производственных мощностей, перераспределение инвестиций в интересах организации и освоения выпуска новой продукции на имеющихся производственных площадях и оборудовании, принадлежащих данному субъекту хозяйствования.

Таким образом, под диверсификацией производства мы будем понимать функционирование в рамках одного субъекта хозяйствования не связанных друг с другом функционально и технологически производств, а так же совокупность организационно-экономических мер по его развитию за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции своей отрасли или внедрения в новые сферы финансово-хозяйственной деятельности или отрасли экономики.


Диверсификация производства, как и любой другой планомерный экономический процесс, имеет свою систему целей и задач. В этой системе можно выделить организационно-экономические, финансово-экономические, социально-экономиче­ские и производственно-технологические цели. В современных условиях развития рыночных отношений в России все эти группы целей подчинены инновационной стратегической экономической цели государства - осуществлению структурной реформы экономики в интересах улучшения социально-экономических показателей развития общества в целом. При этом мы рассматриваем диверсификацию как один из факторов, способствующих достижению этой цели.

Основные финансово-экономические цели диверсификации, следует рассматривать с точки зрения задач, решением которых они достигаются.

Первая - уменьшение размеров внутренней государственной задолженности, может быть достигнута в ходе диверсификации производства за счет сокращения расходов госбюджета на нужды социальной помощи безработным в связи с сокращением безработицы при проведении диверсификации промышленного производства и увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет за счет увеличения массы прибыли диверсифицированных промышленных предприятий.

Вторая - снижение уровня инфляции, достигается благодаря тому, что управление диверсификацией производства способствует снижению уровня инфляции за счет привлечения свободных капиталов и накоплений к расширению сферы производства новых товаров. При этом происходит увеличение товарного покрытия наличной денежной массы в результате наращивания физического объема выпускаемой продукции.

Третья - вовлечение в воспроизводственный процесс внутри страны свободного капитала и накоплений.

Четвертая - увеличение массы прибыли предприятий в условиях управления диверсификации достигается, во-первых, обеспечением оптимального сочетания производимых фирмой товаров на основе учета их жизненных циклов, во-вторых, наращиванием физических объемов выпускаемой продукции и связанной с этим экономией на масштабах производства и использованием эффекта производственного рычага, и, в-третьих, снижением порога рентабельности предприятия при диверсификации его производства.


Пятая - повышение запаса финансовой прочности диверсифицируемого промышленного предприятия происходит, с одной стороны, вследствие увеличения массы выручки, и, с другой стороны, в связи со снижением порога рентабельности предприятия. Этот показатель отражает размер снижения выручки, который предприятие может выдержать при изменении рыночной конъюнктуры без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Рассматривая ведущие социально-экономические цели управления диверсификацией производства, необходимо отметить, что первая из них - усиление социальной защищенности его работников - достигается за счет того, что управление диверсификацией производства предполагает выполнение комплекса мер по переквалификации персонала промышленной фирмы. Овладение новыми профессиями объективно способствует повышению социальной защищенности работников, так как они расширяют свои потенциальные возможности по трудоустройству (в том числе и на других предприятиях). В условиях рынка наличие работы является одной из главнейших гарантий социальной защищенности.

Вторая - повышение занятости рабочей силы - может быть достигнута за счет создания дополнительных рабочих мест на предприятиях при развертывании на них нового производства или замене части производственных мощностей (инженерно-технический персонал, монтажники и наладчики занятые разработкой, строительством, монтажом, наладкой и пуском). На этапе непосредственной производственной деятельности эта часть персонала предприятия может быть задействована на техническое обслуживание нового оборудования. При диверсификации могут быть привлечены дополнительные трудовые ресурсы. В условиях рыночной экономики выпуск дополнительной или новой продукции обуславливает необходимость создания определенного количества рабочих мест и для обеспечения для ее продвижения на рынке, доведения до потребителя и послепродажного обслуживания.

Третья - повышение уровня и улучшение условий жизни населения - достигается за счет того, что управление диверсификацией производства приводит к перераспределению государственных расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение, экология и т.п.). Затраты на них являются своего рода капиталовложениями в развитие и совершенствование производительных сил, что создает предпосылки к дальнейшему росту национального богатства общества и, в перспективе, к увеличению прибылей предпринимателей (более квалифицированная рабочая сила приносит больший доход). Вторым фактором, влияющим на достижение этой цели, выступает повышение уровня занятости населения, обеспечивающей стабильность его доходов и, следовательно, расходов и изменения их структуры в пользу непродовольственных товаров.

1.2 Сущность и направленность диверсификационных процессов в промышленности
Диверсификация объективно обусловлена ходом расширенного воспроизводства. Возникнув не как случайное явление, диверсификация является объективной необходимостью, выражающей постоянное совершенствование многообразных форм воспроизводственного процесса в адаптационном его проявлении к меняющимся условиям внешней среды (рынка).

Исторический опыт развития и становления диверсификации свидетельствует о наличии разнообразных связей с традиционным производством, специализацией. Традиционное производство является подготовительной фазой, предшествующей диверсификации, которая обусловливается самим процессом специализации производства и разделения труда. Реальные предпосылки диверсификации зарождаются в недрах традиционного производства, несут на себе его основные черты и их зрелость определяет характер и затраты на диверсификацию, эффективность совместного производства, чем теснее связи между вышеперечисленными факторами, тем существеннее проявляются экономические преимущества совместного производства, а при развитии новых видов деятельности в результате взаимодействия связей возникает явление синерге-тического эффекта.

Обеспечение пропорциональности и оптимального сочетания отраслей и производств позволяет полнее использовать трудовые и материальные ресурсы, организовать безотходное производство. В этой связи закон пропорциональности характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Достижение необходимых пропорций и соотношений в границах предприятия равнозначно повышению жизнеспособности системы и обеспечивает повышение эффективности ее функционирования.

В соответствии с законом эффекта концентрации производства и капитала имеет место увеличение программы выпуска продукции. При этом динамизм повышения эффективности производства проявляется в неуклонном повышении качества продукции (а) и уменьшении удельных условно- постоянных расходов (б) (рис.1). Расположение точки Nн - как программы насыщения рынка продукцией свидетельствует о том, что дальнейший рост концентрации производства не сопровождается снижением себестоимости и трудоемкости единицы продукции, так как этот фактор в значительной степени исчерпает себя несмотря на то, что уровень механизации и автоматизации производства (трудоемких процессов) сохраняется на достаточно высоком уровне, а поточное производство высоко организовано, т. е. возможности мелкого и небольшого производства крайне ограниченны.


Справа от точки Nн - зона освоения нового конвейера производственного процесса, программу выпуска продукции которого можно увеличить только путем увеличения доли рынка или за счет повышения ее качества и конкурентоспособности. Только за счет фактора масштаба возможно снижение себестоимости продукции, повышение его качества и эффективности производства.

Рисунок 1. Механизм действия закона эффекта масштаба производства.

а)



b)


Важным условием концентрации производства выступает оптимизация ее размеров. Наибольший эффект оптимизация производства реализуется с использованием экономико-математических методов исследования, что обеспечивает максимальную отдачу от использованных ресурсов, являющихся частью эффекта синергии. В то же время оптимальное сочетание отраслей при рациональных размерах производства далеко не всегда под силу решать в рамках одного предприятия и не позволяет в полной мере учитывать специфику рынка, спрос-предложение.

В соответствии с законом самосохранения любая производственная система стремится сохранить себя как целостное образование, что предполагает рациональное и экономное расходование производственного и финансового потенциала. Для своего самосохранения на рынке необходимо, чтобы системы строились, функционировали и развивались в соответствии с законами, закономерностями, научными подходами, принципами и методами, присущими определенным системам. Это распространяется как на сугубо моноотраслевые, так и на многоотраслевые производственные системы. Реальность показала, что простое добавление новых видов деятельности не в состоянии решить возникающие проблемы конъюнктуризации. Из теории систем известно, что система, которая основывается на разнородных и взаимодополняющих элементах, более устойчива и жизненна, приспособлена к рынку. Правильное сочетание отраслей, форм концентрации производства, крупного, среднего и мелкого бизнеса дает суммарный эффект.


Именно этим объясняется переориентация теоретических разработок по выходу из кризисной ситуации на диверсификацию производства, на эффективное манипулирование набором отраслей и видами деятельности, способствующие повышению эффективности производства в целом по предприятию.

В своей основе диверсификация начинается с завершением жизненного цикла продукции. В процессе перестройки производства обусловливается необходимость в эффективной реализации инвестиций в новые виды производства и бизнеса, что приводит к созданию крупных диверсифицированных компаний, в которых дочерние предприятия специализируются на строго определенном виде продукции в соответствии со спросом-предложением. В этих условиях становится невозможным обеспечение оптимальных масштабов производства.

Процесс концентрации производства на межотраслевом уровне представляет собой формирование многосторонних сложных комплексов, включающих предприятия, различные по специализации, нередко вообще не связанные между собой технологически. В результате диалектика диверсификации преимущественно завершается в создании многоотраслевых компаний корпора¬тивного типа, которые все глубже проникают в новые, наиболее прибыльные отрасли.

В то же время результативность многоотрас¬левых форм организации производств далеко не всегда оправдывает ожидания, так как для боль¬шинства из них характерны следующие слабые стороны: разбалансированность производства и экономики, неготовность руководителей и специалистов к рыночным преобразованиям; неполное использование производственного потенциала предприятия; отсталость информационных технологий; низкий уровень корпоративной культуры и управления; недостаток квалифицированных кадров; отсутствие механизма проявления инициативы и предприимчивости. В этих условиях реализацию резервов эффективности в максимальной мере получают именно те компании, которые умеют грамотно определить направленность переспециализации и конкурентных преимуществ, степень интеграции активов, статус и роль головного центра в системе интегрированного производства.


Завершающим в обосновании такого положения дел выступает концепция синергии, в которой выделены следующие ее виды:

- синергия сбыта, которая связана со снижением издержек за счет формирования и функционирования совместного канала сбыта, объединения маркетинга и рекламы;

- синергия инвестирования, реализуемая за счет слияния финансовых ресурсов;

- синергия производства, обусловленная дополнительной загрузкой производственных мощностей и совмещением закупочной деятельности, что позволяет добиваться значительных скидок при снабжении;

- синергия управления, достигаемая на основе более полного использования кадрового потенциала.

Введение концепции «продукт-рынок», названной «вектором роста», предусматривает использование таких базовых стратегий, как проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара и собственно диверсификация.

В современном менеджменте самой распространенной моделью анализа возможных стратегических направлений диверсификации является матрица «Компоненты векторного роста», которая характеризует развитие компании с помощью новой продукции и новых рынков (рис. 2).
Рисунок 2. Матрица И. Ансоффа «Компоненты векторного роста»


Компоненты представленных стратегий в определенной степени взаимозависимы, взаимосвязаны и дополняют друг друга, в результате чего проявляется известный в экономической науке и практике эффект «2 + 2 = 5». Если быть точнее, то правильнее это уравнение можно представить в виде «2 + 2 < 4».

Только в условиях маркетинга, научно- обоснованного планирования и прогнозирования возможно определение таких направлений вхождения в определенные отрасли, как ориентация производства на тех или иных продуктах, приобретение тех или иных предприятий и форм слияния с ними, которые позволяют получить эффект синергизма.

Сложные задачи, определенные практикой отечественного производства перед данной экономической категорией, обусловливают необходимость разработать классификацию и продемонстрировать взаимосвязь с эффективностью производства. Сформированная классификация типов диверсификации отрасли исходит из типов потребителей, характера выполнения таких функций, как производственная, социально-демографическая, природоохранная, коммуникативная и др.


В первую очередь отметим, что процесс диверсификации автор рассматривает во взаимосвязи ее видов, с направлениями деятельности и отраслями, источниками используемых ресурсов. Необходимым условием ее проявления выступает производственно-торговая ниша в рыночной среде, баланс спроса-предложения, взаимозаменяемость продуктов, экономическая отдача. В этой связи правомерно утверждение Ф. Котлера, что диверсификация достигается «... за счет предложения новых товаров на новых рынках... половина секрета успеха - проникнуть в заманчивые сферы деятельности, а не пытаться достичь экономической эффективности в рамках непривлекательной отрасли».

С предпринимательской точки зрения диверсификация производства связана с потребностями и включает в себя расширение ассортимента, освоение новых функций, видов производства и продукции, производимой предприятием для повышения эффективности производства, увеличения прибыли, предотвращения банкротства. Она направлена на компенсацию падения сбыта на рынке одного товара за счет его увеличения на других рынках, переливу капитала в наиболее прибыльные сферы деятельности, отрасли. В этих условиях обеспечивается повышение устойчивости фирмы за счет перераспределения финансов и возможности маневра ресурсами новых производств. На ее основе происходит расширение регионального рынка продаж с привлечением различных форм торговли, а традиционная продукция переориентируется на выпуск модифицированной, пользующейся повышенным спросом у потребителей на том или ином сегменте рынка.

Базовой в классификации является производственная диверсификация, которая предусматривает удовлетворение потребностей общества в продовольствии, а перерабатывающей промышленности - в сырье. Она предполагает расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой организацией, освоение новых видов производств с целью повышения спроса и эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

В современном менеджменте диверсификация является отражением действия системного закона необходимого разнообразия и подтверждает влияние на процесс управления предприятием внешних и внутренних переменных составляющих, приведенных в классификации.


В основе производственной диверсификации в первую очередь заложено рассмотрение промышленной отрасли с позиции ее специализации. Она может носить моноотраслевой, а также многоотраслевой, в которой наряду с основной отраслью взаимодействуют смежные отрасли сельского хозяйства или противоположные направления по отношению к ней.

Одной из форм производственной диверсификации выступает горизонтальная диверсификация, проявлением которой является расширение ассортимента производимой продукции.

В региональном аспекте процессы диверсификации на предприятиях могут реализовываться как в пределах одного региона, так и в масштабе нескольких регионов деятельности.

Связанная диверсификация основана на внедрении в производство видов продукции, близких производимым. Это новая область деятельности организации, связана с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).

К наиболее значимым направлениям родственной диверсификации относим:

- приобретение новых предприятий, улучшающих положение предприятий в отрасли;

- использование более совершенных технологий в отрасли;

- развитие маркетинговой и коммерческой деятельности, открытие предприятий, где можно использовать опыт персонала по маркетин¬гу, например создание фирменных магазинов и предприятий общественного питания.

При родственной диверсификации новая сфера бизнеса на существующем рынке обладает существенной общностью с основной производственной деятельностью предприятия. Наличие такой общности означает наличие потенциалов эффекта масштаба или синергизма от обмена активами и навыками.

Родственная диверсификация может осуществляться по одной из трех основных схем.

1. Вертикальная восходящая диверсификация. Предприятие создает сеть дочерних предприятий и стремится действовать на тех рынках, где в настоящее время приобретает свои ресурсы. При этом она расширяет свою ценностную цепочку в направлении «вверх» - от производства сырья к производству продукта. Реализация продукта преимущественно осуществляется через сеть подведомственных магазинов. Основным достоинством восходящей диверсификации является усиление контроля за поставляемыми в новые бизнес- единицы ресурсами.


2. Вертикальная нисходящая диверсификация. Предприятие стремится действовать на рынках, обслуживаемых в настоящее время ее основными клиентами или дистрибьюторами, то есть расширение своей ценностной цепочки в направлении создания сети фирменных магазинов, что позволяет ему иметь новые рынки и создавать новые виды продукции на существующих площадях предприятия.

3. Горизонтальная диверсификация предполагает вхождение предприятия на рынки конкурента. Она эффективна только в том случае, если окружающая деловая среда достаточно стабильна и расширение поля деловой активности для него не приводит к снижению активности его деятельности.

Неродственная или несвязанная диверсификация представляет собой «развитие продуктов и рыночных сфер, являющихся абсолютно новыми для организации. Такая форма называется конгломератной диверсификацией и направлена на освоение видов деятельности, не связанных с производственным направлением предприятия. Она рассматривается как чистая диверсификация, трактуемая как выход предприятия на новые области рыночной деятельности, не связанные с ее прошлым коммерческим опытом, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса. Несвязанная диверсификация сложнее связанной, поскольку организация вступает в новое конкурентное поле - она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и т. д., с чем она раньше не сталкивалась, поэтому риск здесь гораздо выше. С точки зрения кредиторов, диверсификация помогает снижать риски: убытки от одного вида деятельности компенсируются доходами от другого.

Концентрическая диверсификация (конвергентные приобретения) представляет собой открытие новых видов деятельности предприятия в рамках его основного производства и поиска новых направлений, учитывающих ее реальный технологический и коммерческий потенциал, т. е. одновременный поиск и связанных, и несвязанных видов деятельности.

Анализ мировой практики свидетельствует о том, что наиболее перспективным путем развития крупного производства является использование уникальных возможностей самого предприятия, как менее затратного, т. е. проведение диверсификации преимущественно за счет собственных ресурсов, что особенно характерно для японских предприятий.


Узкая диверсификация представляет собой ограниченное вторжение в новую область производства только внутри данной страны.

Широкая диверсификация - широкое вторжение в производственные сферы других стран.

Вертикальная диверсификация - предприятие использует часть ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для него и/ или будут обеспечивать рынки сбыта для его продукции.

Горизонтальная диверсификация - это введение новых продуктов тогда, когда они не соответствуют существующей номенклатуре продукции.

При создании крупной корпоративной структуры ее составные части не имеют между собой функциональных связей. При этом диверсификация может быть внутренней и внешней.

При внутренней диверсификации в составе действующего предприятия открываются новые самостоятельные бизнес-единицы, производственные участки, цехи, а также иные производства - то есть источником роста служит внутренняя среда организации.

При внешней диверсификации создаются подразделения вне действующего предприятия. Наиболее распространенной ее формой является введение нового вида деятельности. Другой формой диверсификации является создание представительств в регионах и поручение им новых для организации функций (например, продвижения, исследования региональных рынков и т. п.). Третья форма - создание филиала, которому можно поручить производство новой продукции или осуществление иной новой деятельности. Четвертая форма - покупка доли в новом бизнесе и направление своих ресурсов в его развитие. Пятая форма - создание совместных с другими организациями предприятий, финансово- промышленных групп, концернов и иных типов стратегических альянсов с целью производства новых эффективных видов продукции, обеспечивающих рост денежных доходов в корпоративную структуру. Шестая форма - создание консорциумов (временных объединений без прав юридического лица, на основе договора простого товарищества (совместной деятельности) для совместных научных разработок, проведения исследований или осуществления крупных производственных или инвестиционных проектов).


Концентрическая и конгломеративная диверсификации применяются в условиях большей неопределенности внешней деловой окружающей среды и отличаются друг от друга прежде всего степенью синергетического эффекта. При этом источником синергетического эффекта выступают или единые маркетинговые технологии, или единая технологическая последовательность изготовления продукции, или оба этих фактора одновременно.

Функциональная диверсификация предполагает привлечение ресурсов товаропроизводителей, территориально близких предприятиям. Оно предусматривает слияние или поглощение (особенно в связи с укреплением кормовой базы отрасли); создание новых предприятий (дочерних); создание совместного предприятия.

Дескриптивная функция за счет абстрагирования модели позволяет объяснить наблюдаемые явления и процессы. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства системы. Нормативная функция заключается в целевой направленности моделирования.

Научно обоснованная диверсификация в отрасли направлена на укрепление конкурентных позиций предприятия. Именно ориентация на выпуск продукции повышенного спроса, обусловленная спросом-предложением, позволяет повысить рентабельность производства.

Таким образом, при осуществлении стратегии обновления деятельности предприятия снижается риск обесценения товарного капитала в случае затруднений в сбыте, расширяется способность реагировать на структурные изменения рынка, появляется возможность использования свободных мощностей для проведения экспериментальных работ, разработки нововведений.

В условиях агропромышленной интеграции диверсификация производства преимущественно развивается в следующих двух основных направлениях: первое - углубление переработки сельскохозяйственного сырья и доведение готовой продукции до конечного потребителя; второе - развитие высокоприбыльных производств между предприятиями, а также не связанных с сельским хозяйством, что дает возможность покрывать убытки отраслей растениеводства и животноводства.


Таким образом, всестороннее познание экономической категории и механизма проявления диверсификации свидетельствует об объективной необходимости и закономерности ее проявления и выступает предпосылкой управления эффективности производства. Ее конкурентные стратегии практически всегда тесным образом связаны с диверсификацией (разнообразием, разнонаправленностью деятельности предприятия), что обеспечивает предприятию определенные преимущества по сравнению с не диверсифицированной (специализированной) деятельностью. Эффект от диверсификации проявляется в повышении общей результативности функционирования предприятия, в действии ряда факторов роста в условиях, созданных диверсификацией.

В этой связи можно выделить следующие группы факторов:

- способствующие повышению эффективности прямо и непосредственно: повышение интенсивности живого труда, рост коэффициента использования площадей, зданий, энергетических мощностей и т. д.;

- влияющие на эффективность и финансовые результаты производства косвенно - это структурная, инновационная и инвестиционная политика, маркетинговая и логистическая стратегия и т. д.;

- действие рыночной комбинации и товарно-рыночных действий.

В исследованиях факторов роста за счет развития диверсификации производства применение SWOT-анализа позволяет определить слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и угрозы его деятельности. Схема проведения SWOT- анализа представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Схема проведения SWOT-анализа

Использование этой методологии предоставляет возможность предприятию, на основе анализа, выявить существующие возможности для своего развития, установить цели и направленность диверсификационной политики предприятия.

Таким образом, в основу выбора концепции стратегии развития предприятия положена неоклассическая триада: цель - максимизация прибыли; стратегия - ценовая конкуренция; организационное средство минимизация издержек, предполагающая переход к принципиально новой стратегии - стратегии инновационной конкуренции - «новый товар, новая технология, новый источник сырья, новый тип организации». Его рыночное поведение в сфере бизнеса направляется конкуренцией и рыночными условиями. Деятельность фирмы представлена как реакция на конкуренцию и условия спроса-предложения.

В результате между фирмой и рынком складываются двухсторонние отношения: с одной стороны, предприятие влияет на рынок, а с другой - рынок влияет на предприятие.


следующая страница >>