birmaga.ru
добавить свой файл

1
Аналитическая записка


о соблюдении бюджетного законодательства при предоставлении муниципальных гарантий органами местного самоуправления РД

Проведенный Счетной палатой Республики Дагестан анализ соблюдения бюджетного законодательства РФ и РД в муниципальных образованиях, выявил целый ряд нарушений, допущенных с 2005 по 2007 г. органами местного самоуправления при предоставлении муниципальных гарантий (в период действия положений статей 115 и 117 Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 05.08.2000 г. № 116-ФЗ).

Порядок предоставления муниципальных гарантий устанавливается статьями 115-117 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно названным статьям муниципальные гарантии должны были предоставляться с соблюдением следующих правил:


  1. обязательная письменная форма гарантии (часть 2 статьи 115);

  2. указание в гарантии сведений о гаранте, включающих его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта (абзац 2 части 3 статьи 115);

  3. определение объема обязательств по гарантии (абзац 3 части 3 статьи 115);

  4. определение срока гарантии (абзац 4 части 3 статьи 115);

  5. отражение гарантий в составе расходов бюджетов (часть 7 статьи 115);

  6. утверждение законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год перечня предоставляемых гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов бюджета (часть 2 статьи 117);

  7. включение общей суммы предоставленных гарантий в состав муниципального долга как вид долгового обязательства (часть 3 части 117);

  8. ведение учета выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учета осуществления платежей по выданным гарантиям (абзац 1 части 5 статьи 117);
  9. направление представительному органу местного самоуправления подробного отчета о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям (абзац 2 части 5 статьи 117);


  10. обязательная проверка финансового состояния получателя указанной гарантии (часть 7 статьи 117).

В ходе проверок, проведенных в 2007 году и первом полугодии 2008 года и охвативших 29 муниципальных образований, в 27 из них были выявлены недостатки и нарушения законодательства при предоставлении муниципальных гарантий.

Анализ результатов проведенных проверок показывает, что работа по предоставлению муниципальных гарантий и обеспечению возврата средств местных бюджетов, уплаченных на основании данных гарантий находится на низком уровне.

Практически в каждом из проверенных муниципальных образований имеется задолженность получателей гарантий перед местными бюджетами. Это явилось следствием нарушений части 7 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой муниципальная гарантия предоставляется только после проведения проверки финансового состояния получателя гарантии. Данное нарушение было отмечено в 19 муниципальных образованиях. Как следствие, юридические лица, получившие кредиты и объекты лизинга под гарантии органов местного самоуправления, своевременно не исполнили свои обязательства, что привело к взысканию (удержанию) средств местных бюджетов на общую сумму 62 350 тыс.рублей.

Наличие задолженности по ранее предоставленным муниципальным гарантиям по результатам контрольных мероприятий выявлено в 23 муниципальных образованиях. Общая сумма данной задолженности составила более 153 млн.рублей.

Наибольшая задолженность по муниципальным гарантиям сложилась в Буйнакском районе – 26 672 тыс.руб., Каякентском районе – 30326,8 тыс.руб., Магарамкентском районе – 16450,3 тыс.руб., городе Кизляре – 16079,7 тыс.рублей.

По результатам контрольных мероприятий установлены и другие нарушения бюджетного законодательства:

- в Агульском, Ногайском и Унцукульском районах на момент проверки суммы выданных муниципальных гарантий в нарушение части 3 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ не были включены в состав муниципального долга;


- в Акушинском, Буйнакском, Дербентском, Хивском, Хунзахском районах и в г. Дагестанские Огни представительному органу местного самоуправления в нарушение части 5 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ не представлялся отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям;

- в Кизлярском и Сергокалинском районах в нарушение части 2 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ в решении о местном бюджете не утверждался перечень муниципальных гарантий, превышающих 0,01% расходов местного бюджета;

- в Ногайском районе в нарушение части 5 статьи 117 Бюджетного кодекса РФ не велся учет выданных муниципальных гарантий.

В муниципальных образованиях не соблюдался конкурсный порядок предоставления муниципальных гарантий, который в соответствии с частью 4 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ являлся одной из основных форм их предоставления (с 01.01.2008 года в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ указанная норма была признана утратившей силу). В условиях высокой дотационности местных бюджетов предоставление муниципальных гарантий, влекущее дополнительные расходы местных бюджетов на их исполнение, должно осуществляться максимально продумано и избирательно, следовательно, конкурс должен быть главной формой выдачи гарантийных обязательств. Бюджетный кодекс РФ устанавливал, что государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, в связи с чем отсутствие конкурса, не являющееся прямым нарушением законодательства, является существенным недостатком деятельности муниципальных органов. Между тем практически во всех проверенных муниципальных образованиях отмечается предоставление муниципальных гарантий без проведения конкурсных процедур.

Нарушений других обязательных условий предоставления муниципальных гарантий проведенные проверки не выявили.

Таким образом, приведенные факты свидетельствуют о серъезных недостатках и нарушениях в работе органов местного самоуправления. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется местными администрациями самостоятельно, контроль со стороны представительных органов местного самоуправления практически отсутствует. Отсутствие контроля приводит к бездействию должностных лиц органов местного самоуправления, обязанных обеспечивать надлежащее осуществление бюджетного процесса на территории муниципального образования, в части взыскания средств местных бюджетов, выплаченным на основании муниципальных гарантий, увеличивает объем муниципального долга, способствует сохранению высокой финансовой зависимости местных бюджетов от финансовой помощи из республиканского бюджета.


В целях исключения нарушений норм бюджетного законодательства при предоставлении муниципальных гарантий считаем необходимым принять меры по:

- повышению требований к органам и должностным лицам местного самоуправления по соблюдению законодательства при выдаче муниципальных гарантий;

- проведению инвентаризации ранее предоставленных гарантий;

- принятию мер по погашению задолженности получателей гарантий перед местными бюджетами, в том числе с использованием судебных механизмов;

- усилению контроля представительных и контрольно-финансовых органов местного самоуправления за действиями должностных лиц местных администраций по предоставлению муниципальных гарантий и обеспечению возврата средств местных бюджетов, уплаченных по обязательствам получателей гарантий.

Аудитор Т. Расулов