birmaga.ru
добавить свой файл

1
Развитие познавательного интереса на уроках бурятского языка


(из опыта работы)

“Чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составленное”. (В.П. Вахтеров. “Основы новой педагогики”, Избр. пед. сочинения. М., 1987 г. – с. 234-384).

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Я согласна с призывом Я. А. Каменского: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”.

Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать.

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на мой взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в моем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. В процессе педагогической деятельности мною учитывались рекомендации психолога Зимней И.А., которая предлагает учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:


  • активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;

  • создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;

  • эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение. Выготский – создатель культурно-исторической теории психического развития. Он взял за основу ведущую деятельность (понятие Леонтьева А.Н.). Согласно этому понятию, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Эльконин Д.Б. завершил работу Выготского по периодизации потребностей.


Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду?

В среднем школьном возрасте (10 – 15 лет) задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся дает успешно решать конкурсная методика, игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы). Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяют роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности.

Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, “правильных” ответов на которые не существует. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод. Введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес  выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия (по И. Чечель).


Для развития у детей познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет и методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению данной темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получат новые знания, стараюсь заинтересовать учащихся этими знаниями, пробудить в них активное восприятие.

Я считаю, что лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые стараюсь применять на каждом уроке.

Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, игры, валеологические паузы, физкультминутки.

Познавательные игры сопутствуют и методу беседы, и методу упражнений, и различного рода демонстрациям. Мы включаем игру, чтобы сосредоточить внимание детей или снять утомление. Поэтому стимулирование и мотивация – своеобразный благоприятный психологический фон, сопутствующий любому методу.

Обычно в начале урока даётся кроссворд, чтобы дети отгадали тему урока. Они должны вспомнить лексику прошлого урока и вписать в клеточки слова, а потом по горизонтали читают полученное слово. Например, в данном случае получается «Байгаали» и «Амитад»
















Ш





Х

О




О

Р




Р

Б

Г

Э




Х

О

О

Н

Р

Б

О

Р

Т

О

И

Б

А

Й

Г

А

А

Л

И

Э

Т


О

Б

Р

З

Д

Э

А

О


А

Ш

О

Э

Х

Г

Һ

А

А

Н

Н

Э

А

О

Х

А




Э

Й

Н

Н

А

Г







А




Й




А




Н










Х





О





Р

Н




А

М

И

Т

А

Д

Р

Я




А

Я

Y

Б

Н

Б




Ш

А

Г

И

Э




А





Или иногда даю на доске шифр – это разные фигуры или числа, которые обозначают буквы. Дети быстро находят по фигурам буквы и получают слово.

А - ■ ; Т- ● ; Һ- ♦ ; Р- ▲; М- ▼. ■ ▼ ♦ ■ ▲ ● ■ (АМҺАРТА)

1-А 2-Й 3-У 4-Н 5-Д 6-Х. 4115146124335 (НААДАНХАЙНУУД)

В игровой деятельности реализуется учебная деятельность со всеми необходимыми для неё требованиями: умением слушать, вдуматься в значение слова, прислушиваться к сказанному, более точно выражать мысли.

Благодаря методу игры, учитель удерживает внимание детей там, где оно понижается, формирует интерес и сосредоточенность в работе. Например, на уроке бурятского языка не просто объявляю тему урока, а предлагаю игру «Телеграфисты». Суть её заключается в том, что учитель в быстром темпе диктует слова, дети записывают буквы, обозначающие первые звуки, в результате образуется слово, называющее тему урока: «Мэргэжэлнүүд»: (мойhон, эжы, газар, эрдэм, жэл, эсэгэ, лимбэ, наhан, үдэр, үхибүүн, дэгэл)


При закреплении темы «Склонение имён существительных» всем учащимся выдаются комбинированные карточки со словами и несколько пустых карточек. Каждая карточка состоит из двух частей: 1 часть – основа слова; 2 часть – окончания. Вторая часть разделена на пять частей, потому что в родительном падеже пять окончаний. Объявляю ребятам, что они будут в роли исследователей. Дети взяли карточку со словом «hургуули» и вписали падежное окончание. Аналогичная работа проводится со словами «нохой», «hурагша», «Баярмаа», «хонхо». Проделав эту работу, выписав падежные окончания, учащиеся убеждаются, что при склонении окончания у всех слов разные. Что заметили? Учащиеся сами приходят к выводу, что в бурятском языке при склонении нужно учитывать на какую букву оканчивается слово.

На своих уроках я стараюсь научить детей активно и самостоятельно мыслить в условиях самостоятельной работы. Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитии абстрактно-логического мышления придаю использованию наглядно-демонстрационного материала, различным таблицам, схемам, опорам.

С некоторыми таблицами работаю давно. Теперь могу с уверенностью сказать, что они являются опорой мысли, опорой действия для учащихся. Использование опорных таблиц оживляет урок. Пользуясь таблицей, дети чувствуют себя уверенней, с удовольствием работают по этой опоре и с радостью работают у доски.

При закреплении темы «Склонение» учащиеся учатся распознавать окончания падежей. Какое из слов лишнее? (нохойн, гахайн, хүбүүнэй, дэбтэртэй). Лишнее слово «дэбтэртэй».

Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление.

Падежные окончания можно встретить и в пословицах. Учащиеся находят существительные и определяют падеж по окончаниям. Далее идёт работа над смыслом пословицы.

Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Я считаю, что одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику на уроке предлагается задание, к которому он ещё не готов и справиться не сможет. Хорошо изучив психологические особенности и индивидуальные возможности детей класса, я подбираю для отдельных учащихся (или групп учащихся) задания, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности. Задания составляются таким образом, что к достижению единой цели учащиеся каждой из групп идут разными путями.


При такой организации работы на уроке не скучно сильному ученику, а слабый ученик не находится под страхом непосильного задания. С ними пока всегда рядом его помощник-учитель.

Таким образом, разнообразные приёмы и методы повышают интерес к предмету и активизируют учебную деятельность детей на уроках бурятского языка.

Организация радиопередач в школе как внеклассная работа по бурятскому языку.


Школьники под руководством учителя (в рамках внеклассной работы) могут организовать выпуск радиопередач для своей школы.

С помощью радиопередач на бурятском языке можно не только сообщить учащимся сведения, имеющие большое общеобразовательное и воспита­тельное значение, но и обеспечить прочное овладение языко­вым материалом, расширение потенциального лексического за­паса, развитие языковой догадки, стимулировать речевую ак­тивность учащихся и их интерес к овладению бурятским языком. Слушая радиопередачи, школьники знакомятся с образцовой вырази­тельной речью дикторов, учатся понимать на слух бурятскую речь в естественном темпе, сопровождаемую музыкой, различ­ными шумовыми эффектами: звуками колес движущегося транспорта, шорохом листьев, журчанием ручья, пением птиц и т. д. Развитию навыков аудирования способствует дикторское чтение текста мужским и женским голосами разного тембра. В группу, ответственную за подготовку радиопередач на бурятском языке, входят 5—10 учащихся старших классов, обла­дающих правильным произношением и хорошей дикцией. Каж­дому из них поручен свой раздел передачи, а именно: «Между­народные события», «Жизнь школы», «Знаменательные даты и праздники», »Вестник недели», «Выдающиеся люди», «Музыка и песни», «Поэзия», «Занимательная информация» и т. д. У каждой передачи должны быть двое ведущих, юноша и девушка с приятным тембром голоса. Отвечает за качество записи программ и их монтаж оператор, работающий с техни­ческими средствами. Тексты передач и их сценарий составляет режиссер совместно с учителем бурятского языка. В состав­лении программ радиопередач могут быть частично использо­ваны имеющиеся в школе учебные кассеты, грампластинки, выпущенные на бурятском языке, материалы из фонотеки и др.


После того как сценарий радиопередачи составлен и одоб­рен, начинается его отработка и запись на магнитную ленту. Все записи радиопередач вместе с текстами сценария регист­рируются в специальном журнале и хранятся в фонотеке. Их можно использовать повторно на уроках бурятского языка, занятиях кружков или во время проведения школьных вечеров, фестивалей и т. д.

Радиопередачи на бурятском языке носят целенаправлен­ный характер, их готовят в помощь изучающим бурятский язык , для организации внеклассной работы по бурятскому языку и т. д. В содержа­ние радиопередач с учебной целью включают выразительное чтение отрывков м текстов для домашнего чтения, диалоги по прочитанному, тексты, которые могут служить образцами для подготовки монологических сообщений по изучаемым учебным темам. Наряду с этим в передачах сообщаются до­полнительные сведения к материалам урока. Некоторые фрагменты радиопередач рекомендуется прослушивать на уроке в том случае, если на их основе можно организо­вать обсуждение темы, научить учащихся высказывать свое мнение на бурятском языке, подготовить с их помощью анало­гичные монологические высказывания.

Подготовка радиопередач, предназначенных в помощь уча­щимся, выполняющим домашнее задание, процесс трудоемкий, требующий больших затрат времени. В связи с этим их реко­мендуется посвящать наиболее важным программным темам, по которым необходимо сообщение дополнительного актуаль­ного материала.

В структуре текущих радиопередач могут быть представле­ны следующие разделы: «Новости дня», «Новости из-за ру­бежа», «В мире науки и техники, литературы и искусства», «Спортивные новости», «Занимательная информация», «Стихи и песни на бурятском языке».

Радиопередачи, приуроченные к знаменательным датам и праздникам, готовят в виде музыкально-литературных компо­зиций, некоторые из них могут быть представлены концерт­ной программой с вводным словом ведущего на бурятском языке. Помощь в музыкальном оформлении радиопередач мо­гут оказать учащиеся и учителя музыкальных школ.


Радиопередачи на бурятском языке в записи на магнитной ленте удобно использовать на занятиях. С их помощью учащиеся овладевают выразительным чтением стихов и отрывков из прозаических текстов, разучивают инсценировки по ролям, мелодии песен. По прослушанным текстам можно проводить беседу, организовать различные игры и аукционы типа: «Кто больше запомнит фактов? Кто быстрее подберет иллюстрации к прослушанному тексту? Кто найдет в иллюстрациях несоответствие прослушанному тексту? Чья команда быстрее перескажет прослушанный текст по цепочке?» И др.

Музыкальное сопровождение текстов, использование стихов и песен, дополнительного интересного материала, эмоционально окрашенная выразительная речь дикторов способствуют лучшему восприятию содержания радиопередачи учащимися,
стимулируют их умственную активность, предупреждают утомляемость.

С помощью радиопередач на бурятском языке кружок отме­чает юбилейные и праздничные даты, проводит брифинги, откли­каясь на важнейшие события в нашей республике, стране и за рубежом, знакомит учащихся с жизнью и бытом бурят, с традициями и обычаями народа, информирует о делах ребят, работе и достижениях различ­ных кружков и секций, подготовке школьных праздников, проводит викторины

и т. д. Радиопередачи имеют свои позывные. Обычно это отры­вок из какой-нибудь популярной песни на бурятском языке.

Радиопередачи рекомендуется проводить один раз в неделю во время большой перемены. Длительность звучания не долж­на превышать 10 минут. Активизировать процесс восприятия их программ помогает обсуждение некоторых материалов на уроке бурятского языка во время речевой зарядки или беседы по теме.

Внеклассной работа по обучению аудированию в виде радиопередачи в школе помогает сделать изучение бурятского языка для ребят более интересным, а также закрепить их умения и навыки в данном виде речевой деятельности. Особое внимание можно уделить разработке с учащимися выпуска радиопередач. С их помощью на бурятском языке можно сообщить учащимся сведения, имеющие большое общеобразовательное и воспитательное значение, обеспечить прочное владение языковым материалом, расширить потенциальный лексический запас.