birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»


Урок русского языка. 5 класс


Морфологический разбор имени прилагательного

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Апостолова Т.М.

Чернянка 2008

Урок русского языка. 5 класс
Тема.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Цели. 1. Организовать закрепление навыка выполнения морфологического разбора имени прилагательного.

2. Повторить сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных.

3 . Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь.

4. Воспитывать любовь к животным, любознательность.


Тип урока: урок-закрепление.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, мультимедийный проектор


Ход урока

I. Оргмомент.

II
. Сообщение темы урока.

Запись темы урока. СЛАЙД

- На предыдущем уроке мы познакомились с морфологическим разбором имени прилагательного. Сегодня будем тренироваться в выполнении упражнений с морфологическим разбором. Мы все должны научиться выполнять этот разбор, а на следующем уроке будет самостоятельная работа по этой теме.

- Давайте вспомним план морфологического разбора имени прилагательного. Если кто-то забыл, тот может воспользоваться подсказкой. СЛАЙД

- Дайте определение имени прилагательного. СЛАЙД

-
Какова синтаксическая роль прилагательного? СЛАЙД

III
. Устная словарная пятиминутка.

- Я вижу, что вы знаете, что такое имя прилагательное, знаете его морфологические признаки, синтаксическую роль. И поэтому, я думаю, вы успешно можете справиться с шуточными вопросами.



  1. Что нужно сделать с существительным жаркое, чтобы оно стало прилагательным)? (Изменить ударение).
  2. Из какого полотна нельзя сшить костюм? (Из железнодорожного).


  3. Какой болезнью не болеют на земле? (Морской).

  4. По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти? (По тетрадным)

  5. Каких камней не найдешь в море? (Сухих).

  6. Какой год продолжается всего один день? (Новый год).

  7. Какую воду унесешь в решете? (Мерзлую)

IV
. Игра «Кто дольше продержит мелок?»

- Поиграем с вами в игру «Кто дольше продержит мелок?»

- У нас будет три команды: первая, вторая и третья (по рядам).

- Первая команда, составьте предложение со словом большой;

вторая - со словом хорошего;

третья – со словом чужой.


- Прочитайте свои предложения. Чье предложение самое красивое? Запишите его.

СЛАЙД со словами

- Итак, условия игры: 3 человека идут к доске, объясняют написание пропущенной буквы в словах, с которыми составляли предложения, затем выполняют морфологический разбор этих прилагательных. Если кто-то ошибается, то его заменяет другой член команды.

- А вы выполняете эти же задания у себя в тетрадях.

V
. Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились. Пришло время передохнуть. Вспомним всем известный «Танец маленьких утят». СЛАЙД



VI. Работа с текстом. СЛАЙД
- Обратите внимание на тексты у вас на столах. Прочитайте выразительно и озаглавьте текст. (Петина помощь.)

Над окном высок..3 дома было гн..здо заботлив..3 ласточки. Из него выглядывали бе..покойн.. птен..чики.

Вдруг один птен..чик выпал (из)гн..зда. Он сидел на дороге и не мог взлететь. Суетлив.. ласточка кружилась над ним п..щала но помоч.. (не)могла.

Это увидел (П,п)етя. Он поднял птен..чика и п..садил его в интересн.. гн..здо на здани.. .4

В..сёл.. ласточка защ..бетала и стала к..рмить ушибленного птен..чика. Пете было радос..но.

1. Какова основная мысль текста? (Надо заботиться о животных, помогать им)
- Ребята, а вам приходилось помогать животным? Расскажите об этом.

- Дома вы напишите сочинение-миниатюру о том, как люди должны относиться к братьям нашим меньшим – животным. О чем вы будете писать?


2. Определите стиль текста, тип речи. (Художественный, т. к. есть эпитеты: заботливая, суетливая, беспокойные; тип – повествование.)
3. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их. (Проверка)
4. Расставьте знаки препинания в предложениях прямо в карточках.
5. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения тоже в карточках. Какими членами предложения являются в тексте имена прилагательные? (Определениями.)
6. А теперь дам задания на выбор. Кто хочет, тот объяснит правописание гласных в окончаниях имен существительных.

Кто хочет, тот выполнит синтаксический разбор предложения.

А кто-то начертит схему к предложению с поставленными знаками препинания.
- Кто выбрал синтаксический разбор предложения? (Один сразу на доске.)
- Проверим. Кто выполнял синтаксический разбор предложения? Правильно ли его выполнил … ? Определите морфологические признаки этого прилагательного в этом предложении. (Ср. р., В. п., ед. ч.)
- Кто объяснял правописание гласных в окончаниях имен существительных? Проверьте с помощью экрана. СЛАЙД

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто начертил схему к предложению с поставленными знаками препинания? …, начерти ее на доске.
7. Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? (Уяснить выполнение морфологического разбора имени прилагательного.) Научились ли вы его выполнять, сейчас проверим. Произведите морфологический разбор прилагательных (они в этом тексте) по вариантам.

Вариант 1. Высок.. (дома).

Вариант 2. Заботлив.. (ласточки).

- Проверим.

- Проверьте еще раз. СЛАЙД
VII. Итог урока.

- А теперь закончите начатые мной предложения.



  • Сегодня на уроке мы … (учились выполнять морфологический разбор).




  • На уроке мне запомнилось …

- Наш урок прошел … (хорошо, вы показали свои знания, я очень вами довольна), поэтому вы получаете такие оценки ….



VIII. Домашнее задание. СЛАЙД
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Как люди должны относиться к животным?»

Выполнить морфологический разбор одного из прилагательных.


IX. Рефлексия.

- Ребята, у каждого из вас есть три карточки, на которых изображено солнце, тучка с солнцем и туча с молнией, а также есть объяснение картинкам. Выберете из них наиболее подходящую для вас. Когда будете выходить из класса, приклейте карточку на дверь.