birmaga.ru
добавить свой файл

1
Новосибирская область


Краснозерский район

МОУ Зубковская средняя общеобразовательная школа



Тема урока: Родительный падеж

имен прилагательных

мужского и среднего рода.
4 класс.

Автор: учитель I категории Куянцева

Наталья Михайловна.

2007
Тема: Родительный падеж имен прилагательных

мужского и среднего рода.
Цели урока:

  • Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.




  • Повторить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительных падежах, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, разбор по членам предложения, родительный падеж имен существительных.




  • Закреплять навыки каллиграфии.




  • Развивать умение работать с опорными текстами.




  • Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе, уважение к хлебу и труду хлебороба.


Оборудование:

Карточки для индивидуальной работы,

таблица «Зимующие птицы».

Оформление доски, карточки – помогайки.


  1. Организационный момент.

-Я рада этой новой встрече,

Надеюсь, будет интересно, друзья!

Я постараюсь донести до каждого из вас новые знания,

а ваша задача – оправдать мои ожидания:

быть активными на уроке.

Думаю, что у нас с вами все получится.

Удачи всем!


  1. Введение в тему.

У
. 1. - Меня зовут Наталья Михайловна, а вас?

Назовите себя по «цепочке».

(Дети называют свои имена)

  • Что Вы сейчас называли?


  • К какой части речи относятся имена собственные?

  • Что знаете об имени существительном?

(Правило).


  • Как изменяются имена существительные?

  • Имена существительные изменяются по падежам, а как об этом можно сказать по-другому?

(Склоняются).


  • С какими частями речи вы еще знакомы?

  • Что знаете об имени прилагательном?

(Правило)

  • Как изменяются имена прилагательные?

  • Как определить род, число или падеж имени прилагательного?




  1. Среди всех частей речи найти только имена прилагательные.

Карточки на магнитной доске:

1. Снежок 3. Пушистый

2. Сверкает 4. Он

5. Прекрасный

6. Второй

7. Поляна

8. Зимнее


  • Назовите их номера.

(Оставить только карточки с именами прилагательными, а остальные убрать).


  • Какое из этих прилагательных можно назвать «лишним»?

(зимнее).


  • Почему?

( Зимнее - имя прилагательное среднего рода, а другие мужского рода).
III. Повторение пройденного.

У. - На прошлом уроке вы учились писать окончания имен

прилагательных мужского и среднего рода в именительном и

винительном падежах.
Проверим, как вы усвоили этот материал.

  1. К доске идет один ученик и самостоятельно работает по карточке.

Карточка

Школьники п…весили к…рмушки на высокий тополь,

на огромный ду…, на м…л…дой клен.


  • Доказать написание пропущенных орфограмм.

  • Обозначить окончания имен прилагательных и доказать их

написание.

  1. Работа с классом.



Выборочное письмо:

  • Задача учащихся на слух узнать имя прилагательное мужского или

среднего рода в именительном или винительном падежах и записать его вместе с именем существительным, к которому оно относится.

  • Обозначить окончание имени прилагательного.

  • Доказать написание окончания

(Желательно назвать автора произведения).
М. Ю. Лермонтов.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?




И. С. Никитин


На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес


Из-под черных кудрей.
С. А. Есенин

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.


Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.
Ф. И. Тютчев.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.
С. Я. Маршак

В школе тихо и светло


В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят в класс.

Учащиеся делают вывод:


Имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос, какой? и имеют окончание

-ой – под ударением

-ый, -ий – в безударных позициях.


  1. Проверка индивидуальной работы.

(учащиеся внимательно следят за ответом и подают сигналы при помощи

сигнальных карточек – светофоров).

Дополнительные вопросы:
  • Чем усложнено данное предложение?


(однородными членами)

  • Назовите главные члены предложения.

  • Для кого школьники повесили кормушки?

  • Зачем?

  • Кто из вас оказывает помощь пернатым?


IV. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась


Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.
V. Сообщение темы и целей урока.

1. Выразительное чтение отрывка из произведения В. Кожевникова.

(оформление доски)

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.


  • О чем писал автор?

(подвести детей к мысли о бережном отношении к хлебу)

  • Объяснить выделенные орфограммы.


2. Списывание текста.

3. Коллективная работа.

(1 ученик у доски)

  • Найти в тексте имена существительные в родительском падеже,

определить их род.

  • С какими именами прилагательными связаны по смыслу данные имена существительные?

  • Определить род данных имен прилагательных.

  • Зададим вопросы от имен существительных, к именам прилагательным.

  • Обозначим окончания у имен прилагательных.

(Все ответы фиксируются)

  • Сформулируем вывод.

Вывод: Имена прилагательные мужского рода и среднего рода в

родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют

окончание -ого
- Сравним свой вывод с выводом в учебнике.
  • Какого окончания в нашем тексте нет?


- его

  • Повторный вывод с использованием карточек - помогаек.




Мр ого

Р.п какого?

Ср его



  1. Минутка чистописания



(особое внимание на соединение)

  • Пишем ого, его, а говорим ово, ево.


Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.


  • Как понимаете данную пословицу?

  • Воспитательный момент: уважение к труду тех, кто хлеб растил.

  • Каким другим прилагательным можно заменить слово большого?

  • Связь пословицы с темой урока.



  1. Комментированное письмо.

Выполнение упражнения из учебника №295.


  1. Вывод с использованием карточек - помогаек.




  1. Гимнастика для глаз.




  1. Творческая работа

(карточки у каждого ученика)

Дополнить текст недостающими именами прилагательными.
Зимний лес.

Хорошо в зимнем лесу. Все засыпано снегом.

Около ________ куста следы ___________зайца.

Вот с дерева упал ком _________ снега.

Далеко в воздухе слышен стук ___________ дятла.

Ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.





  • Зачитывание текстов (2-3 уч-ся)
  • Какими именами прилагательными дополнили текст?


  • Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском и среднем роде в родительном падеже?

  • Проверьте окончания у данных имен прилагательных.

  • Воспитательный момент:

Обратить внимание детей на таблицу с зимующими птицами. Они нуждаются в нашей помощи!


  1. Объяснительный диктант.

Объяснить написание оканчаний имен прилагательных в мужском и среднем

роде в родительном падеже

С голубого неба донесся трубный клик лебедей.

Ласково смотрит солнце с синего неба.

Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением.
Вывод! С использованием карточек - помогаек.
VI. Итог.

У меня в руках мешок сюрпризов, в котором находятся пожелания – памятки. (для каждого ученика, см. приложение).

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворного труда,

хорошего настроения, крепкого здоровья,

большого счастья, удачи!


  • Прочитайте пожелания.

  • Назовите имена прилагательные.

  • Укажите окончания.

  • У каких имен прилагательных пишем окончания ого , его ?


Вывод с использованием записанной темы на доске.

Спасибо за урок.

Спасибо за хорошую работу.

Литература:


  1. Русский язык

4 класс Т.Г. Рамзаева.
2.Дидактический материал по русскому языку

4 класс Ш.В. Журбина, Н.В. Костромина.
3.Сборник диктантов и творческих работ

Л.И. Тикунова, В.П. Канакина.