birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 8 9 10 11 12 13 14

ТЕКСТ 6


  1. Прочитать и перевести текст.

чловhкъ бh домовитъ. Iже насади виноградъ и оплотомъ i огради. и iскопа въ немь точило. I созьда въ немъ стлъпъ. I вдасты и дhлателемъ. и отиде. егда же приближи с# врhм# плодомъ. посъла рабы сво> къ дhлателемъ. при>ти плоды ~го. емъше же дhлателе рабы его ового биш# ового же оубиш# ового же камениемь побиш#. пакы посъла ины рабы мъножhиш# пръвыхъ. I сътвориш# имъ тожде. послhдь же посъла къ нимъ сынъ свои глагол#. оусрамлh\тъ с# сына моего. дhлателе же егда оузрhш# сынъ. рhш# въ себh. сь естъ наслhдъникъ. придhте оубимъ i. I оудръжимъ достоhние его. I емъше и извhс# вонъ из винограда и оубиш# и. егда же оубо придетъ господинъ винограда. чьто сътворитъ дhлателемъ тhмъ. (глаголаш# емоу.) зълы зълh погоубитъ >. и виноградъ прhдастъ инhмъ дhлателемъ. Iже въздад#тъ емоу плоды въ врhмена своh.

(Мариинское евангелие)

Примечания:

оплотъ – «ограда, забор»;

точило – «яма для давления винограда»;

дhлатель – «виноградарь»;

стлъпъ – «здание, предназначенное для сторожей, а также для хранения орудий возделывания земли и ухода за садом»;

  1. Восстановить праславянскую форму слов: врhм#, врhмена.

  2. Определить позиции редуцированных в словах: сътворитъ, пръвыхъ, созьда.

  3. Сделать морфологический разбор слов: бh, домовитъ, с#, врhм#.

ТЕКСТ 7

  1. Прочитать и перевести текст.

прhжде оубо словhне не имhах@ кънигъ. нъ чрьтами и рhзами чьтhах@ и гатаах@. погани с@ште. крьстивъше же с#. римьскыми и грьчьскыми писмены н@ждаах@ с# пьсати словhньск@ рhчь без-оустро~нь". нъ како можетъ с# пьсати добрh грьчьскыми писмены: богъ. или животъ. или shло. или црькы. или ча"нь~. или широта. или "дь. или @доу. или >зыкъ и ина подобьна" симъ? и тако бhш# мънога лhта.

по томъ же чьловhколюбьць богъ. стро>и вьс" и не оставл"> чьловhча рода без-разоума. нъ вьс# къ разоумоу привод# и съпасенью. помиловавъ родъ словhньскъ. посъла имъ св#та~го конъстанътина философ. нарица~ма~го кyрила. м@жа правьдьна и истиньна. и сътвори имъ письмена три дес#те и осмь. ова оубо по чиноу грьчьскыхъ писменъ. ова же по словhньстhи рhчи


¼аште ли въпросиши словhньскы> боукар#. глагол>: къто вы писмена сътворилъ ~стъ или кънигы прhложилъ. то вьси вhд#тъ и отъвhштавъше рек@тъ: св#тыи конъстанътин философ. нарица~мыи кyрилъ. тъ намъ писмена сътвори и кънигы прhложи. и меFоди~. братръ его¼и аште въпросиши въ ко~ врhм#. то вhд#тъ. и рек@тъ. "ко въ врhмена михаила. цhсар" грьчьска. и бориса. кън#sа блъгарьска. и растица кън#sа моравьска. и коцел" кън#sа блатьньска въ лhто же отъ съзъдань" вьсего мира •STKÕ

(О писменехъ чръноризца Храбра, список 1348)

Примечания:

рhзы – «надрезы»;

гатати – «гадать, неясно обозначать»;

чьтети – «считать»;

оустро~нь~ – «порядок»;

@доу – «где»;

ова¼ова – «одни¼другие».


  1. Указать старославянские фонетические признаки в приведенных словах: прhжде, н@ждати с#, аште.

  2. Определить позиции редуцированных в словах: кън#sь, рhчь.

  3. Сделать морфологический разбор слов: не имhах@, кънигъ, сътвори.

ТЕКСТ 8

  1. П
    ~
    рочитать и перевести текст.

Ч
~

~

~

лвкъ единъ сътвори вечер\ вели\. и зъва мъногы. и посъла рабъ свои въ годъ вечер#. решти зъванымъ гр#дhте hко оуже готова с@тъ вьсh. и нач#с# въкоупh отърицати с# вьси. пръвы рече ~моу. село коупихъ и имамъ н@жд@ изити и видhти ~. мол\ т# имhи м# отърочьна. и дроугы рече с@пр@гъ воловьныихъ коупихъ п#ть. и гр#д@ искоуситъ ихъ. мол\ т# имhи м# отърочьна. и дроугы рече жен@ по>съ и сего ради не мог@ прити. и пришьдъ рабъ тъ повhдh се гспдиноу сво~моу. тогда разгнhвавъ с# господинъ домоу рече рабоу сво~моу. изиди >дро на расп@тиh и стьгны града. и ништ#> и бhдъны> и хромы> и слhпы> въведи сhмо. и рече рабъ ги быстъ hкоже повелh. и еште мhсто естъ. и рече гъ рабоу. изиди на п@ти и хал@гы. и оубhди вьнити. да наплънитъ с# домъ мои. гл\ бо вамъ. hко ни ~динъ же м@жь тhхъ зъваныхъ. не въкоуситъ мое> вечер#. мъноsи бо с@тъ зъвании мало же избьраныхъ


(Мариинское евангелие).

Примечания:

гр#дhте — идите,

вьнити — войти,

>дро — быстро,

стьгны — широкие улицы,

расп@тиh — улица, переулок,

хал@гы — ограды, стены, заборы.


  1. Указать старославянские фонетические признаки в словах: решти, н@жд@, града.

  2. Распределить согласные в приведенных словах по признаку мягкость – твердость – полумягкость;

  3. Найти супин.

  4. Сделать морфологический разбор слов: вечер\, вели\, рабъ, свои, коупихъ.

ТЕКСТ 9

  1. Прочитать и перевести текст.

Всhкъ оубо iже слышитъ словеса моh си и сътворитъ h. оуподобл\ и м@жю м@дроу. ижь съзъда храмин@ сво\ на камене i сънид@ дъжди. и прид@ рhкы. и вьзвh"ш# вhтри. и напад@ на храмин@ т@. и не паде с#. основана бо бh на камени. и всhкъ слыш# и словеса моh си. i не твор# iхъ. оуподобитъ с# м@жю боую. iжь съзъда храмин@ сво\ на пhсъцh. и съниде дъждь. и прид@ рhкы. и вьзвh"ш# вhтри. и опьрhш# с# храминh тои. i паде с#. и бh раздроушение е> велие зhло (Зографское евангелие, Мф., VII, 24-27).

  1. Указать к какому склоению относятся эти имена существительные: словеса, м@жю, храмин@, камене, дъждь, разроушение.

  2. Определить происхождение мягких согласных в словах текста.

  3. Сделать морфологический разбор слов: всhкъ, слышитъ, словеса.

ТЕКСТ 10

  1. П
    ~
    рочитать и перевести текст.

Р
~

~

~

остиславъ бо моравьскыи кн#з(ь) б(о)гом(ь) uстимъ. съвhтъ сътвори съ кн#зи своими и с моравл#ны и посла къ ц(hса)рю Михаилu гл#. людемъ нашим(ъ) поганьства с# ^връгшим(ъ) и по христианескъ с# законъ дръжаштимъ. оучител# не имамъ таковаг(о). иже бы ны въ свои >зыкъ истuю вhрu хр(и)стiаньскuю сказалъ. да быша и ины страны. тог(о) зр#ште. подобили с# намъ. то посли намъ. вл(а)д(ы)кw. еп(и)с(ко)па и uчител# таковаго. ^ васъ бо на вс# страны въсегда добрыи законъ исходит(ь). събравъ же ц(hса)рь съборъ призва Константина филосwфа и сътвори и слышати рhчь сию. и рече. философе. вhм’т# трuдна сuшта. но достоить тебh тамо ити. сеа бо рhчи не можеть инъ никтоже исправити "коже ты.


^вhшта же философ(ъ) и трuденъ сы тhлwм(ь) и боленъ. радъ идu тамо. аште имuть бuкви въ "зыкъ свои. и реч(е) ц(hса)рь къ немu дhдъ мои и ^ць мои и инии мнози. искавше того не обрhли сuть. то како азъ могu обрhсти. философ(ъ) же реч(е). то кто можеть на водh бесhдu написати или еретичьско им# себh обрhсти ^вhшта емu пакы ц(hсар)ь... аште ты хоштеши то можеть бгъ тебh дати иже даеть всhм(ъ) иже прос#т(ь) несuмнhниемъ и ^връзаеть тлъкuштимъ (Житие Кирилла).

Примечания:

uстимъ от оустити — побуждать.


  1. Определить происхождение мягких согласных в словах текста.

  2. Сделать морфологический разбор слов: Ростиславъ, моравьскыи, сътвори.

Слова под титлами

члвкъ – чьловhкъ, члвчскыи – чьловhчьскыи

гъ – господинъ, гспдиноу – господиноу

гла – глагола, гл\ – глагол\

гъ – господь, ги – господи

исъ – иисоусъ

оць – отьць, оче – отьче

ерслмъ – ероусалимъ

млсрдова – милосрьдова

млсть – милость

съ – сынъ

спс – спаси

промъ – пророкомъ

нбо – нhбо
3.2.2. Комплект тестов для текущей
и промежуточной аттестации


МОДУЛЬ 1

  1. Выберите правильный ответ:
    Праславянский язык – это…

  1. язык местных редакций, изводов

  2. язык славян со времени формирования их этнической автономии до разделения на отдельные письмена с самостоятельными, хотя и родственными по происхождению языками

  3. общий литературный язык всех славянских народов, созданный на основе говоров древних македонских болгар во второй половине IX века; первый письменный язык славян

  4. язык-основа, существовавший в V-IV т.т. до н.э.

  1. Выберите правильный ответ
    Старославянский язык – это…

  1. язык местных редакций, изводов


  2. язык славян со времени формирования их этнической автономии до разделения на отдельные письмена с самостоятельными, хотя и родственными по происхождению языками

  3. общий литературный язык всех славянских народов, созданный на основе говоров древних македонских болгар во второй половине IX века; первый письменный язык славян

  4. язык-основа, существовавший в V-IV т.т. до н.э.

  1. Выберите правильный ответ
    Церковнославянский язык – это…

  1. язык местных редакций, изводов

  2. язык славян со времени формирования их этнической автономии до разделения на отдельные письмена с самостоятельными, хотя и родственными по происхождению языками

  3. общий литературный язык всех славянских народов, созданный на основе говоров древних македонских болгар во второй половине IX века; первый письменный язык славян

  4. язык-основа, существовавший в V-IV т.т. до н.э.

  1. Древнейшим кириллическим памятником является:

  1. Надпись царя Соломона

  2. Добруджанская надпись

  3. Енинский апостол

  4. Савина книга

  1. Какое высказывание неверно?

  1. Термины «старославянский язык» и «церковнославянский язык» обозначают одно и то же

  2. Церковнославянский язык – это язык местных редакций, изводов

  3. Церковнославянский язык связан по происхождению со старославянским языком

  4. Церковнославянский язык – язык поздних памятников старославянской письменности

  1. Отметьте верные высказывания

  1. Понятия «извод» и «список» синонимичны

  2. Понятия «извод» и «список» не синонимичны

  3. Существуют разные (русские, сербские и т.д.) изводы старославянского языка

  4. Оригинал и извод синонимичны

  1. Выберите правильное продолжение: «Большинство дошедших до нас старославянских памятников относится…


  1. ко 2-ой половине IX века

  2. к XI веку

  3. к X веку

  4. к XII веку

  1. В каком столетии праславянский язык распался на три языковые группы: южную, восточную, западную

  1. I в.

  2. VI в.

  3. IX в.

  4. XI в.

  1. Что является исходной основой старославянского языка?

  1. македонское наречие древнеболгарского языка

  2. словенский язык

  3. чешский язык

  4. польский язык

  1. Укажите соответствие славянских языков определенной славянской ветви

  1. польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий, нижнелужицкий, кашубский

  2. русский, украинский, белорусский

  3. болгарский, македонский, словенский, старославянский

а) восточнославянская ветвь

б) южнославянская ветвь

в) западнославянская ветвь

  1. Укажите строку, в которой все перечисленные языки относятся к южнославянской группе языков

  1. болгарский, белорусский, польский

  2. македонский, старославянский, болгарский

  3. словенский, словацкий, русский

  1. Отметьте неверное высказывание:

  1. старославянский язык был понятен всем славянам IX-XI вв., поскольку являлся их общим праязыком

  2. в IX-X вв. старославянский язык распространялся по славянскому миру как язык церковной христианской письменности

  3. старославянский язык был языком живого бытового общения всех славян

  4. старославянский язык – общий литературный язык славян

  1. В каком ряду названы языки, входящие в одну подгруппу славянских языков?

  1. русский, болгарский, сербско-хорватский, чешский


  2. словацкий, чешский, польский, кашубский

  3. кашубский, болгарский, старославянский, сербско-хорватский

  4. русский, украинский, польский, словенский

  1. Какой ряд отражает хронологическую последовательность возникновения одного языка из другого?

  1. праиндоевропейский  общеславянский ® древнерусский

  2. старославянский ® древнерусский ® русский

  3. праславянский ® древнерусский ® белорусский

  4. праиндоевропейский ® старославянский ® украинский

  1. Выберите правильное продолжение: «На рубеже III-II тысячелетий до н.э. …»

  1. происходит распад праславянского языкового единства

  2. происходит обособление славянских племен из индоевропейского единства и сложение праславянского языка

  3. происходит сложение индоевропейского языка

  4. происходит образование старославянского языка

  1. Какой ряд отражает хронологическую последовательность возникновения одного языка из другого?

  1. праиндоевропейский → старославянский → древнерусский

  2. праславянский → старославянский → древнерусский

  3. праиндоевропейский → праславянский → старославянский

  4. праславянский → древнерусский → старославянский

  1. Выберите правильное продолжение: «К VI в. н.э. …»

  1. происходит распад праиндоевропейского языка

  2. относится формирование старославянского языка

  3. происходит распад праславянского языка

  4. формирование праславянского языка

  1. Выберите правильное продолжение: «Важность изучения старославянского языка связана с тем, что…»

  1. старославянский язык – древнейший письменный язык славян
  2. старославянский язык – общий для всех славян праязык


  3. старославянский ближе, чем все другие славянские языки, к праславянскому языковому строю

  4. старославянский язык – язык церкви

  1. Когда были созданы первые памятники старославянской письменности

  1. в конце VIII в.

  2. во 2-ой половине IX в.

  3. в 1-ой половине X в.

  4. в XII в.

  1. В каком ряду названы языки, представляющие все три подгруппы славянских языков?

  1. польский, чешский, македонский, старославянский

  2. старославянский, болгарский, словацкий, кашубский

  3. македонский, кашубский, лужицкий, словенский

  4. болгарский, польский, русский, украинский

  1. Как называется знак (~) над словом, обозначающий сокращенное написание этого слова?

  1. апостроф

  2. паэрок

  3. титло

  1. Какое число передавалось обозначением •Г•

  1. 2

  2. 3

  3. 4

  4. 5

  1. Укажите соответствие

1) ~ а) 134

•Д•

2) ~
б) 4

•КВ•

3) ~
в) 22

•РЛД•

4) ~
г) 11

•АІ•

МОДУЛЬ 2

  1. Сколько букв было в кириллице?

  1. 33 буквы

  2. 25 букв

  3. 43 буквы

  4. 30 букв

  1. Сколько гласных фонем было в старославянском языке

1) 6 фонем

2) 11 фонем

5) фонем

4) 9 фонем

  1. Назовите гласные переднего ряда. В какой строке дан правильный ответ?

1) а, [о], [е], [ъ], [ы]

2) [о], [ Q ], [у], [а], [ъ]

3) [е], [ ę ], [и], [ ē ], [ь]

4) [е], [ ę ], [а], [о], [ь]

  1. Назовите твердые согласные, не имеющие мягких парных. В какой строке дан правильный ответ?


1) [з], [с], [ц]

2) [ж], [жд], [шт]

3) [г], [к], [х]

  1. Укажите, в каком ряду согласные звуки в старославянском языке были только твердыми

1) б, х, ц

2) г, к, х

3) ж, д, г

4) ш, х, ц

  1. Укажите, в каком ряду согласные звуки в старославянском языке были только мягкими

1) к, д, з

2) ж, ч, ш

3) п, т, m

4) г, к, х

  1. Парными по твердости-мягкости были согласные:

1) т, г, з

2) д, с, м

3) ж, í, л

4) к, ч, р

  1. Установить соответствие согласных звуков по месту образования

1) б, п, м, в

2) д, т, з, с

3) г, к, х

а) заднеязычные согласные

б) переднеязычные согласные

в) губные согласные

  1. Укажите ряд, в котором приведены гласные одного и того же ряда

1) и, э, ĕ, ь, ę

2) ĕ, а, о, ъ, Q

3) ę, Q, ъ, ь, о

4) ы, э, ь, а

  1. В каком ряду приведены гласные как монофтогического, так и дифтонгического происхождения

1) ы, е, у, а

2) о, а, и, ъ

3) ъ, ь, о, а

4) у, о, а, ъ

  1. В какой группе слов h дифтонгического происхождения?

1) велhти, врмя, стрhла

2) лhто, тhло, дрhво

3) звhрь, тhло, брhгъ

4) дhти, пhти, íîçh

  1. В какой группе слов сохранились результаты монофтонгизации дифтонгов?

1) жар, посылать, взимать

2) называть, сжимать, вяжу

3) петь, кузница, дети

4) собирать, пить, пожинать
  1. Какая из следующих фонетических закономерностей начинает действовать в поздний период праславянского языка?


1) тенденция к слоговому сингармонизму

2) тенденция к открытости слога

3) тенденция к изменению количественных различий в качественные

4) тенденция к падению редуцированных гласных

  1. Укажите ряд, в котором приведены гласные одного и того же подъема

1) и, э, ē (h), ь, ę (#)

2) ē (h), о, ъ, Q (@)

3) ē (h), Q (@), ы, ъ

4) э, ь, ę, о, ъ, Q (@)

  1. Признаки заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, неназализованный, полного образования – присущи гласному

1) о

2) #

3) оу

4) ы

  1. Признаки переднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, неназализованный, полного образования – присущи гласному

1) а

2) и

3) ы

4) h

  1. В слабой позиции находятся редуцированные во всех словах ряда

1) кънижъникъ, шьли, съто, дъскы

2) кратькъ, кънигы, събьрати, зъло

3) дъва, съвhтъ, кънига, градъ

4) пришьльць, дьнь, отьць, сънъ

  1. В сильной позиции находятся редуцированные во всех словах ряда

1) сь, дъва, дьнь, сънъ

2) дъскы, рабъ, отьць, нъ

3) вьсь, къто, пришьдъ, дъшти

4) тъ, тьшта, нъ, мьнии

  1. Выбрать правильные ответы. Редуцированные находятся в слабой позиции…

1) в положении перед слогом с гласным полного образования

2) в начальном слоге под ударением

3) в положении абсолютного конца слова

4) в положении перед слогом с редуцированным в слабой позиции

  1. Выбрать правильные ответы. Редуцированные находятся в сильной позиции…

1) в начальном слоге под ударением

2) в односложных словах, кроме предлогов

3) в положении перед слабым редуцированным


4) в положении перед слогом с гласным полного образования


  1. Какое из приведенных слов не является старославянским по происхождению?

1) время

2) мощь

3) борода

4) млечный

5) нужда

  1. Какое из приведенных слов не является старославянским по происхождению?

1) ладья

2) млечный

3) превращение

4) лебедь

  1. Какой из приведенных старославянизмов существует параллельно с русским словом, но расходится с ним по значению?

1) брег

2) млад

3) глас

4) прах

  1. В какой группе все слова являются древнерусскими?

1) свеча, гражданин, юг

2) осень, горожанин, медвежий

3) один, нрав, просвещение

4) узел, одиночество, рождение

  1. Установить соответствие данных слов славянской ветви языков

1) город, один, свеча, вожак

2) bloto, svieca, krova, miedza

3) преграда, растение, плен, единица,

просвещение

а) западнославянская ветвь

б) южнославянская ветвь

в) восточно-славянская ветвь

  1. В какой из данных групп имеются неполногласные сочетания

1) предел, храню, древесный

2) влага, слаб, заглавие

3) страна, плата, вращать

4) вратарь, плавать, главарь

  1. Определить, в какой группе все слова – старославянские

1) молодежь, середина, главарь, переплет

2) ограда, обращать, время, древесный

3) оборачивать, береговой, безбрежный, странник

4) ошеломить, порох, нрав, заглавие

  1. В какой группе слов отражены результаты первой палатализации?

1) душа, мучить, плачу

2) слушать, дружить, молчать


3) свеча, жечь, пружина

4) вижу, суша, печь


  1. В какой группе слов отражены результаты первой палатализации?

1) лъжа, вож@, враже

2) дышати, тишь, шьдъ

3) ноша, сеча, отьче

4) ч#до, течь, вож@

  1. В какой группе слов отражены результаты третьей палатализации?

1) пружина, книжник, сушить

2) божеский, вижу, отец

3) гуща, немощь, князь

4) девица, нарицательный, отец

  1. В какой группе слов отражено взаимодействие групп согласных с йотом?

1) князь, отец, девица

2) божеский, слушать, ключ

3) свеча, хочу, рождение

4) печь, стражь, сушить

  1. Смягчение заднеязычных согласных под влиянием йота произошло во всех словах ряда

1) очи, доуша, рече, т@ча

2) стражь, кличь, доуша, сhча

3) личьный, враже, соуша, плачь

4) стража, рече, лъжа, печаль

  1. В какой группе слов отражено взаимодействие групп согласных ГТ и КТ с согласными переднего ряда?

1) мешать, слушать, кричать

2) мочь, жечь, печь

3) вяжу, дышу, езжу

4) князь, мерцать, овца

  1. [ч’] возник под влиянием йота во всех словах ряда

1) кричиши, отроче, тъчьнъ, кричати

2) р@чька, количьство, печаль

3) величаиши, млъчати, пророчьскъ, чьто

4) крич@, млъч@, плачь, сhча

  1. [ж’] возник под влиянием йота во всех словах ряда

1) стража, вож@, бhж@, лъжа

2) слоужити, дроуже, дрожати, стоужа

3) ниже, бhжати, рhж@, кожа

4) стражь, ножька, жьдати, дроужити

  1. [ш’т’] является признаком старославянского языка в словах ряда

1) поуштенъ, тьшта, хошт@

2) тешти, свhшта, съкрашт@


3) мошти, ишт@, изъвлhшти

4) плашть, рошта, тлъшта


  1. Установите соответствие

1) бранить, пища, наслаждение, невежда,

храбрый, помощь, равный

2) сопровождать, краткий, верчу

пряжа, один, локоть, моложе

3) хожу, огорожу, ошеломить,

свеча, рост, молодежь, стричь

а) старославянские слова

б) древнерусские слова

в) старославянские и древнерусские

  1. Укажите последовательность возникновения мягких согласных

1) кража, виж@, сажа, пр#жа, хож@, межа

2) лъжа, бhжати, рhж@, стражь, нежити, вражьда

3) пастоуси, на нозh, отроци, слоуси, нарицати



<< предыдущая страница   следующая страница >>