birmaga.ru
добавить свой файл

1
Капустин Б.В.

ХРОНИКА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1934г. – При ГУ ЭПРОНа создан научно-исследовательский отдел.

03.01.1945 г. Циркуляром НГШ ВМФ№038 объявлен штатом №12/447 НИИ аварийно-спасательной службы ВМФ. Дата 03.01.1945 считается днем образования института.
1945-1950гг. – В НИИ АСС ВМФ проводятся исследования по разработке новых методов и технических средств для оказания помощи аварийным судам, кораблям и подводным лодкам, для водолазных глубоководных работ, средств поиска и судоподъема для расчистки акватории портов и прибрежных зон от затонувших судов, военной техники. Созданы судоподъемные средства, понтоны, швартовые бочки, подводные светильники, телефонные станции для связи с водолазами, средства подводной сварки и резки, магнитные металлоискатели. Разработаны новые режимы глубоководных водолазных спусков, создано спасательное снаряжение подводников, переоборудованы в спасательные суда ряд буксиров и вспомогательных судов.
1949г. – институт переименован в НИИ №11 ВМС (в/ч 56100)
1949-1951гг. – звание Лауреатов Государственных премий получили ряд сотрудников Института, в т.ч.:


  • «За совершенствование методов подъема «Затонувших судов и подъем лайнера «Ганза». Н.П. Чикер, П.И. Завтраков, Г.И.Рывкин, Н.Н.Бирюков, А.И. Фигичев, М.Н. Таршис.

  • «За подъем лайнера «Гамбург» Г.И. Агасиев, А.А. Малыгин, М.Н. Белов

  • «За создание тренажеров для водолазов»

  • Н.К. Смирнов, Н.Г. Щербаков, Н.Г. Хохлов

  • «За освоение больших глубин водолазами с использованием гелиокислородного водолазного снаряжения ГКС-ЗМ» А.Ф. Маурер, С.Е. Буленков, З.С. Гусинский, Н.Т.Коваль, И.А. Александров, Б.Ф. Кобзарь, И.И. Выскребенцев, Б.И. Иванов, П.А. Максимихин и др.

1950-1952гг. – Принято на снабжение ВМФ спасательное снаряжение подводника с аппаратомИДА-51 и проведены опытовые учения на ЧФ, СФ и БФ по самостоятельному выходу подводников на глубинах 100 м и с использованием водолазного колокола до 200м.


Вступили в строй водолазные суда пр. 376РВ, пр. 522, буксиры пр. 730, ПЖК пр. 364.
1951-1952гг. – С участием специалистов НИИ на УФ, СФ и Каспийской флотилии провелись глубоководные спуски водолазов на глубины до 200 м. в снаряжении ГКС-ЗМ.
1956г. – На Каспии вблизи г.Баку группа водолазов-глубоководников, подготовленных специалистами НИИ совершали глубоководные погружения на глубины 200-300 м., глубины 300 м. 4 водолаза – мировой рекорд того времени.

-Гибель линкора «Новороссийск» в Севастопольской Бухте.
1957г. – Институт №11б вошел в состав ЦНИИ-1 ВМФ на правах управления №7.
1959г. – Вступило в состав ВМФ многоцелевое спасательное судно пр.527 «СС-26», обеспечивавшее решение большинства задач АСС ВМФ на самом современном уровне, до сих пор это судно «Эпрон» остается в строю ЧФ. За шесть лет было построено 9 судов такого типа.
1960г. – Построено головное спасательное судно пр. 532. Для обеспечения деятельности флота в прибрежной зоне и глубоководных погружений ПЛ было построено 13 судов этого проекта.

- создано, испытано в морских условиях и принято на снабжение ПЛ ВМФ спасательное снаряжение подводника ИСП-60 аппаратом ИДА-59. Проведены опытные учения самостоятельного выхода подводников из ПЛ всех флотах.
1961г. – На базе 7 управления НИИ 1 ВМФ, проектно-судоподъемного бюро АСС и 12 гидрорекомпрессионной станции сформирована 220 ЦНИЛ АСД МО с присвоением условного номера в/ч 20914, которая приказом ГК ВМФ№00130 от 23.11.1961 переименована в 91 научно-исследовательский и испытательный Центр АСД МО
1962г. – Приняты в эксплуатацию ГРК-30 и другие сооружения лабораторной базы для проведения испытаний образцов техники и исследований по тематике АСС ВМФ.
1962-1963гг. – специалисты 91 НИЦ АСД МО участвуют в создании:

- Экспериментальной ПЛ пр. 666;

- первого в мире самоходного спасательного аппарата УПС;

- рабочей камеры с глубиной погружения 500м РК-680;

-спасательных колоколов Ск-57.

1964г. – Проведены госиспытания спасательного колокола с глубиной погружения «Ск-64»500м
1964-1966гг. – Начаты разработки современных глубоководных технических средств поиска, рабочих, стапельных и исследовательских подводных аппаратов и носителей, в т.ч. многоцелевого, океанического спасательного судна пр. 537 «Осьминог», СПЛ пр. 940
1966г. – В состав флот принято СПС «Карпаты» пр. 530.
1965-1966гг. – Выполнена НИР «ИП-7», начато переоборудование ГРК-30 для экспериментальных водолазных спутников методом ДП. Подготовлена программа создания средств ДП на перспективу для включения в постановлении Правительства.
1967г. – Октябрь. Издано Постановление СМ СССР № 872-285 о мероприятиях по развитию средств АСС ВМФ.
1968г. – Июнь 91 НИИЦ АСД МО реформирован в 40 НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО.
1968-1983г. – Разрабатываются средства для обеспечения поиска, подъема возвращаемых космических аппаратов и их экипажей в случае их аварийного приводнения в океане.
1968-1970г. – После переоборудования ГРК-30 проводится спуск водолазов методом ДП на глубинах до 160м.

Технические требования к средствам обеспечения водолазных спусков методом ДП до 100м и методики переданы в народное хозяйство.
1969г. – Июнь Поднята ПЛ «С-80», затонувшая в январе 1961г. В Баренцевом море, силами ЭОН-10, в состав которой входили специалисты НИИ.
1969-1971г. – На экспериментальной спасательной ПЛ пр.666 в морских условиях ЧФ г. Севастополь выполнены водолазные спуски методом ДП Включая спуски на глубину 100 м длительностью до 30 суток, что являлось рекордом.
1971-1980гг. – Проведена серия экспериментов методом ДП в ГРК-30 на глубинах до 300м. За разработку нового метода водолазных работ и внедрения в технические средства ВМФ (ЭСПЛ пр. 666, ПБЛ пр. 1840, СПЛ пр. 940 и СС пр. 537) сотрудники НИИ удостоены Госпремии СССР (А.Н. Фигичев, Т.Б. Березин, З.Г. Гусинский, В.В. Смолин, А.П.Фокин)

1970-1972гг. – Проведены госиспытания и опытная экспериментальная головных СПА пр. 1837, и рабочего подводного аппарата пр. 1839.

1973г. – Создан буксируемый искатель «Дельфин-ТМ»
1972-1974гг. – Специалисты НИИ в составе ЭОН-12 работах по расчистке портов в Республике Болгарии. Поднято 26 кораблей судов общим водоизмещением более 100 00- тонн.
1975г. – Принят в эксплуатацию первой ГА «Поиск-2» пр. 1832 глубиной погружения 2000м. К 1989г. построено 4 ГА этого проекта.
1976-1977гг. – принята в состав флота и опытную эксплуатацию СПЛ пр. 940 «БС-486», носитель двух СПА пр. 1837 и глубоководный водолазный комплекс на глубине 300м.
1979г. – Принята в состав флота вторая СПЛ пр. 940 «БС-257» для СФ.
1979-1980гг.- государственные испытания и опытная эксплуатация спасательного судна пр. 537 «Эльбрус», подводной базы лаборатории прю 1840 БПЛ-Л «БС-555» на Черноморском флоте г. Севастополь.
1981г. – Участие в спасении л/с ПЛ «С-178», затонувшей в Уссурийском заливе и последующем подъеме ПЛ.
1983г. – Участие специалистов НИИ в работах по поиску обломков корейского самолета «Боинг-747» с использованием обитаемых ПА и НПА «Дельфин - ТМ»

- участие в подъеме АПЛ «К-429» б. Саранная, Камчатка.
1982-1983 Построен ГА – «Поиск - 6» пр. 1906, выполнен 1-й этап Госиспытаний на ЧМ с погружением на глубину 2017м, после чего ГА перебазирован на, ТОФ, где в 1985-1987 проводились испытания и глубоководное погружение до 6000м.

1983г. – «ЗК-1», «Спутник-3», «Спутник-5» бортовые подъемные устройства ГПБУ, которыми оснащены корабли «Ямал» и «Севан», включенные в состав кораблей ПСО, обеспечивающих полеты космических объектов.
1986г. – август. Гибель теплохода «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска. Специалисты НИИ участвовали в осмотре помещений затонувшего судна, извлечении тел погибших.
1987 август – сентябрь. – Проведены госиспытания и приемка гидробарокомплекса ГБК-50 всего обеспечивающего оборудования лабораторной базы института для проведения исследований по методу ДП на глубинах до 500м.

1990-1991. – Проведены госиспытания на ЧФ и приеме в опытную эксплуатацию для ТОФ второго спасательного судна пр. 537 «Алагез». Судно перешло на ТОФ, где завершена опытная эксплуатация проведением экспериментального водолазного спуска методом ДП глубину 200м.

1991г. – На ладожском озере выполнена судоподъемная операция опытного судна «Кит», загруженного радиоактивными отходами. Было предотвращено радиоактивное заражение Ладожского озера. Участники работ награждены орденами и медалями.
1991г. – В баракомплексе ГБК-50 40НИИ проведена серия экспериментов методом ДП на глубинах более 300м, в том числе на 500 м. Водолазные специалисты-испытатели Ватагин А.И., Солодков Л.М. удостоены звания Герой Советского Союза, врач-физиолог Семко В.В. – руководитель работ удостоен звания Герой Социалистического Труда, большая групп специалистов награждена орденами и медалями.
1993г. – Постановлением Правительства РФ №174 институт признан головной научной организацией в области ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водоемах России и стал именоваться 40 ГНИИ. Создан Координационный совет.
1995г. – За мужество и героизм, проявленные при экспериментальных водолазных спусках методом ДП на больших глубинах водолазные специалисты Сластен В.С. и Храмов А.Г. удостоены звания герой России, группа участников работ награждена орденами и медалями.
1997г. – За работу «Создание высокоэффективных спасательных глубоководных аппаратов третьего поколения с корпусами из титанового сплава» премия Правительства РФ присуждена Агишеву Е.Р. и Никитинскому А.П.

Приказом Министерства Наук при;0 ГНИИ создан диссертационный совет.
1999г. – За создание и внедрение специальной водолазной техники Илюхину В.Н, Медведеву Л.Г. присуждены Государственные премии Правительства РФ.

Создан технический комитет ТК-416 по стандартизации гипербарической техники, организованы сертификационные лаборатории.

2000г. – 12 августа. Гибель атомного подводного крейсера АРК «Курск»

Август – сентябрь. Участие специалистов 40 ГНИИ в работе Госкомиссии и в оперативном штабе:


  • по обследованию и оказанию помощи л/с АПЛ;

  • по выполнению предварительных расчетов и выбора технологии;
  • оценка и выдача заключений на предложения по вариантам подъема.


Обследование АПО подводными аппаратами пр.пр. 1855, 18270, «Мир-1», «Мир-2»

Формирование и подготовка специальной группы водолазов на ЭНИБ для участия в эвакуации тел подводников.

Сентябрь – ноябрь. Участие водолазов в работе по эвакуации подводников на МС «Регалия».

Декабрь. Принятие в состав ВМФ ГА «Русь» глубиной погружения 6000м.
2001г. – Июль. Подъем СПБУ «Арктическая» г. Североморск.

Сентябрь. Подъем АПРК «Курск». Баренцево море.

Октябрь. Подъем т/к «Волго-Дон 145» на р. Свирь.

Приобретены HS-1200-4 к-та, 2-РТПА-Веном 7 к-в «Тайгер»
2002г. – май-июнь. Подъем элементов 1го отсека АПРК «Курск». Приняты на снабжение ВМФ дыхательные аппараты «АП-96 М» и «АВМ-12К», газоанализатор КГВ.

Август. Разработан проект подъема т/х «Каунас», затонувшего на р. Нева и участие в срезке надстройки т/х. Проведены испытания на ЭНИБ. 40 ГНИИ нормобарических скафандров «Hard Suit -1200» и обучение 25 специалистов флота (в т.ч. и из НИИ), которым вручены сертификаты на право эксплуатации скафандров. Поставка ГИСУ «Арктика» и БГК-775 г. Новосибирск.
2003г. – Государственные испытания и приемка в состав ВМФ водолазного судна пр. 11980. Участие в поиске и подъеме тел экипажа осуществлялся спасательным аппаратом АС-34 ТНПА «Тайгер» вертолета К-27, затонувшего в Уссурийском заливе.

Постановка на понтоны и подготовка к транспортировке в г. Тольятти ПЛ «Б-307» КМОЛЗ г. Кронштадт.

Участие в работе Комиссии по расследованию причин гибели АПЛ отстоя «Б-159» Начал функционировать музей 40 ГНИИ
2004г. – ПЛ «Б-307» снята понтонов и установлена в техническому музею ОАО «Автоваз»
2002-2004гг. – Дооборудование судов УПАСР ВМФ с целью установки ТНПА «Тайгер», РТПА «Веном», жесткого водолазного скафандра -1200 и проведение госиспытаний этих средств.
2005г. – январь. 60летие создания института.

  • Участие в учениях «НАТО» на Средиземном море.

  • Постановка в док на «Северной верфи» аварийного СКР «Неукротимый» с не выгруженным боезапасом и топливом, что существенно ускорило спасательные работы


Август-сентябрь. Участие в работе комиссии по расследованию причин аварии СГА - «АС-28», Камчатка

  • Подъем ПЛ «С-189» г. Кронштадт, для последующей установки на р. Нева в качестве Корабля –музея.

  • На Адмиралтейских верфях состоялась торжественная закладка головного спасательного судна.

  • Швартовые испытания пр. 21300 средств АСС ДПЛ «Лада»

  • Участие в опытовых учениях СФ по оказанию помощи аварийной ПЛ с помощью РТПА «Веном» и ТНПА «Тайгер»


2006г. – ноябрь-декабрь

  • глубоководное погружение в Атлантике на глубину 3600м ГА «Русь» в обеспечении которого участвовали специалисты НИИ.

  • сентябрь транспортировки АПП отстоя «К-60» на СФ с использованием ТПС «Трансшельф». Впервые на открытом рейде активной рейде была погружена АПЛ с не выгруженной активной зоной и доставлена к месту утилизации с соблюдением экологической безопасности.

  • участие в опытовых учениях УФ \по оказанию помощи аварийной ПЛ, лежащей на грунте с помощью ТНПА «Тайгер» и «HS-120»/


2003г. – Проведены госиспытания и приняты на снабжение ВМФ:

  • Комплекс спасательный универсальный КСУ-600Н;

  • жилет спасательный ЖС-2000.


2006г. – Проведены госиспытания и приняты в 2007 на снабжение;

  • снаряжение водолазное специальное «СН-21»;

  • гидротермокостюм спасательный ГТКС-2007.


2007г. – Участие в опытовых учениях на БФ оказание помощи аварийной ПЛ с \использованием ТНПА «Тайгер», «HS-1200» МК РТПА «Пантера Плюс»

  • Государственные испытания на СФ водолазного снаряжения СВУ-5

  • Сборы специалистов УПАСВ флотов.