birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации.


Цели урока:


  • образовательные сформировать представление о действиях с информацией (об информационных процессах), дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;

  • развивающие – формирование интереса к предмету; развитие познавательных интересов; формировать потребность в обучении и саморазвитии;

  • воспитательные – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ.

Форма работы учащихся: индивидуальная работа.

Оборудование :

  • ПК,

  • проектор,

  • компьютерная презентация.

Основные понятия:

  • действия с информацией (информационные процессы);

  • хранение информации,

  • носитель информации.

Литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса.

План урока.

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Актуализация изученного материала – 5 мин.

  3. Изучение новой темы – 26 мин.

  4. Рефлексия – 4 мин.

  5. Домашнее задание – 2 мин.

  6. Оценки за урок – 1 мин.

Ход урока (сопровождение презентацией)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.


II. Актуализация изученного материала.

Окружающий нас мир – мир информации.

- Что вы можете сказать об информации?

- Какие виды информации вы знаете? Перечислите и приведите примеры

Молодцы! А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.


III. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы должны систематизировать наши знания о том, какие действия можно совершать с информацией. Давайте попробуем их перечислить. (Получать, хранить, обрабатывать, передавать…)

Если учащиеся затрудняются ответить учитель задает вопросы:

- Вы читаете и заучиваете стихотворение наизусть - .. (получение, хранение информации); делитесь впечатлениями о поездке - … (передача информации); решаете задачу - … (обработка информации).

Откроем тетради, запишем тему сегодняшнего урока: «Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации».

- Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование – это действия человека с информацией.

Любые действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.

Каждое действие с чем-либо осуществляет на основе информации о том, как это делается.
Рабочая тетрадь. Упражнение 4,страница 56
- Сегодня мы более подробно рассмотрим хранение информации.

Каждый человек хранит определенную информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
- Давайте теперь вместе попробуем ответить на вопрос: «Достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти?»
- А теперь давайте совершим путешествие во времени и узнаем как хранили информацию раньше, и сравним это с тем, как ее хранят теперь.
История хранения информации уходит в глубь веков. Первым инструментом хранения информации является человеческая память. Волхвы и шаманы, сказатели и певцы в виде былин, сказаний, распевов передавали знания от одного поколения к другому. Но стихийные бедствия, войны и эпидемии подчас целиком уничтожали целые племена, а вместе с ними терялись и все знания, накопленные многими поколениями людей.

Поэтому люди, понимая ненадежность человеческой памяти, старались сохранить наиболее важную информацию на внешних носителях.

До наших дней в некоторых местах наскальные рисунки древнего человека, выполненные 25 – 20 тыс. лет назад. К сожалению, у рисуночного письма есть один существенный недостаток – неоднозначность прочтения.

Необходимость более точно передавать информацию привела к возникновению иероглифической формы письменности, в которой различным объектам, действиям соответствовали значки из крючков, палочек. Иероглифическая письменность возникла в Древнем Египте около V – IV тысячелетий до н.э. Японский, китайский, корейский языки построены из иероглифов.

Для письма также использовалась глина, служившая материалом для другого вида знакового письма – клинописи. Клинопись возникла в Двуречье. Материалом для письма служили глиняные таблички. Записи делали на сырой глине бамбуковыми или костяными палочками, после чего плитки обжигали. При надавливании палочка оставляла след в виде клина, а определенный набор таких клиньев служил для передачи того или иного слова.

Через 2 – 3 тыс. лет в Финикии появляется алфавитное письмо, состоящее из набора знаков (букв). Эти буквы образовывали слова и предложения.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей росшего в долине Нила высокого тростника – папируса. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в ряд, одну возле другой, в продольном направлении. Далее сверху укладывали второй ряд полосок, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку – свиток. В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранится папирусный свиток длиной более 5 метров, в котором содержатся решения 25 математических задач.

Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Пергамент делался их кожи животных. Ее специальным образом выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.

Во II в н.э. в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда, ее секрет так тщательно оберегали, что на Руси бумага появилась только в XVI веке. Вплоть до XV века письма, документы, книги писались вручную. Они хранились в монастырях. Доступ к книгам был ограничен. В качестве инструмента для письма использовались кисточки, перья птиц, позже – металлические перья; изобретались краски, чернила. Книг было очень мало, они считались предметом роскоши.

- Изобретение бумаги явилось ценнейшим открытием. Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны. Давайте, перечислим достоинства бумаги как носителя информации. (Дешевый продукт, прочна и долговечна, очень удобно на ней писать).

- Есть ли недостатки у бумаги как основного носителя информации? (Гигантские хранилища крупных библиотек, архивов занимают очень много места; возможность возгорания; нельзя хранить в сыром помещении - подвале).


В 1440 г. Немец Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок. С того времени началось книгопечатание. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI в.

До сегодняшнего дня лист бумаги остается основным носителем информации. Но у него появились «конкуренты». В 1839 г. Была изобретена фотография. Носителями видеоинформации стали фотопленка и фотобумага.

В 1895 г. Французы братья Люмьер продемонстрировали в Париже первый в мире кинофильм, используя аппарат собственного изобретения. Этот год считается годом рождения кино.

В XX в. В Японии был изобретен магнитофон. Магнитная запись позволяет сохранять звуковую информацию. Видеомагнитофоны позволяют записывать не только звук, но и изображение.


Магнитный диск (дискета) представляет собой тонкий и гибкий пластмассовый диск, покрытый с двух сторон специальным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с диском его не надо было переворачивать, запись и чтение осуществляются двумя магнитными головками (каждая для своей стороны диска). Такой диск требует осторожного обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

В середине 60-х годов XX века появились диски из жесткого материала, помещенные в герметичный корпус, что обеспечивало их защиту от грязи, рыли, влаги, температуры и других внешних воздействий. Такой диск получил название жесткого диска, или винчестера. Чтобы увеличить информационную емкость, винчестер делают из нескольких дисков, расположенных на оной оси.

В начале 80-х годов XX века появились лазерные диски. Они похожи на слоеный пирог. У лазерных дисков первый слой – основной – изготовляется из пластмассы, второй – отражающий – выполнен из металла, третий – защитный – из прозрачного лака, поверх которого нанесено декоративное оформление. Основной слой содержит полезную информацию. Она закодирована в виде микроскопических углублений. Считывание информации осуществляется слабым лучом лазера. Отраженный луч улавливается фотоэлементом и расшифровывается.

Учитель подводит итог урока: «Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками».
IV. Рефлексия.

- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:



  1. Как человек хранит информацию?

  2. Какими свойствами обладает память человека?

  3. Чем отличается память человека от памяти человечества?

  4. Как хранят информацию различных видов? Приведите примеры.

  5. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

  6. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?

  7. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

(Ответы ребят)

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь. Упражнение 4, страница 5

Творческое задание: «Выскажите свой прогноз о будущем информационных носителей».

VI. Оценки за урок.

Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Плеханы»

Балаковского района Саратовской области.

Разработка открытого урока по информатике в 5 классе.



Подготовил Ивлиев Д.А.

2011год