birmaga.ru
добавить свой файл

1
Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. преподавателя: Костикова Марина Николаевна

2. Группа: 15. Курс: I. Дата: 24.11.11. Предмет:   русский язык .

3. Тема занятия: «Ударение словесное и логическое. Орфоэпическая норма»

4. Тип занятия: комбинированный урок

5. Цель занятия:

- обобщить и углубить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, “Орфоэпия”.

6. Задачи занятия:

- отметить особенности русского словесного ударения;

- посмотреть роль логического ударения при воспроизведении текста;

- показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

- освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

7. Оборудование:

1) карточки с заданиями;

2) раздаточный материал с теоретическими сведениями;

3) тесты;

3) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.


Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

ФОУД*

  1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач




5 мин.

Слово учителя.

Вопросы:


1. Как вы думаете, для чего нам нужно изучать орфоэпическую норму?

2. Как же мы будем это делать?

Постановка целей и задач занятия


Ф

  1. Проверка домашнего задания





10-15 мин.

Опрос:

  1. Что называется фонетикой?

  2. Назовите основную единицу фонетики. Дайте её определение.

  3. Что называется артикуляцией?

  4. Что такое редукция гласных? Какие типы редукций бывают?

  5. Что такое ассимиляция? На какие типы делится?

  6. Что называется фонетической транскрипцией?

  7. Что такое алфавит?

  8. Как соотносятся звуки и буквы?

Работа по карточкам выполняется параллельно с работой у доски по проверки домашней работы
Работа с микротекстом:

1. Что такое текст?

2. Что такое микротекст?

3. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.

4. Проведите орфографический и пунктуационный анализ.


Ф

И


Г

  1. Проверка знаний и умений по пройденному материалу.




5 мин.

Тестирование по пройденному материалу с самопроверкой и выставлением оценки.

И

  1. Изложение нового материала

15-20 мин.

Слово учителя.

Работа с теоретическим материалом. Составление тезисного плана.

Вопросы для проверки первичных знаний:


  1. Что такое ударение?

  2. Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

  3. Что такое логическое ударение?

  4. Какие типы ударений вы ещё знаете?

И

Ф

  1. Первичное закрепление изученного материала


15 мин.

Фонетические упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Фонетический суд, направленный на работу с интонацией.

Работа с фонетической нормой ударения. Работа по карточкам. Взаимопроверка.


Г
Г

П


  1. Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания

5-7 мин.

Слово учителя.

Выставление оценок с ориентацией на комментарии обучающихся.

Задавание на дом.

Г


* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ



  1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач

Слово учителя:

На протяжении нескольких занятий мы изучали такой раздел русского языка как фонетика. Сегодня мне хотелось бы остановиться на следующей теме: «Ударение словесное и логическое. Орфоэпическая норма» (слайд 1)



Как вы думаете, для чего нам нужно изучать орфоэпическую норму? (для того, чтобы быть грамотными специалистами, культурными, образованными людьми)

Как же мы будем это делать?(надо следить за тем, как мы произносим слова и как ставим в них ударения, следить за интонацией в своей речи, запоминать трудные случаи)

Следовательно, целью нашего занятия будет углубление знаний, полученных в школе и на предыдущих уроках. А задачами сегодняшнего занятия станут освоения орфоэпической произносительной нормы… (слайд 2)

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:


  1. Что называется фонетикой?

  2. Назовите основную единицу фонетики. Дайте её определение.

  3. Что называется артикуляцией?

  4. Что такое редукция гласных? Какие типы редукций бывают?

  5. Что такое ассимиляция? На какие типы делится?

  6. Что называется фонетической транскрипцией?

  7. Что такое алфавит?

  8. Как соотносятся звуки и буквы?

Работа по карточкам выполняется параллельно с опросом (4-5 человек)

Задание. Затранскрибируйте предложение.

…Весенние армии жаждут успеха,

Всё ясно, и стрелки на карте прямы, -

И воины в лёгких небесных доспехах

Врубаются в белые рати зимы.

В. Высоцкий




Задание. Затранскрибируйте предложение.

…И битва идёт с переменным успехом:

Где свет и ручьи – где позёмка и мгла.

И воины в лёгких небесных доспехах

С потерями вышли назад из котла…

В. Высоцкий




Задание. Затранскрибируйте предложение.

…И дальше на север идёт наступленье, -

Запела вода, пробуждаясь от сна, -

Весна неизбежна – ну как обновленье,

И необходима, как – просто весна.

В. Высоцкий



Задание. Затранскрибируйте предложение.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


Ф. Тютчев




Задание. Затранскрибируйте предложение.

А ты, когда вступаешь в осень дней,

Оратай жизненного поля…

Ты так же ли, как земледел, богат?



Е. Баратынский

На дом вам задавалось затранскрибировать по три предложения из любого художественного произведения русского писателя. Давайте проверим, что у вас получилось (по очереди вызываются 2-3 человека).

Совсем недавно мы проходили такой раздел русского языка как стилистика, в нём в первую очередь мы работали со стилем. Давайте вспомним, что такое микротекст. Попробуем восстановить текст по данным предложениям, расставив их в нужной последовательности, и проведём орфографический и пунктуационный анализ. (слайд 3, 4)

А. Тургенев немедленно отпустил на волю всех дворовых и всячески содействовал всем крестьянам, которые пожелали выкупить землю.

Б. Но у писателя слова не разошлись с делом.

В. Тургеневу перешло по наследству несколько деревень.

Г. Значит, автор антикрепостнических «Записок охотника» - ненавистник рабства – стал владельцем крепостных!



В, Г, Б, А


А. День начался с того, что её хозяин надел шапку и окликнул Каштанку.

Б. Каштанка отлично помнила, как она провела день и попала на этот незнакомый тротуар.

В. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.

Г. Она вышла из-под верстака, где спала на пахучих стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином.


Б, А, Г, В




  1. Проверка знаний и умений по пройденному материалу.

Для того, чтобы проверить как вы усвоили материал за прошлое занятие, предлагаю провести небольшое тестирование по разделу «Фонетика» (5-6 минут) (слайд 5 ответы на тест)

Вариант 1



  1. В каких словах или сочетаниях слова с предлогом все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

А. к буре

Б. дождь

В. вьюга

Г. взгорье

1) А и Б


2) Б и Г

3) А и В


4) Г и В

2. В каком слове есть звук [д]?

1) дебри

2) пятнадцать

3) пруд

4) отбежал



  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. смех

  2. цикорий

  3. венец

  4. синий

  1. В каком слове произносится сочетание [ЧН]?

  1. скучно

  2. скворечник

  3. конечно

  4. достаточно

  1. В каком слове или сочетании есть звук [т']?

  1. вперёд

  2. прядь

  3. подкормлю

  4. поддельный

Вариант 2

  1. В каком слове четыре звука?

  1. конь

  2. ель

  3. пьёшь

  4. ёжик

  1. В каком примере произносится звук [и]?

  1. без иголки

  2. с Ильёй

  3. к идолам

  4. за игрой

  1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

  1. урожай

  2. ель

  3. лошадь

  4. окошечко

  1. В каком слове произносится звук [т']?

  1. теннис


  2. ателье

  3. темп

  4. термин

  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. вяжешь

  2. учишься

  3. оцепить

  4. ученики

Ответы: 1 вариант – 1-3, 2-4, 3-4, 4-4, 5-2; 2 вариант – 1-3, 2-4, 3-3, 4-4, 5-3.

  1. Изложение нового материала

Слово преподавателя:

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствие для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создаёт помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладением нормами правильного произношения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. Обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и тем не менее произносим звуки правильно. Это происходит потому, что осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку.

Сегодня мы поговорим об ударении, об его определении, видах и свойствах. Перед вами лежит теоретический материал для самостоятельного изучения. Вы читаете его и составляете тезисный план (слайд 6).

УДАРЕНИЕ - выделение теми или иными фонетическими средствами (усиление голоса, повышение его тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) одного из слогов в составе слова или целого слова и словосочетания. Обеспечивается усилением экспирации и повышенной работой мышц речевого аппарата.

Ударение в современном русском языке строго определено для большинства слов, иначе говоря, находится всегда на одном и том же месте. Так, например, в предложении «Над седой равниной моря ветер тучи собирает», взятом из «Песни о буревестнике» М. Горького, семь слов. Ни в одном из этих слов невозможно перенести ударение на какой-нибудь другой слог. Даже изощренный во всяких словесных вывертах человек не сумеет произнести эти слова с неверным ударением.

Если взять какой-нибудь словарь и просмотреть все его разделы от «А» до «Я», то можно убедиться в том, что устойчивость, неизменяемость ударения в словах вообще присуща русскому языку. Однако при более внимательном рассмотрении словаря мы находим довольно большое количество слов, составляющих исключение из общего правила, то есть допускающих возможность переноса ударения с одного слога на другой.

Вот некоторые из таких слов: дЕвичий и девИчий, издалекА и издалЁка, мИнуло и минУло, мЫшление и мышлЕние, прОсека и просЕка.

Чтобы понять причины, лежащие в основе подобных явлений, необходимо разобраться в особенностях русского ударения и прежде всего в том, что принято называть его разноместностью.

Разноместность русского ударения характеризуется тем, что оно может падать на любой слог слова: мАльчик, машИна, самолЁт, сторожевОй и на разные его морфологические элементы — на приставку, на корень, на суффикс, на окончание: прИгород, телЕга, меховщИк, молокО.

Разноместность ударения в современном литературном языке используется для различения некоторых слов по смыслу: Атлас и атлАс, зАмок и замОк, пАхнуть и пахнУть и т. п., а также для различения грамматических форм одного и того же слова, например: мЕли — множественное число от существительного мель и мелИ — повелительное наклонение от глагола молоть и т. д.

В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: Угля или углЯ, гУся или гусЯ, лЫжня или лыжнЯ и т. п.

В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?

Одной из причин считается влияние на постановку ударения так называемого закона аналогии, по которому один тип ударений воздействует на другой. Так, например, у целого ряда существительных женского рода 1-го склонения типа спина, которые имеют во всех падежах единственного числа ударение на окончании и переносят его в винительном падеже на основу, образуется под влиянием аналогии форма винительного падежа С неправильным ударением на окончании (спинУ, боронУ, щекУ, ногУ, головУ и т. д.).

Другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе, а также отдельные слова из речи моряков, шоферов, свекловодов, бухгалтеров, почтальонов, нефтяников и др. (компАс, рапОрт, свеклА, квАртал, дОставка, подошвА, кАучук).

И, наконец, третьей причиной, вызывающей колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например, неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместо бамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк — барсукА. Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобным словам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

Трудности, связанные с ударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью. Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бывает неподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуется тем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и том же месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям, рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна, прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно иная картина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую, например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите, лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.

Ошибки, возникающие в связи с этой особенностью ударения в русском языке, встречаются преимущественно в речи людей, плохо знающих законы грамматики. Рассмотрим некоторые из этих ошибок.

Известно, что у ряда существительных в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа — на окончание. А между тем многие произносят кАмнями вместо камнЯми, вОлками вместо волкАми, звЕрями вместо зверЯми, мАтерями вместо матерЯми и т. д.

Ряд существительных женского рода на -а образует особую форму винительного падежа с переносом ударения на основу. Однако многие произносят неправильно: зимУ, доскУ, горУ, стенУ, спинУ, землЮ (вместо зИму, дОску, гОру, стЕну, спИну, зЕмлю).

В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

Брал, бралА, брАло, брАли.

взял, взялА, взЯло, взЯли.

внял, внялА, внЯло, внЯли.

гнал, гналА, гнАло, гнАли.

дал, далА, дАло, дАли.

дОнял, донялА, дОняло, дОняли.

зАнял, занялА, зАняло, зАняли.

нАнял, нанялА, нАняло, нАняли.

Отнял, отнялА, Отняло, Отняли.

нАчал, началА, нАчало, нАчали.

пОнял, понялА, пОняло, пОняли.

прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

Большие неприятности при постановке ударения доставляют нам краткие прилагательные без суффиксов или с суффиксами -н-, -л-, -к-, -ок, которые имеют обычно неподвижное ударение на первом слоге во всех формах, кроме единственного числа женского рода. Мы часто сомневаемся, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕсела или веселА, жИва или живА. Здесь тоже нельзя обойтись без «зубрежки». Поэтому сделаем над собой некоторое усилие и запомним:

бОек, бойкА, бОйко, бОйки.

вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы.

врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны.

гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны.

горд, гордА, гОрдо, гОрды.

гОрек, горькА, гОрько, гОрьки.

густ, густА, гУсто, гУсты.

дёшев, дешевА, дёшево, дёшевы.

дОлог, долгА, дОлго, дОлги.

дОрог, дорогА, дОрого, дОроги.

зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены.

кИсел, кислА, кИсло, кИслы.

крОток, кроткА, крОтко, крОтки.

мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды.

прав, правА, прАво, прАвы.

пуст, пустА, пУсто, пУсты.

рЕдок, редкА, рЕдко, рЕдки.

свЕтел, светлА, свЕтло, свЕтлы.

тесЕн, теснА, тЕсно, тЕсны.

В отдельных случаях в среднем роде кратких прилагательных указанного типа допустимо двоякое ударение, например: Остро и острО, стАро и старО, высОко и высокО, далёко и далекО, глубОко и глубокО, ширОко и широкО.

Некоторые односложные имена существительные женского рода в сочетании с предлогами в и на произносятся с ударением на окончании: в горстИ, в кровИ, в костИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, в честИ, на дверИ, на печИ, на цепИ.

В тех случаях, когда предлоги принимают ударение на себя, следующее за ними существительное или числительное теряет свое ударение. Чаще всего «перетягивают» па себя ударение предлоги на, за, под, по, из, без, например: нА воду, нА гору, нА душу, нА зиму, нА год, нА день, нА дом, зА руку, зА спину, зА город, зА уши, пОд руки, пОд ноги, пОд гору, пОд вечер, пО морю, пО полю, пО лесу, пО два, пО три, пО сто, Из дому, Из виду, Из лесу, бЕз вести, бЕз толку, бЕз четверти.

Таким образом, мы видим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.

Кроме словесного ударения, можно отметить ещё один тип ударения – логическое. Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.





Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

2) сложносокращенные (гôстелецентр),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.


Вопросы для проверки первичных знаний:


  1. Что такое ударение?

  2. Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

  3. Что такое логическое ударение?

  4. Какие типы ударений вы ещё знаете?



  1. Первичное закрепление изученного материала

Для усвоения темы занятия предлагается провести несколько фонетических упражнений:

  1. Тренировка губ

Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

2. Тренировка нижней челюсти



Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

3. Тренировка языка



Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

4. Тренировка гортани



С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

  1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

После разминки предлагается провести фонетический суд. Это упражнение помогает отработать речевые умения, а также интонационные способности студентов. У каждого из участников по две скороговорки, с помощью которых они общаются друг с другом. Другими элементами речи пользоваться нельзя. Действующие лица: судья, адвокат, подсудимый, прокурор и свидетель.


Скороговорки:


  1. Кромсал короед кору карельской берёзы.

  2. Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

  3. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

  4. Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

  5. Пропагандист пропагандирует правду пропагандистов.

  6. Из-под выподверта вывернулся выпод-припод-вертатунчик.

  7. У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке черепашья рубашонка.

  8. Заноза осе впилась в жало, что та аж визжала.

  9. Малюсенькой малюпавочке милы мелкие малявочки.

  10. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

После фонетических разминок предлагается поработать с орфоэпической нормой. Студентам раздаются карточки со словами, где не проставлено ударение. Выполняется самостоятельно с самопроверкой. Правильные ответы появляются на доске (слайд 7).

Каталог, красивее, договорные цены, языковая (колбаса), начав, памятуя, призреть, отняв, неврология, позвонить, жалюзи, столяр, языковые (нормы), пуловер, обеспечение, балуешь



КаталОг, красИвее, договОрные цены, языкОвая (колбаса), начАв, пАмятуя, призрЕть, отнЯв, невролОгия, позвонИть, жалюзИ, столЯр, языковЫе (нормы), пулОвер, обеспЕчение, балУешь

Выполнение упражнения по учебнику (в письменной или устной форме) со взаимопроверкой.

  1. Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания.

Слово преподавателя:

Сегодняшнее занятие мы посветили изучению орфоэпической нормы. Мы рассмотрели с вами словесное и логическое ударение. Затронули произносительные нормы русского языка. Чтобы стать качественным специалистом в любой области, а особенно в правовой деятельности, необходимо владеть своим артикуляционным аппаратом, уметь правильно ставить ударение в словах, то есть соблюдать орфоэпическую норму, расставлять приоритеты в словосочетаниях и предложениях, пользоваться интонационными и произносительными возможностями речи.

Выставление оценок (можно попросить самих студентов проанализировать почему им выставили ту или иную оценку)



Задавание на дом (слайд 8):

  1. Выписать из орфоэпического словаря 15 слов

  2. Затранскрибировать три предложения художественного стиля, провести орфографический и синтаксический анализ.

  3. Подготовить сообщение на тему: «Благозвучие русской речи»

Подготовиться к проверочному диктанту на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова»