birmaga.ru
добавить свой файл

1
ISO 9001 – «КОДЕКС ЧЕСТИ» СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

Если бы меня спросили о любимом слове немцев, я бы, не задумываясь, ответила: «Qualität». Оно ежедневно звучит у них в магазинах, парикмахерских, на фабриках, в аптеках… Неслучайно со словом «качество» мы ассоциируем немецкие автомобили, обувь, банковскую систему и бытовую технику. Качество – это жизненный принцип, который неизменно вызывает уважение.

Сегодня борьба за качество охватила практически все области жизни в промышленно развитых странах. Так, и в строительстве именно оно, а не цена и сроки, становится важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе. Качество, подтвержденное соответствующим сертификатом.
C чего начинается качество?

В любом производстве важен не только результат труда, но и сам процесс. Ведь, согласитесь, для того чтобы приготовить вкусное блюдо, надо запомнить его рецепт и до автоматизма отработать технологию. Только тогда раз за разом вы будете радовать окружающих своим «фирменным» кулинарным шедевром.

Такова главная задача системы менеджмента качества (СМК): не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака. Ну и, конечно же, «настраивать» это качество на ожидания потребителей.

Система менеджмента качества – это на сегодняшний день эффективный инструмент успешного управления предприятием. Она включает в себя организационные и технические мероприятия, планы, компетентный персонал, систему контроля, документацию – т.е. все то, что необходимо компании для ее профессионального роста.

Введение СМК позволяет управлять рисками, возникающими в процессе производства, более точно планировать проектную деятельность, распределять ресурсы и управлять ими. Кроме того, общая цель – стремление к лучшему качеству – сплачивает персонал компании. Благодаря этому, из коллектива гораздо реже уходят высококвалифицированные сотрудники.

При помощи СМК можно существенно улучшить позиции компании на рынке. Так как ее внедрение обычно сопровождается массовыми PR –акциями, то улучшается имидж компании, и потребители начинают лояльнее относиться к ее продукции.


Одно из непременных условий СМК – это внутренний аудит. Для того чтобы быть уверенным, что механизм работает идеально, нужно регулярно проверять каждую его «запчасть». Такие проверки должны проводиться внутри предприятия консультантами по качеству. Имея отработанную систему проверки качества, предприятие в будущем без проблем пройдет процедуру сертификации.

Восемь «китов» успешного менеджмента

Вся система менеджмента качества базируется на восьми «китах» – базовых принципах, действующих для любого предприятия. Современным руководителями хорошо бы знать их, как таблицу умножения. Ведь со вступлением России во Всемирную торговую организацию каждому предстоит борьба за потребителя с зарубежными конкурентами. А для развитых стран внедрение СМК – давно свершившийся факт. Итак…


  1. Ориентация на потребителя

Самым важным во взаимоотношении производителя с потребителями является осознание их текущих и будущих требований и ожиданий. Поняв их, организация будет способна сконцентрировать свои усилия на их осуществлении и планировать свою деятельность, ориентируясь на истинные потребности. Для разработки перспективной стратегии организации и планирования необходимых ресурсов могут помочь проверки степени удовлетворенности потребителя.

2. Лидерство руководителя

На руководителе организации лежит большая ответственность. Он должен быть своеобразным флагманом, четко представляющим конечную цель и ведущим к ней весь коллектив. Эта цель – конечно же, постоянные улучшения деятельности предприятия, его развитие. Для этого руководитель должен разработать политику в области качества, распределить ответственность и полномочия персонала, выделить необходимые ресурсы и т.д. При этом ему придется учитывать ожидания всех заинтересованных сторон – потребителей, работников организации, поставщиков и партнеров, акционеров, общества.

  1. Вовлечение работников

Персонал – основа любой организации, нельзя не отдавать этому должное. Поэтому необходимо, чтобы каждый сотрудник осознавал значимость и важность своей работы, стремился к собственному развитию и развитию компании в целом. Для этого руководство должно постоянно мотивировать персонал и следить за тем, чтобы квалификация каждого работника была достаточной для эффективного выполнения им своих обязанностей.


  1. Процессный подход

Важно установить взаимодействие всех процессов на предприятии, причем не важно, связаны ли они непосредственно с изготовлением продукции или предоставлением услуги. Для каждого процесса должны быть определены операции, выявлены связанные с ними опасности и риски, распределены обязанности и разработана отдельная документация для персонала.

  1. Системность

Этот принцип связан с предыдущим. Понимание того, как работает вся система процессов на предприятии, дает возможность управлять ими. Периодически проводя системный анализ, руководство может быть уверено, что все процессы функционируют в соответствии с принятой политикой и обеспечивают достижение целей бизнеса.

6. Постоянное улучшение

Хоть и говорят: «Лучшее – враг хорошего», это вряд ли применимо к активно развивающемуся предприятию, ведь именно постоянное улучшение – долговременная цель любого бизнеса. Нельзя почивать на лаврах, ведь тебя тут же обгонят конкуренты. Залог успеха в деле улучшения качества – эта регулярные измерения и сравнения с предыдущими результатами.

7. Принятие решений, основанное на фактах

Только бизнес – и ничего личного! Для организации принятие правильных решений всегда является непростой задачей, и помочь может только использование основанной на фактах информации, с учетом опыта и интуиции.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

В идеале, организация должна ставить своих поставщиков в известность не только о собственных требованиях, но и о запросах своих потребителей, что позволит выстроить план выпуска перспективной продукции или услуги. Подобный обмен информацией поможет наладить крепкие и надежные взаимоотношения с поставщиком – а это важно для обеих сторон!

Пропуск в деловой мир

Если предприятие, как кодекс чести, блюдет эти восемь принципов, ему несложно будет пройти процедуру сертификации, во время которой независимая организация удостоверит в письменной форме, что услуги компании соответствуют международным требованиям.

Серию международных стандартов ISO 9001 разработала еще в 1987 году International Standard Organization, членами которой являются органы стандартизации многих стран. Она содержит ряд требований для предприятия, где создается система управления качеством. В России ей полностью соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Во многих странах наличие сертификата ISO является залогом конкурентоспособности компании не только на национальном, на и на международном уровне. Это непререкаемый знак качества продукции или услуг для потребителя, дополнительная гарантия надежности и профессиональной компетентности. Результаты сертификации используются впоследствии для выдачи лицензий на определенную деятельность, получения государственных заказов, проникновения компании на новые рынки, участия в тендерах и т.д.

Надо отметить, сам процесс получения сертификата достаточно сложен и трудоемок. Для начала руководство компании обращается к одному из регистраторов – компаний, уполномоченных проводить аудит и выдавать сертификат ИСО 9001. Сертификация по ИСО 9001, как правило, проходит в два этапа: сначала внутренний аудит, а затем аудит сотрудниками регистратора.

Если в ходе проверки появляются какие-либо замечания, аудиторы оформляют протоколы несоответствий. И только после того, как сотрудники компании исправляют все недостатки своей системы менеджмента качества, аудиторы официально удостоверяют ее соответствие нормам ISO 9001. Сертификат выдается на 3 года с последующим продлением. В течение этого срока орган по сертификации ежегодно проводит инспекционный аудит предприятия.

Комментирует Марс Диваев, начальник отдела сертификации и испытаний ООО «Башкирский центр сертификации и экспертизы»: «Наиболее частые замечания при проведении сертификации по ИСО 9001 связаны с формальным выполнением требований стандарта. В частности, для предприятий строительного комплекса – это процедура корректирующих действий. Как правило, организации связывают ее только с внутренними аудитами, не принимая во внимание, что несоответствия могут быть выявлены в ходе поэтапного анализа проектной документации, проведения операционного контроля и авторского надзора, при входном и лабораторном контроле и т.д. При этом необходимо, чтобы однажды выявленное несоответствие больше не повторялось. А для этого на предприятии нужно устранить не само несоответствие, а его причину».


Как показывает опыт, получить сертификат сможет лишь та компания, которая имеет чёткие критерии качества, хорошую систему надзора за их выдерживанием, а также ряд средств перепроверки этой системы, документирования её работы и повышения надёжности. Добро пожаловать в цивилизованный деловой мир!
А КАК У НАС?

В нашей республике развитие сертификации систем менеджмента качества идет достаточно динамично. Любопытно, что примерно пятая часть всех сертификатов, выданных Башкирским центром сертификации и экспертизы (включая машиностроение, энергетику, химическое производство, пищевую промышленность, высшее образование и т.д.), приходится на строительные и проектные организации. Хотя сертификация строительства началась относительно недавно, но конкуренция в этой области ведет к высокой активности местных руководителей предприятий, создающих условия для развития менеджмента качества.