birmaga.ru
добавить свой файл

1
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:


– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.


– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты! (По Л. Андрееву)
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы. В повестях, рассказах, пьесах Леонида Андреева нашили отражение все противоречия сложного времени русских революций и послереволюционных потрясений.
В8.«Чувства одного из героев отражены в его развёрнутом монологе с помощью таких синтаксических средств выразительности, как _____ (предложение 6), _____ (предложения 15, 16). Состояние другого героя передают многочисленные _____ в предложениях 21 – 23. Младший брат и старший брат словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивается с помощью такого лексического средства выразительности, как _____ в предложении 26».


Основные проблемы

Авторская позиция

  1. Проблема нравственной оценки факта войны (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?)

  1. Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.
  1. Проблема войны и сохранения человеческого в человеке (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?)


  1. Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.

  1. Проблема смысла жизни (В чем заключается смысл человеческого существования?)

  1. Смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном сознательном труде, в наслаждении творчеством, в приобщении ко всему лучшему, что создано человеком, в заботе о своих детях.

  1. Проблема памяти о пережитых испытаниях (Как долго человек хранит память о прошедших трагических событиях?)

  1. Человеку свойственно не сосредотачиваться на тяжёлых мыслях, обычно он стремится скорее забыть о трагических событиях.