birmaga.ru
добавить свой файл

1
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Курманаевская средняя общеобразовательная школа» Касимовой Камкии Самигуловны (высшее педагогическое образование, 1квалификационная категория, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНП «Образование» 2007года по проблеме


«Проектно-исследовательский метод обучения в начальном звене с использованием новых информационных технологий»

В начальном звене обучения эта проблема актуальна: многие изменения, происходящие в обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Из опыта работы я знаю, что выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причина в том, что весь начальный этап обучения единственным носителем информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. В основную же школу заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней. Успешная адаптация к новым социальным условиям обучения в старшем звене требует пути ее решения.

В работе над проблемой я увидела значимость проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных, исследовательских навыков. Информатизация обучения имеет важнейшее значение для исследования и познания ребёнком окружающего мира.

Цель проблемы состоит в повышении интереса к обучению, эффективности к самостоятельному извлечению информации учащихся начальной школы, психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе.

Задачи:


  1. Формирование информационно - коммуникационной компетентности школьников.

  2. Становление информационной культуры и компьютерной грамотности.

  3. Изучение методических подходов к созданию «проекта» школьника в урочное и внеурочное время.

  4. Развитие интеллектуального мышления, творческих способностей младших школьников.
  5. Развитие творческих умений, необходимых для самостоятельной, познавательной и практической деятельности.


Обогащение теоретической базы по проблеме я получила во время прохождения курсов программы 1п1е1. Курсы и обучающие семинары задали новые ориентиры стратегии саморазвития: самостоятельное изучение психолого-педагогической литературы педагогов П.П. Блонского, И.Н. Ганелина, Леонтовича А.В., Савенкова А.И. по проектной и исследовательской деятельности, изучение для работы универсальных средств инструментальной дидактики, использование Интернет-ресурсов. На основе педагогической идеи, что обучение является образовательным процессом, приводящим к развитию личности в социуме одновременно с изменениями в самом социуме, я определила принципы, методы и формы работы, обосновав их в своей аттестационной работе.

Новизна опыта состоит в том, что внедрение метода проектов в учебный процесс способствует осознанию возможности и перспективы использования информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности. Ученик становится не только активным участником, но и ведущим субъектом в процессе получения новых знаний. Реализация метода проекта на практике ведет к изменению роли учителя в процессе обучения.

Из носителя готовых знаний он превращается в координатора познавательной деятельности учащихся.

Поставив перед собой цель, задачи, представив конечный результат работы над проблемой, я определила технологию опыта:

1) последовательность действий - осознание цели, изучение состояния, постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка;

2) анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества и реальным потребностям практики, т.е. педагогическим затруднениям;

3) последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий;

4)соотнесение опыта к конкретным условиям;

Организационно-методическая система предполагает:


- сочетание традиционных и нетрадиционных форм организации учебного процесса;

- самостоятельный поиск материалов учащимися и учителем;

- умение видеть проблему и пути её решения;
- анализ описания достигнутых результатов;

- передача опыта педагогам - коллегам в виде рассказа, доклада, выступлений, творческих семинаров, открытых мероприятий.

Метод проектов охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся. Технология предполагает систематизацию ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка собственных положений и выводов, то есть, включение в работу элементов экспериментального характера. Опыт доступен любому педагогу.

Проанализировав опыт работы до работы над проблемой и после, я увидела положительную динамику в росте познавательного интереса учащихся до и после с 65% до 92%. Исследовательская работа учащихся способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, развивается самостоятельность. Растёт процент участия детей в творческих и исследовательских проектах с 72% до 100 %. Повышается качество творческих работ учащихся путём организации работы над формулировкой проблемы, наглядностью проблемы. Усиливается мотивация к обучению. Появляется «ситуация успеха», происходит развитие интеллекта, креативности мышления и, как результат, дети занимают призовые места в конкурсах различного уровня 1-18, 2-7, 3-3.

Опыт реализуется в работе с учащимися младшего звена обучения, начиная с первого класса, продолжается в среднем звене. Овладение информационными технологиями в начальных классах позволило детям адаптироваться к новым условиям обучения и воспитания среднего звена. На базе моего класса учитель истории проводил мастер-класс по проектной методике. Реализация опыта идет и через формирования информационно-образовательной среды для учителей не только школьного, но муниципального и регионального уровней.


Условия, при которых, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:


  • повышение образовательного ценза учителя;

  • свободное владение информационными технологиями учителем;

  • наличие соответствующего оборудования и места для проведения занятий в ОУ;

  • возможность проведения простейших экспериментов и опытов;

  • сотрудничество с социумом, родителями;

  • заинтересованность администрации ОУ;

  • наличие образовательных Интернет- ресурсов;

- эффективное сотрудничество по обмену опытом с коллегами на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях;

- использование ресурсов дополнительного образования.

Аннотация к проекту «Нить поколений»

При опросе учащихся мы очень часто сталкиваемся с таким фактом, что многие из них не смогут вспомнить место работы родителей, их специальность и образование. Этот маленький пример - лишь одно из свидетельств кризиса «отцов и детей», отсутствия общих духовных интересов разных поколений во многих современных семьях. Как преодолеть этот разрыв, соединить разорванную нить? Ответ на свой вопрос я нашла, работая над проектом «Нить поколений» Опыт показал, что совместная работа учащихся, их родителей, бабушек и дедушек над своей родословной ещё больше способствует объединению младших и старших поколений.

Работая в младшем школьном звене, я, конечно понимаю, что работы младших и старших будут отличаться глубиной проникновения в историю семьи: в идеале у старшеклассников должны быть серьезные генеалогические исследования, а учащихся младшего школьного возраста - небольшие занимательные рассказы о семейных историях и преданиях, наивные, но искренние сочинения о близких. Но в этой работе заложен большой нравственный смысл, ведь, как отмечал еще А.С.Пушкин, «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

Заседание кружка «Ритм»


Тема: «Отчет участников проекта «Нить поколений» о проделанной работе».

Цели:

-формирование у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности через

изучение родословной, истории своей семьи, обычаев;

-привлечение учащихся к изучению истории своей семьи;

- воспитание уважительного, бережного отношения к традициям и истории старшего

поколения;

-развитие логико-информационных умений и навыков.

Ход заседания:

I.Сообщение темы и целей заседания.

Сегодня на заседании мы заслушаем отчет о работе над проектом «Нить поколений» с

целью, чтобы выяснить «Применима ли к нам знаменитая фраза Шекспира: «Порвалась

связь времен?»

II. Вступительное слово учителя:

Род человеческий состоит из поколений - это великая мудрость нашего бытия. Человек утверждается не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как живое звено в цепи поколений. Чем больше мы дорожим памятью своих дедов, отцов и прадедов, тем глубже мы чувствуем ответственность за будущее.

Работая над проектом, вы прикоснулись к истории своей семьи, к своим корням. Перед вами возникали вопросы, на которые вы искали ответы.


  1. Показ презентации «Нить поколений»

  2. Показ презентации «О моем дедушке» У.Подведение итогов.

Проект «Нить поколений»

Актуальность:

Воспитание учащихся и молодежи на традициях предков, интересы к истории, культуре

родного края, семьи, её родословной, обычаев, связи поколений

Цель: формирование у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности

через изучение родословной, истории своей семьи, обычаев.

Задачи:
  • привлечение учащихся к изучению истории своей семьи, воспитание уважительного, бережного отношения к традициям и истории старшего поколения;


  • развитие логико - информационных умений и навыков

I ступень.

Задачи:

  1. Начать изучение родословной своей семьи.

  2. Провести исследования в рамках подпроекта «Война и моя родословная»

II ступень.

Задачи:

  • привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе;

  • продолжить изучение родословной семьи и сбор материалов;

  • организовать экскурсии в краеведческий музей с целью изучения истории родного края.

III ступень.

Задачи:

  • организовать краеведческие экспедиций, походы;

  • участвовать в научно-практических конференциях;

  • проводить тематические диспуты викторины, лекции, беседы.

Участники проекта:

  1. учащиеся, родители;

  2. социальные партнеры (сотрудники музея, архива, редакции, библиотеки и т.д.)

Начальные классы

1 классы 2 классы 3 классы 4 классы

1. Поисковая Сочинение Фотовыставка Беседа с Составления
работа по истории «Моя семья» «Мои самые родителями генеалогического
своей семьи Фотоконкурс дорогие люди» «Наш древа. Работа по

«Мои бабушка семейный изучению

и дедушка» фотоальбом» истории своей

семьи в годы
ВОВ

2.Обогащение Фотовыставка Сочинение Встречи Публикации в
копилки СМИ
исторических

событий

3.Организация Посещение Посещение краеведческого музея, организация

экскурсий, детской киноуроков.

походов библиотеки

4.Систематизация Беседы с Фотоальбомы Написание Изучение

изучения родителями сочинений родословной

родословных своей семьи,

составление генеалогического

древа»

5.Участие в Конкурсы Конкурсы Районная Семейные

конференциях, рисунков, рисунков, конференция праздники,

конкурсах стихотворений, стихотворений. «Живая связь публикации времен», времен», в газете,

презентации. Всероссийский

фестиваль

«Портфолио"

Направления деятельности:


  • поисковые работы по истории;

  • организация посещения музея, архива;

  • систематизация изучения родословных;

  • участие на конференции и конкурсах учащихся по краеведению

Ожидаемые результаты: приобретение учащимися навыков научно-исследовательской работы, привитие бережного отношения к своим корням, предкам, создание презентаций, исследовательских работ

Критерии оценки:

  • отзывы посетителей музея;

  • анализы проведенных мероприятий;

- результаты участников конференций и конкурсов.