birmaga.ru
добавить свой файл

1
Вариант 14 (2009\10)


(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И настроение серенькое. (3) Я доехал на трамвае в Тимирязевский парк прогуляться.

(4) Пустынно было в парке и тихо. (5) Только ворона на сухом дереве воевала с куриной костью. (6) И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (7) Он не бежал, а тихо подпрыгивал, удостоив меня лишь косым взглядом. (8)Тут же он остановился в двух шагах от меня, поскреб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (9) Эко событие, скажете. (10) Однако настроение у меня сразу переменилось. (11) Я шел, посвистывая, вспоминал зайца, представлял, что он сейчас делает. (12) Дома за чаем опять его вспомнил. (13) И было на душе хорошо и тепло.

(14) Явление это обычное. (15) Пойдешь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но все-таки чувствуешь: чего-то важного не было. (16) Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (17) Это могут быть увлекательные сцены поединка двух летунов – стрекозы и сороки. (18) Или кабан пробежал близко, показывая лишь спину поверх бурьянов. (19) Или вдруг в бинокль увидел: дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники. (20) Все это дает день пешей прогулки в лес… (21) Все живое, тесно переплетенное множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной, и всякое проявление жизни дает ощущение радости бытия. (22) Из всех человеческих ценностей главная – сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав. (23) Удалите все это из жизни или по нерадивости потеряйте (это возможно при варварском отношении человека к Природе), и жизнь потеряет краски и главный источник радости. (24) Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолетов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (25) Впрочем, до этой точки, не заботясь о сохранении живого мира, человек вряд ли доживет.


( по В.Пескову)

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос «Почему у автора «было на душе хорошо и тепло» после возвращения из парка?»


  1. В парке автор хорошо отдохнул.

  2. Настроение у автора улучшилось от встречи с зайцем.

  3. Осенний парк подействовал на автора успокаивающее.

  4. В парке автор никого не встретил.

А2. Что автор считает очень важным в походах за город?

  1. Встречу с животным миром леса.

  2. Удовольствие от ходьбы.

  3. Знакомство с новыми землями.

  4. Бережное отношение к растениям.

А3. Какое утверждение противоречит точке зрения автора данного текста?

  1. День пешей прогулки в лес дает для человека очень многое.

  2. Жизнь является самой главной человеческой ценностью.

  3. Перемена настроения человека от встречи с животным – явление необычное.

  4. Жизнь потеряет краски, если из нее уйдут пение птиц, кваканье лягушек, трюканье сверчка и шелест трав.

А4. Укажите синоним к слову ПОТЕРЯЕТ из предложения 23.

  1. Приобретет; 2) утратит; 3) продаст; 4) подарит.

А5. Укажите, в каком значении употреблено слово СЦЕНА в тексте (предложение 17).

  1. Площадка, на которой происходит представление

  2. Театр, театральная деятельность

  3. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.

  4. Происшествие, эпизод.

А6. В каком предложении употреблен фразеологизм?

  1. Тут же он остановился в двух шагах от меня, поскреб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты.

  2. И было на душе хорошо и тепло.

  3. Из всех человеческих ценностей главная – сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав.
  4. Или вдруг в бинокль увидел: дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники.


А7. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  1. Или кабан пробежал близко, показывая лишь спину поверх бурьянов.

  2. Все живое, тесно переплетенное множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной, и всякое проявление жизни дает ощущение радости бытия.

  3. Из всех человеческих ценностей главная – сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав.

  4. Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолетов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой.

В1. Замените слово ТАСКАЕТ (предложение 19) синонимом. Запишите этот синоним.

В2. Из предложений 14-19 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3. Из предложений 14-19 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В4. Из предложений 21-24 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В причастии, образованном от глагола с приставкой, пишется две буквы Н».

В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Впрочем,(1) до этой точки,(2) не заботясь о сохранении живого мира,(3) человек вряд ли доживет.

В6. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложносочиненного предложения.

Все живое,(1) тесно переплетенное множеством связей,(2) являет собою чудо с названием Жизнь, (3)очень возможно,(4) единственную в бескрайней Вселенной,(5) и всякое проявление жизни дает ощущение радости бытия.

В7. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложноподчиненного предложения.

Я шел,(1) посвистывая,(2) вспоминал зайца,(3) представлял,(4) что он сейчас делает.

В8. Замените словосочетание ПЕШЕЙ ПРОГУЛКИ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.


В9. Из предложения 24 выпишите грамматическую основу.

В10. Среди предложений 4-13 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

В11. Среди предложений 21-25 найдите предложения с вводными словами и предложениями. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В13. Среди предложений 14-20 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 10-15 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.