birmaga.ru
добавить свой файл

1
Цель : -расширить и обобщить знания детей о природных явлениях;


-совершенствовать умение рисовать красками;

- ознакомить с действиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях природного характера;

-воспитывать чувство прекрасного, чувство взаимопомощи ,чувство любви к природе.
Оборудование : карты путешествий, рисунки растений , животных, значки-символы , плакаты-предупреждения.

ХОД УРОКА
Дорогие мои девочки и мальчики! Сегодня мы отправимся в увлекательное ,но и опасное путешествие в далекие страны .Для этого мы должны разделиться на три группы ,чтобы в случае непредвиденных трудностей кто-то мог прийти на помощь друзьям. Давайте-ка выберем командира в каждую группу. А для того, чтобы победил сильнейший, я загадаю загадки ,кто сможет отгадать быстро и правильно становится во главе групп. Согласны? Слушайте внимательно:

У этого зверя ноги изогнуты колесом.

Легко бежит по дороге

Как будто он невесом.

А весит не меньше тонны

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.


Что ж это за зверь такой? Правильно – автомашина! А кто знает стишок про автомашину? ( если дети затрудняются, то учитель им помогает)

Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином ,на копыта дай резины,

И тогда, поднявши пыль побежит….(автомобиль)
_ Командир первой группы выбран, и мы можем отправляться в путешествие на автомобиле в прекрасную загадочную Цветочную страну, где живут цветы, а какие вы мне сейчас поможете узнать:


Уч-ся: У неё кусты высоки, густы ,

Ствол и ветки – трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красные да не вкусны

(бузина)

Уч-ся Злая, как волчица,

Жжётся как горчица!

Что за диво? Это же…

(крапива)
Уч-ся На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар…

(одуванчик)
Но чтобы добраться до этой страны, нужно преодолеть в пути всевозможные препятствия :крутую. Гору, извилистую дорогу и пологий спуск. (Учитель показывает карту, где означены все препятствия .Если препятствие преодолено, то к карте прикрепляется значок-символ с изображением автомобиля) В добрый путь!

Мы едем на автомобиле (ученики имитируют движения и звуки) и вот перед нами уже крутая гора, вся поросшая высокими деревьями, если мы с вами правильно отгадаем загадку горы, то она нам покорится и мы поедем путешествовать далее…


Уч-ся Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе

И мир открывается с ней.

(дорога)
Молодцы! Правильно отгадали загадки Крутой горы, она нам покорилась и пропускает нас алее, а мы ей на прощание подарим значок (ученик ,который отгадал загадку первым, прикалывает на карту значок-символ)

Но, посмотрите впереди у нас извилистая дорога!?


Уч-ся Нам в дождь и зной поможет друг

Зелёный и хороший – протянет нам


Десятки рук и тысячи ладошек. (дерево)


И это препятствие нам помогли преодолеть наши друзья-деревья. Но посмотрите – впереди у нас пологий спуск, а это нелегкое испытание для автомашины…

Уч-ся Нарядные сестренки весь день

Гостей встречают, мёдом угощают.

(цветы)


( на карте уже три значка-символа с автомашиной, карта убирается, а на ее место вывешивается картина с детскими рисунками – изображениями цветов, деревьев м кустарников)

Ребята! В какое удивительное место мы попали!? Да это же и есть Цветочная страна! Сколько здесь необыкновенных и красивых цветов. А какие вы знаете цветы?( дети рассказывают о растениях леса и луга)

Но что это вдруг произошло?! Кругом потемнело, стало очень холодно, подул резкий ветер и …»белая звёздочка с неба упала мне на ладошку легла – и пропала».Что это? (снежинка) Видно злая Снежная королева решила погубить чудесную страну цветов и нас с вами. Уже не видно шелковистой травки, ароматных цветов, всё засыпало снегом, намело громадные сугробы- « на землю упало пуховое одеяло», «Одеяло белое не руками сделано.Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось»В цветочное государство пришла беда под названием СНЕЖНЫЕ ЗАНОСЫ.А их причина – зимнее проявление стихийных сил природы, которые нередко выражаются снежными заносами в результате снегопадов и метелей. Но не волнуйтесь, сейчас мы подумаем вместе, что нужно делать в таком положении(проводится рассказ с элементами беседы):




-особую опасность для людей представляют снежные заносы тогда, когда людей застали в дороге, далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывает полное дезориентирование на местности. При следовании автомобильным транспортом, не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть окна машины, укрыть двигатель


Периодически надо выходить из машины, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенными под ним. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ покидать автомобиль: в сильный снегопад ориентиры, с первого взгляда, казалось бы надежные, через несколько десятков метров могут быть потеряны. Очень трудно пережидать снежные заносы и метели в домах. Но можно между домами натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер.
Вы очень внимательно слушали,потому Я думаю что без труда составите сенкан со словом «Снежный занос»

Опасный, холодный,вьюжный.

Дезориентирует,заметает

Пережидаем,прячемся

Снежный занос- стихийное бедствие.

-Ой, смотрите! Пока я вам всё это рассказывала, солнышко пробилось через тучи и растопило снег. Давайте все вместе позовём солнечного зайчика к нам в машину :


(Дети хором) Солнечные зайчики играют вдалеке,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!

Чудесная Цветочная страна спасена. Вновь она засветилась всеми цветами радуги. А нам пора отправляться в путь, но машина наша совсем сломалась, пусть командир пробует её починить, а мы выберем нового командира и он отправится с нами в увлекательное путешествие на…


Уч-ся: Эта птичка неживая, но часто видим в небе эту птичку.

Говорили старики:»Чудно!»,а теперь и старикам в привычку.

Вот взлетает, делает вираж ,исчезает в голубом просторе

Забирает почту и багаж, и легко перелетает море!
Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое ?...(самолёт)

Теперь мы пересаживаемся в самолет и взлетаем в голубую даль (дети имитируют полет самолета). Ой, куда это мы проваливаемся?! Да это же воздушная яма – опасность для всех пилотов. Скорее отгадывайте загадку, чтобы выровнять наш самолет:
Это что за потолок? То чуть-чуть голубоват.

То он низок, то высок, А порой такой красивый-

То он сер, то беловат, Кружевной и синий-синий ...

(небосвод)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут

.(облака)
-Молодцы! Самолет набирает высоту. Посмотрите , кто это пролетает под нашим самолетом?!


На скале он строит дом. –Нет, хозяин не боится

Разве жить не страшно в нем, Со скалы крутой скатиться-

Хоть кругом и красота? Два могучих крыла

У хозяина…..(орла)
-Ребята,а кого еще мы можем увидеть в небе?(вывешивается картина голубого неба, а на нем рисунки птиц)
Уч-ся: Он верен морю ,как матрос

Предвестник бури альбатрос.
Уч-ся: В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый воробей!
Уч-ся: Окраской- сероватая,повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона

Это- ворона!

Посмотрите все в иллюминатор ,уже виднеется аэропорт Лесного царства. Добро пожаловать в страну деревьев и кустарников!!!(выходят дети с рисунками деревьев в руках)


Уч-ся: Она весну встречает- сережки надевает

Накинута на спинку зеленая косынка.


А платьице в полоску,

Ты узнаешь берёзку?
Уч-ся: Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.(дуб)
Уч-ся: Ну и платье! Сплошь иголки,

Его вечно носят ёлки!
(Дети-деревья хором)
Нам и в дождь и зной поможет друг

Зелёный и хороший-

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек!


- Да, ребята, деревья наши верные друзья и относится к ним надо бережно:
-не ломать веток,

-не царапать на коре дерева надписи,

- не портить кору березки, чтобы попить сок;

- не разжигать в лесу костров.

_ А что там недалеко от нашего аэропорта?!
Уч-ся: Я лохматый и кудлатый,

Я зимой над кажой хатой,

Над пожаром и завом,

Над косром и пароходом,

Но нигде-нигде меня н

Не бывает без огня. (дым)



-В Лесном царстве случилась беда, кто-то забыл потушить костёр или бросил в траву недокуренную сигарету, и теперь нашим зеленым друзьям, красавцам-деревьям угрожает смерть…В лесу ПОЖАР!!! Но не волнуйтесь, я вам расскажу и про то, как справится с этой бедой и как вести себя при возникшем в лесу пожаре…

…Если пожар возник в лесу или степи, не надо спешить , не надо пугаться огненного вала огня. Некоторые люди в этой ситуации пытаются бежать в противоположном от огня направлении, не оценивая скорости его движения. При обнаружении рядом с собой быстро надвигающегося вала огня – степного или низового лесного пожара, необходимо преодолевать кромку пожара против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой,


При возникновении пожара в городе, в первую очередь необходимо сообщить об этом по телефону «101» в пожарную часть. Если возникает пожар, то счет времени идет на секунды При самоспасании и спасании других людей из зданий, охваченных огнем, действовать надо быстро, поскольку основными опасностями являются:

- высокая температу;

-наличие опасных продуктов сгорания;

-возможные обрушения строительных конструкций.

Горящее помещение надо преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом или одеждой. Через сильно задымленные помещения лучше двигаться ползком или пригнувшись. Дверь в задымленное помещение надо открывать осторожно, иначе быстрый приток воздуха вызовет вспышку пламени. Войдя в помещение где могут быть люди ,следует окликнуть их. Получившим ожоги оказать первую помощь.
-Посмотрите, в лесу появилась пожарная команда бобров, и они успешно справились со своей задачей. Огонь потушен, Лесное царство в безопасности. А нам уже пора возвращаться домой, но обратный путь мы проделаем по воде на ….



Уч-ся: На море, в реках и озерах

Я плаваю проворный, скорый,

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей(катер)
-Мы поплывём с вами по Жемчужной реке, мимо Изумрудного города. А вы знаете кто в нем живет?(Добрый волшебник Гудвин, Страшила, Железный дровосек и Лев)Правильно! А вот и наша карта(вывешивается карта морского путешествия) Скорее поднимайте якорь и добрый путь !

Уч-ся: Течет, течет, не вытечет,

Бежит , бежит, не выбежит…(река)
- А кто может мне рассказать об обитателям Подводного царства?


Уч-ся :На дне,где тихо и темно ,

Лежит усатое бревно….(сом)
Хвостиком виляет,

Зубаста,а не лает…(щука)

Уч-ся: Осторожно, не попадите в водоворот:

Она порой прозрачна, порою просто муть,

Пойдет куда захочешь, куда укажешь путь.

Заглянет в край целинный,

И он уж не пустынный -хлеба растут на славу

И зеленеют травы. И ты со мною скажешь:

В ней нашей жизни суть!
(Дети хором)


Чтоб лился дождик с неба,

Чтобы росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!
-Конечно же, вода наш друг, но иногда она может превратиться и во врага и принести с собой несчастье. Начинает накрапывать мелкий дождик, и я предлагаю вам спуститься в каюту, сесть удобно ,а я рассажу вам, как вода может из друга превратиться во врага…
Уч-ся: Кто всю ночь по крыше бьёт и бормочет и поет,

да постукивает, убаюкивает?

Его просят, его ждут, а как придет,

Прятаться начнут..(дождь)
-Если очень долго будет идти дождь, то он превратится в ливень, а от ливня вода в реке начнет подниматься – она забурлит, покатит буруны. Это может повредить всем живущим в Изумрудном городе. Нам нужно отправить им телеграмму, в которой рассказать о надвигающейся беде и способах борьбы с водной стихией (Учитель достает лист бумаги и «пишет», дети ему подсказывают)

Наводнение –это всегда беда
.Причины наводнений различны:

- сильные ливни;

- интенсивное таяние снегов;

- речные паводки;

- внезапный прорыв дамб.

Действия :

-нужно в опасных местах сооружать дамбы;

- эвакуироваться в ближайшие населенные пункты.
- Если вы живёте на первом этаже ,вам необходимо покинуть квартиру, захватив с собой одежду, документы, продукты питания и подняться на верхние этажи здания или чердак и крышу. В поле- возвышенное место или дерево. Можно использовать разного рода плавсредства: лодки, доски, камеры шин.

-Я думаю ,что наша телеграмма дойдет вовремя ,и мы увидим жителей Изумрудного города живыми и здоровыми. Давайте-ка разучим «дождевую» песенку и потом споем её своим друзьям!

Дождик,дождик,не дожди!

Дождик,дождик, подожди!

Дай дойти дому дедушке седому

Дождик-дождик,кап-да-кап!

Ты не капал бы на пап,

Ты не капал бы на мам-

Приходмл бы лучше к нам!

Папам – сыро,мама- грязно.

Нам с тобою рас-пре-крас-но!!!
- Видно дождику понравилась наша песенка и он прекратил лить слезы. А мы с вами уже благополучно подплываем к родным берегам. До свидание, Цветочное и Лесное царства и Изумрудный город на Жемчужной реке!
-Сегодня мы попутешествовали, узнали много нового, и мне хотелось бы узнать запомнили ли вы что-нибудь. Возьмите листочки и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Сегодня мы ознакомились со стихийными бедствиями, явлениями природы, возникающими как правило внезапно. Они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда к гибели людей. Какие бывают стихийные бедствия?

(пожары, наводнения, снежные заносы)
2. Что нужно делать ,если пурга застала вас в автомобиле? (остановиться, закрыть окна, укутать мотор, иногда выходить и разгребать снег)
3. Что необходимо предпринять, если вы попали в зону огня? (не спешить, укутать голову верхней одеждой и перейти кромку огня)

4. Что делать при наводнение? (подняться на возвышенность, захватив с собой продукты и одежду, воспользоваться плавсредствами)
-
Молодцы! Хорошо справились с заданием, и я думаю, что теперь вы не растеряетесь ,попав в чрезвычайную ситуацию!