birmaga.ru
добавить свой файл

1
Электронный мониторинг оценки качества образования.


Все более широкое использование электронных систем управления обучением не в последнюю очередь обусловлено наличием в них средств, позволяющих сделать более технологичной важнейшую сторону процесса обучения, связанную с оценкой уровня освоения учащимися изучаемого учебного материала.

Речь идет об использовании автоматизированных тестовых систем в качестве средства измерения уровня подготовки учащихся.

Нормативные документы:


  • Распоряжение правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 №163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы» предписывают использование ИКТ для организации и проведения 2-3 раза в год электронного мониторинга (ЭМ) стартового и рубежного контроля знаний учащихся для:

  • получения информации об уровне и динамике процесса образовательной деятельности учреждений с целью принятия соответствующих управленческих решений на различных иерархических уровнях (КО, школы) и оценки эффективности принятия этих решений.

Использование сервера СДО Moodle.

На семинаре представлены средства и методика реализации мониторинга знаний учащихся на базе наиболее популярной, свободно распространяемой системы дистанционного обучения (СДО) Moodle.

Необходимость создания этой системы в сети ГИОС продиктована «...требованиям бурного настоящего» внедрения электронных средств для реализации деятельностного учебного процесса в сетевой среде как педагогов, так и методистов. Результаты этой деятельности могут быть использованы и руководящими работниками ОУ.

Кратко - система Мудл позволяет:

  • организовать учебные курсы;

  • проводить тестирование

Идеально подходит для процесса основного и дополнительного обучения. На текущий момент в сети ГИОС производится настройка и проверка работоспособности портала Moodle в режиме отработки курса «Школы молодого предпринимателя», тестирования знаний учащихся в формате ЕГЭ по предметам «Информатика» и «Английский язык».


Примером действенного приложения работы портала – перенос обучения в дистанционную форму во время длительного карантина (холодов) без отставания по времени и объему выполнения учебных программ.

C использованием Moodle проведена ограниченная апробация ЭМ на базе школы №3 в ходе проводимого 24.12.2010 общего мониторинга ОУ в традиционном («бумажном») представлении.

Подготовка электронных КИМ.

Ввод электронной версии КИМ и необходимые настройки произведены в ЦИТ.

Тестовая система Moodle позволяет формировать банки тестовых заданий всех

основных форм — «множественный выбор», «верно/неверно», «вычисляемые», «короткий ответ», «числовые», «на соответствие», «вложенные ответы» и строить из них тесты, предназначенные для самоконтроля и тренинга, тематические тесты, тесты для текущей и итоговой оценок уровня обучаемых и др.

Форматы элементов тестов – различные, есть специальные средства подготовки и импорта тестов.

Списки групп учащихся по школам и классам

Moodle обладает средствами ввода (удаления, коррекции данных) списков слушателей образовательных курсов. Генерация логинов и паролей, распределение по группам (классам) и курсам удобно заранее подготовить, например, с помощью таблиц Excel.

После предварительной подготовки всё готово к проведению сетевого тестирования. Данные входа в систему пересылаются по электронной почте ответственным за непосредственное тестирование учащимися в школьном компьютерном классе.

Настройками для проведения ЭМ определяется, что тестирование может быть произведено лишь один раз (возможно, на определенную дату и с ограничением по времени). При выполнении задания можно изменять выбор ответа, при отправке задания выводится предупреждение о невозможности к повторному возврату к заданию (задание – это набор тестовых вопросов).

Гибкостью настроек определяется уровень использования (обучающий режим, тренинг и др.) и оценивания (количество балов) теста.


Анализ результатов тестирования и формирование отчётов

Средства Moodle, позволяют обрабатывать результаты тестирования таким образом, чтобы можно анализировать и оценивать качество каждого тестового задания (вопроса). Обратим внимание (помимо количественных данных по распределению ответов), такими характеристиками являются (обвести кружками):


  • Индекс «легкости» вопроса = доля правильных ответов

  • Среднеквадратичное отклонение (СКО) результатов ответа

  • Индекс дифференциации (ИД)

  • Коэффициент дифференциации (КД)

Эти характеристики тестовых заданий являются относительными, т.е. они

характеризуют сложность вопроса для конкретной группы испытуемых и зависят от уровня их подготовки

СКО характеризует разброс ответов,

Коэффициент и Индекс дифференциации являются мерой способности конкретного вопроса разделять сильных и слабых испытуемых и характеризуют качество подготовленных тестовых заданий.

Например, обнаружение того, что некоторое задание оказалось слишком трудным для группы испытуемых, может говорить как о дефекте самого задания, так и о недостатках в проработке преподавателем на занятиях соответствующего раздела учебного курса.

Анализ легких вопросов может показать, что неэффективны «ложные» ответы и следует переработать форму и содержание таких заданий с целью устранения их дефектов.

По каждой группе для отдельных или по всем участникам формируются:

Можно задать шкалы оценок, настройки отчета, вывести отчет в текстовый файл или электронную таблицу

Обработка и формирование результатов тестирования

По каждому участнику можно получить полную и наглядную информацию по его ответам и вывести информацию в файл.

Преимущества электронного мониторинга (выводы по апробации)


В ходе подготовки к проведению ЭМ выяснилось, что были допущены ошибки в КИМ (бумажных и электронных). Исправления в бумажных КИМ приходилось вносить в каждый экземпляр «от руки», а исправления в электронный вариант произведено оперативно «единожды».

В бумажном варианте ответов исправления нежелательны для получения объективности, электронный вид лишен данных недостатков.

Просмотреть свои оценки ученики и родители могут сразу после окончания электронного тестирования, в «бумажном» варианте требуется дополнительная обработка.

Общий вывод.

Электронный мониторинг средствами Moodle:


  • является более технологичным процессом по отношению к традиционному способу;

  • обладает большей прозрачностью и объективностью системы формирования оценок.