birmaga.ru
добавить свой файл

1
Изучение чувашских топонимов


(по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина)
Элективный курс

Пояснительная записка

Ученые давно обратили внимание на долговечность топонимов – географических названий. Топонимы едва ли не самые древние памятники, созданные самой природой, человеком. В них отражены история языков и народов, процесс освоения человеком новых пространств, социальные отношения, духовная жизнь народов. Древние и новые географические названия, словно путеводная нить, связывают прошлое и настоящее разных народов, в том числе и чувашского народа. Вымирают народы, исчезают языки, а топонимы продолжают жить.

Топонимика – это составная часть ономастики, изучающая географические названия, их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию, которая является важным источником для исследования чувашского языка, истории, культуры родного края. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: деревень и сел, улиц и дорог, лесов и полей, горок и возвышенностей, рек и прудов, озер и ключей, омутов и др. Изучение топонимов родных мест поможет учащимся ближе и глубже познать свой край.

Изучение топонимов родных мест поможет учащимся ближе и глубже познать свой край и быстрее вникнуть в другие отрасли краеведческих поисков. Краеведение в системе образования России и Чувашской Республики является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся. Краеведение – изучение местности с точки зрения их географических, культурно-исторических, этнографических особенностей. Изучение края способствует возрождению и развитию национальной культуры, становлению личности через познание истории и самобытности, привития любви и уважения к родному народу, чувства гордости за его клад в общечеловеческую культуру.

В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания.


Элективный курс по культуре родного края «Изучение чувашских топонимов» был разработан как дополнительное занятие по культуре родного края, расширяющее представление учащихся о языке и его истории, культуре чувашского края, географии.

Разработанный курс создает основу для изучения топонимического материала и развития познавательной, исследовательской деятельности у школьников. Основу курса составляет 17-томный «Словарь чувашского языка» Н.И.Ашмарина, выдающегося тюрколога и языковеда, основоположника современного научного языкознания. «Словарь чувашского языка» – энциклопедия чувашской жизни, своеобразная многотомная история чувашского народа с древнейших времен и до наших дней, громадная фиксация и описание фактологического материала (названий населенных пунктов, народных обычаев, традиций, личных имен).

Реализация элективного курса основана на принципе включения учащихся в родную этнокультурную среду, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

Педагогической основой курса стали идеи личностно-ориентированного подхода в обучении, проблемного обучения, создающие условия для развития исследовательской деятельности.

При реализации программы элективного курса «Изучение чувашских топонимов» используются как традиционные формы и методы обучения (беседы, анализ конкретных ситуаций, проблемных вопросов), так интерактивные формы обучения (групповые дискуссии, «круглый стол», мозговой штурм и др). Проведение интерактивных форм обучения помогают повышению результативности и эффективности занятий, формированию и развитию коммуникативных навыков и умений, формированию и развитию аналитических способностей обучающихся, умению делать обоснованные выводы.

На занятие регулярно приглашается А.А.Сосаева, секретарь регионального (чувашского) отделения научного и просветительского общества «Энциклопедия российских деревень» (ЭРД, г. Москва).


Базой для реализации предлагаемого элективного курса «Изучение чувашских топонимов» является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Чебоксары. Содержание курса рассчитано на учащихся 9-х классов, проявляющих интерес, как к языку, так и происхождению названий географических объектов, к истории и культуре чувашского народа.
Предполагаемые результаты:


  • написание исследовательской работы «Изучение чувашских топонимов» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина);

  • выступление на школьной научно-практической конференции;

  • участие в городских, республиканских творческих конкурсах.


Актуальность введения элективного курса «Изучение чувашских топонимов» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина) в средней школе определяется тем, что систематизирует, обогащает и развивает те знания, умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть при изучении предмета «Культура родного края», включенного в базисный план среднего звена обучения. Оно продиктовано задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций, привитие любви к истории и культуры чувашского народа.

Знать прошлое родного края нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.
Цели курса:

  • Знакомство с основами топонимики, видами топонимов, углубление знаний в области лингвистики, истории, культуры родного края.

  • Изучение топонимов, зафиксированных в «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина, их систематизация и классификация.

  • Воспитание духовно-нравственной личности, как носителя ценностей и традиций чувашского народа, чувства гражданского долга, патриотизма, любви к малой родине.
  • Воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России.



Задачи курса:

  • Формирование общекультурной компетенции учащихся, на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности по изучению уникальной истории и культуры родного края.

  • Ознакомление с 17-томным «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина.

  • Ознакомление со списком мужских языческих имен В.К.Магницкого. (Чувашские языческие имена. Казань, 1905).

  • Изучение научной литературы, словарей и справочников по топонимике.

  • Изучение топонимов, зафиксированных в «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина, их систематизация и классификация.

  • Составление топонимической картотеки.

  • Сбор топонимического материала малой родины.

  • Встреча с Алиной Аркадьевной Сосаевой, известной в Чувашской Республике и в Урало-Поволжье ономастом, лингвистом – топонимистом, секретарем регионального (чувашского) отделения научного и просветительского общества «Энциклопедия российских деревень» (ЭРД, г. Москва).

  • Формирование, совершенствование навыков поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края, терминов по тематике.

  • Развитие навыков самостоятельной работы с различными письменными источниками и ресурсами сети Интернет.

  • Воспитание живого интереса к языкознанию, истории, культуре родного края, географии.


Ключевые термины и понятия курса: ономастика; топонимика, топонимия, топоним; антропонимика, антропонимия, антропоним (матроним, патроним); ойконимика, ойконимия, ойконим; годонимика, годонимия, годоним; гидронимика, гидронимия, гидроним; дромонимика, дромонимия, дромоним; дримонимика, дримонимия, дримоним; агроонимика, агроонимия, агрооним; оронимика, оронимия, ороним; некроним; макротопоним, микротопоним, географический термин, апеллятив, формант.
По окончании элективного курса учащиеся должны:
  • иметь общее представление о топонимии чувашского края (происхождение, смысловое значение, написание и произношение, современное состояние топонимов);


  • знать об исторических этапах изучения топонимики;

  • знать термины и понятия: ономастика; топонимика, топонимия, топоним; антропонимика, антропонимия, антропоним (матроним, патроним); ойконимика, ойконимия, ойконим; годонимика, годонимия, годоним; гидронимика, гидронимия, гидроним; дромонимика, дромонимия, дромоним; дримонимика, дримонимия, дримоним; агроонимика, агроонимия, агрооним; оронимика, оронимия, ороним; некроним; макротопоним, микротопоним, географический термин, апеллятив, формант.

  • владеть методикой топонимических исследований;

  • уметь классифицировать топонимы, модели, знать их особенности;

  • уметь работать с литературными источниками, справочной литературой, словарями;

  • уметь находить необходимую информацию в сети Интернет;

  • уметь выражать свое отношение к собранному топонимическому материалу, сравнивать и сопоставлять их;

  • проявлять готовность к общению друг с другом и представлению своих исследований аудитории;

  • уметь всесторонне защищать исследовательскую работу.

Учебно-тематический план

элективного курса «Изучение чувашских топонимов»


№№

Тема

Кол-во

час.

Вид учебного занятия

Формы деятельности

Формы и виды контроля

1

Введение. Что такое топонимика, топонимия? Классификация топонимов.

1

Лекция с элементами беседы.

Работа со «Словарем русской ономастической терминологии» Н.В.Подольской.


Вопросы – ответы

2

История топонимики в Чувашской Республике.


1

Лекция.

Групповая дискуссия

Знакомство со статьями исследователей.

Вопросы – ответы.

3

Ойконим – название любого населённого пункта.

1

Практическое занятие.

Работа со «Словарем чувашского языка». Поиско-исследовательская работа

Работа со «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина.

Консультация.

Классификация топонимов.

Сообщение

по теме «Ойконимы».

4

Гидронимы – названия водных объектов.

1

Практическое занятие.

Работа со «Словарем чувашского языка».

Поиско-исследовательская работа

Работа со «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина. Консультация

Классификация топонимов.

Сообщение

по теме «Гидронимы».

5

Дромонимы – названия любых путей сообщения, дорог, тропинок и т.п.

1

Практическое занятие.

Работа со «Словарем чувашского языка».

Поиско-исследовательская работа

Работа со «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина.

Консультация

Классификация топонимов.

Сообщение

по теме «Дромонимы».

6


Дримонимы – названия лесов, участков леса.



1

Практическое занятие.

Работа со «Словарем чувашского языка».

Поиско-исследовательская работа

Работа со «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина.

Консультация

Классификация топонимов.

Сообщение

по теме «Дримонимы».

7

Агроонимы – названия полей, выпасов, покосов.

1

Практическое занятие.

Работа со «Словарем чувашского языка».

Поиско-исследовательская работа

Работа со «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина.

Консультация

Классификация топонимов.

Сообщение

по теме «Агроонимы».

8

Оронимы – названия рельефов местности (гор, оврагов, холмов, возвышенностей).

1

Практическое занятие.

Работа со «Словарем чувашского языка».

Поиско-исследовательская работа

Работа со «Словарем чувашского языка» Н.И.Ашмарина.

Консультация

Классификация топонимов.

Сообщение

по теме «Оронимы».

9

В.К.Магницкий – автор исследования «Чувашские языческие имена». Антропонимика.

1

Беседа.

«Мозговой штурм»

Работа с книгой «Чувашские языческие имена».

Консультация

Образование топонимов. Сообщение по теме «Антропонимика»


10

«Круглый стол» с приглашением А.А.Сосаевой, секретарем регионального (чувашского) отделения научного и просветительского общества «Энциклопедия российских деревень» (ЭРД, г. Москва).

1

«Круглый стол»

Вопросы – ответы.

Консультация.

Систематизация, классификация топонимов.

11

Систематизация, классификация топонимов, зафиксированных в «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина

1

Практическое занятие.

«Мозговой штурм»

Консультация.

Систематизация, классификация топонимов.

12

Работа над разделами исследования «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина).

1

Самостоятельная работа

Консультация

Работа над написанием разделов исследовательской работы.

13

Работа над разделами исследования «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина).

1

Самостоятельная работа

Консультация

Работа над написанием разделов исследовательской работы.

14

Работа над разделами исследования «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина).


1

Самостоятельная работа

Консультация

Работа над написанием разделов исследовательской работы.

15

Защита разделов исследовательской работы «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина).

1




Круглый стол

Защита разделов: Ойконимы. Гидронимы. Дромонимы. Дримонимы. Агроонимы. Оронимы.



Основное содержание программы

элективного курса «Изучение чувашских топонимов»
Тема 1. Введение. Что такое топонимика, топонимия, топоним?

Важность изучения топонимов для познания истории народа и истории языка. Классификация топонимов.

Знакомство учащихся с терминами и понятиями: ономастика; топонимика, топонимия, топоним; антропонимика, антропонимия, антропоним (матроним, патроним); ойконимика, ойконимия, ойконим; годонимика, годонимия, годоним; гидронимика, гидронимия, гидроним; дромонимика, дромонимия, дромоним; дримонимика, дримонимия, дримоним; агроонимика, агроонимия, агрооним; оронимика, оронимия, ороним; некроним; макротопоним, микротопоним, географический термин, апеллятив, формант.
Тема 2. История топонимики в Чувашской Республике.

Выдающиеся исследователи чувашского языка в прошлом и настоящем. Знакомство с краткой историей топонимики в Чувашии. Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу.
Тема 3. Ойконим – название любого населённого пункта.

Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с ойконимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе ойконимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.

Тема 4. Гидронимы – названия водных объектов.

Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с гидронимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе гидронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 5. Дромонимы – названия любых путей сообщения, дорог, тропинок и т.п.

Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с дромонимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе дромонимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.

Тема 6. Дримонимы – названия лесов, участков леса.

Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с дримонимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе дримонимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 7. Агроонимы – названия полей, выпасов, покосов.

Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с агроонимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе агроонимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 8. Оронимы – названия рельефов местности (гор, оврагов, холмов, возвышенностей).

Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с оронимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.

Тема 9. Антропонимика – раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей

В.К.Магницкий – автор исследования «Чувашские языческие имена». Дохристианские имена чувашей.
Тема 10. Встреча с А.А.Сосаевой, секретарем регионального (чувашского) отделения научного и просветительского общества «Энциклопедия российских деревень» (ЭРД, г. Москва).
Тема 11. Систематизация, классификация топонимов, зафиксированных в «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина. Методические рекомендации по работе.
Тема 12. Работа над разделами (Ойконимы. Гидронимы. Дромонимы. Дримонимы. Агроонимы. Оронимы) исследования «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина). Методические рекомендации по оформлению работы.
Тема 13. Работа над разделами (Ойконимы. Гидронимы. Дромонимы. Дримонимы. Агроонимы. Оронимы) исследования «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина). Методические рекомендации по оформлению работы.
Тема 14. Работа над разделами (Ойконимы. Гидронимы. Дромонимы. Дримонимы. Агроонимы. Оронимы) исследования «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина). Методические рекомендации по оформлению работы.
Тема 15. Защита разделов (Ойконимы. Гидронимы. Дромонимы. Дримонимы. Агроонимы. Оронимы) исследовательской работы «Микротопонимы чувашского края» (по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина).

Структура программы отвечает логике развития у обучающихся исследовательской деятельности. Во введении выполняются задачи проблемно-мотивационного этапа развития. При изучении ойконимов и гидронимов, дромонимов и дримонимов, агроонимов и оронимов – задачи проблемно-поискового этапа, которые направлены на развитие познавательной сферы в единстве с ценностной, практической сферами сознания личности, развитие исследовательской деятельности. Курс завершается защитой исследовательских работ по топонимике по материалам 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина.


По представленной программе возможно изучение топонимического материала всех семнадцати томов «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина.


Использованная литература


  1. Андреева Е.В., Пудовкина С.В., Панченко Н.Л. Туристско-краеведческая деятельность учащихся. Краеведческие задания: Методическое пособие. Чебоксары, 2003.

  2. Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики. Чебоксары. 2002.

  3. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Т. 1-17. Чебоксары, 1994.

  4. Димитриева А.Г. Томлайская история: люди и судьбы. Ч.1 Чебоксары, 2010.

  5. Дубанов И.С. Озера, реки, родники Чувашии. Чебоксары, 2005.

  6. Дубанов И.С. Географические названия Чувашской Республики. Чебоксары, 2010.

  7. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2000.

  8. Магницкий В.К.Чувашские языческие имена. Казань, 1905.

  9. Отрыванов С.Г. Край Норусовский. Историко-этнографические очерки. Чебоксары. 2009.

  10. Сергеев Л.П. Чăваш сăмахě. Шупашкар, 1994.

  11. Сосаева А.А. Анкета по собиранию чувашской топонимии. Чебоксары, 1995.

  12. Сосаева А.А. Географические термины в ойконимах Чувашии. Наука конференцийěн доклачěсемпе хыпарěсен тезисěсем. 1995. 23 февраль. Шупашкар, 1995.

  13. Сосаева А.А. К вопросу о мордовском пласте топонимов Чувашии // Чтения по вопросам этимологии, ономастики, посвященные 60-летию со дня рождения академика Г.Е.Корнилова. Тезисы докладов. Чебоксары, 1996.

  14. Сосаева А.А. О чувашских названиях улиц // Чăваш чěлхипе литератури: теори тата методика: Сб. ст. / ЧГИГН, Чебоксары, 1999.

  15. Сосаева А.А. Об особенностях географических терминов в ойконимах Чувашии // VI конференция по ономастике Поволжья. Волгоград, 1989.
  16. Сосаева А.А. Структурные типы топонимических названий в чувашском языке (На материале ойконимов) // Материалы по чувашской диалектологии: Сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1997. Вып. 5.


  17. Сосаева А.А. Тăван тавралăха тěпчер (Будем изучать родной край). // Халăх шкулě / Народная школа. 1997. №1.

  18. Сосаева А.А. Хронологические пласты топонимов Чувашии // Материалы по чувашской диалектологии. Чебоксары, 1997. Вып. 5.

  19. Сосаева А.А., Ахвандерова А.Д. Микротопонимы деревни Мăнçырма Урмарского района Чувашии // Ономастика и языки Урало-Поволжья (Материалы региональной конференции. Чебоксары. 13-14 ноября 1997 г.). Чебоксары, 2002.

  20. Сосаева А.А., Жачева Г.Ю. Микротопонимы деревни Тěнсěр Цивильского района Чувашии // Ономастика и языки Урало-Поволжья (Материалы региональной конференции // Ономастика и языки Урало-Поволжья (Материалы региональной конференции. Чебоксары. 13-14 ноября 1997 г.). Чебоксары, 2002.

  21. Федотов М.Р. Этимологический словарь чувашского языка. Т. 1-2. Чебоксары. 1996.

  22. Федотова Л.А. История села Шоркистры в географических названиях. Чебоксары. 2010.

  23. Электронлă сăмахсар: «Федотовăн «Тěне кěмен чăвашсен ячěсем» словарě // http://samahsar.chuvash.org/dict/4.html

  24. http://yandex.ru/

  25. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ашмарин_Н.И.

  26. http://www.nasledie21.ru

  27. http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/t/toponimika.html

  28. http://ru.wikipedia.org/wiki/Магницкий,_Василий_Константинович