birmaga.ru
добавить свой файл

1
Модель А


(названа в честь автора – Аушры Аугустинавичюте)



1 функция

Программная

(базовая)



2 функция

Творческая

(инструментальная)


Блок Эго
Сильные функции

Ментал

(сознание)




4 функция

Мобилизационная

(болевая, точка наименьшего сопротивления)



3 функция

Ролевая

(нормативная)




Блок Супер-Эго

Слабые функции


6 функция

Активационная

(референтная, оценочная)



5 функция

Суггестивная

(внушаемая, воспитуемая)

Блок Супер-Ид

Слабые функции

Витал

(подсознание)


7 функция

Наблюдательная

(ограничительная)



8 функция

Фоновая

(демонстративная)

Блок Ид

Сильные функции


Описания функций модели А
Первые 2 функции составляют блок ЭГО, это ядро личности. Блок творчества, уверенности в своих знаниях и действиях. Деятельность функций блока несёт социальную направленность. Человек легко делится опытом и оказывает помощь посредством этого блока.
1 функция Программная (базовая)

Определяет программу действий человека, его жизненные позиции. Базовая функция обеспечивает целостную, непротиворечивую картину объективной реальности: она определяет "видение" мира. Она является первой ценностью и смыслом жизни, своего рода программой. Свое собственное мнение по этой функции важнее любого другого: попытка навязать чужое мнение встречает жесткое сопротивление. Оно будет принято только после самостоятельной обработки и только если не противоречит ранее накопленному опыту.


Это самая сильная осознанная функция. Количество информации, получаемое и перерабатываемое по аспекту данной функцией больше, чем по любому другому. Получение и первичная переработка информации происходит быстро и незаметно, "естественно".
2 функция Творческая (инструментальная)

Определяет, каким образом человек реализует первую функцию. Творческая функция несколько слабее, нежели базовая. Это основной инструмент манипуляций над окружающим миром и решения задач. В отличие от базовой, она не отражает действительность как есть, а изменяет её. Как и базовая, она способна к выработке новых знаний, поиску принципиально иных решений, неизвестных ранее.
Третья и четвертая функции образуют блок СУПЕРЭГО, это блок контроля творчества, блок наибольших сомнений и переживаний, он служит для обратной связи с внешним миром. Иначе блок супер-эго можно назвать «совестью» человека: его деятельность направлена в основном на выполнение нормативов и следовании стандартам, которые задаёт индивиду общество. Его иногда называют «подростковым» блоком — человек с этого блока стремится показать обществу: "я такой же как и вы, я свой".
3 функция Ролевая (нормативная)
По этой функции человек стремится соответствовать запросам и стандартам общества, таким образом её слабость тщательно скрывается. Успешность работы этой функции воспринимается как внутренний индикатор положения в обществе. Когда человек попадает в новое общество, часто в первую очередь демонстрирует ролевую (вместе с творческой).

Информация воспринимается не полностью и медленно накапливается. Принятие решений часто сопровождается колебаниями, а действия неуверенны. Критика воспринимается плохо, и порождает еще большую неуверенность.
4 функция Болевая (мобилизационная, точка наименьшего сопротивления)
Это слабое место человека и самая слабая функция, функция комплексов, мешающих развитию личности.

Информация по ней воспринимается весьма искажённо, и накапливается очень медленно. Реакции на воздействие по этой функции часто неадекватные — человек совершенно не контролирует меру воздействия по ней. Человек избегает решать задачи по этой функции, и нуждается в партнёре, который бы ненавязчиво „прикрыл“ её, взяв проблемы на себя.

Пятая и шестая функции составляют блок СУПЕРИД, блок индивидуального контроля. По этому блоку человек нуждается в поддержке и коррекции своих действий. Супер-ид называют ещё «детским блоком» — он ведёт себя соответственно: проявляет живой интерес к информации по заполняющим его аспектам, но не проявляет компетенции, сам не особо заботится о себе и других, но считает заботу по функциям супер-ид совершенно нормальным явлением, ценит это.
5 функция Суггестивная (внушаемая, воспитуемая)
Работа суггестивной функции осознаётся и ощущается очень плохо. Получаемая информация оценивается довольно грубо, без погружения в детали и нюансы, некритично. Усвоенное чужое мнение воспринимается большей частью как своё. С одной стороны, наполнение её не чувствуется чем-то жизненно важным, и можно долго не испытывать каких то неудобств от недостатка воздействия на неё. С другой стороны, информация по этой функции очень интересна, человек не стесняется чего-либо просить и получает много удовольствия, если кто либо удовлетворяет его любопытство. Эта функция — своеобразный индикатор собственной значимости и нужности другим. Если она наполняется хорошо и качественно, получает "позитивный заряд", то у личности растет самооценка, появляется ощущение, что он всё делает правильно, повышается активность, которая направляется на тех, кто так на него влияет. Отсутствие же подпитки по суггестивной приводит к снижению самооценки и активности. Критика воспринимается спокойно.
6 функция Активационная (референтная, оценочная)
С помощью этой функции человек определяет, каким должен быть внешний мир, информация по аспекту этой функции активизирует его, побуждает к действию.

Самая слабая витальная функция. Её активность сознанием практически не контролируется. Через неё проявляется реакция на воздействие по суггестивной. Она может проявлять инициативу, но ожидает, что эта инициатива будет подхвачена остальными, если инициатива не получила поддержки, человек чувствует себя отчуждённым. По ней ожидается помощь и конструктивные советы, критика очень неприятна, и воспринимается на свой счёт, сильно подрывая самооценку. Похвала же по активационной служит лучшим комплиментом. В деятельности по этой функции индивид опирается на нормы своего окружения.

Блок, образованный седьмой и восьмой функциями, носит название ИД. Его функции сильно развиты, но реализуются бессознательно. Задача блока ид — повседневная деятельность. Как правило действия не отличаются оригинальностью и вполне стандарты, но эти стандарты весьма высоки и выдерживаются на 100%. Деятельность по этому блоку проходит незаметно для сознания, она — само собой разумеющееся и не заслуживающее внимания.
7 функция Наблюдательная (ограничительная)

Эту функцию можно считать самой слабой из «сильных» функций. Ей свойственно ограничивать свою и чужую деятельность до необходимого минимума, оттягивая какие-либо меры до тех пор пока не станет ясно, что не действовать невозможно. Кроме того, ограничительная функция срабатывает, если человек чувствует давление, которое вынуждает его защищаться.
8 функция Фоновая (демонстративная)

Эту функцию отличает способность работать сколь угодно долго. Фоновая обеспечивает повседневный труд, внимание на нем не заостряется. По фоновой старается качественно выполнить свою работу и еще помочь другим, взять их работу на себя. Причем помощь предоставляется тем, кто действительно дорог, работать на посторонних человек не будет. (В отличие, например, от базового блока, где деятельность может распространяться на весь социум). Прямой похвалы не ожидает, даже отвергает: лучшая похвала для неё — хорошие отношения. Действия против себя и близких получают жесткий отпор со стороны фоновой.
Описания аспектов информационного метаболизма
Аспекты информационного метаболизма — категории информации, участвующие в информационном метаболизме человека. За обработку информации по каждому аспекту отвечает своя функция, какая именно – зависит от типа информационного метаболизма.
этика отношений

Отношения одного объекта к другому, притяжение и отталкивание, потенциал взаимодействия. Субъективное отношение человека к другим людям и предметам (симпатия и антипатия, любовь и ненависть, дружба и вражда, признание и игнорирование). Этичность поведения по отношению к другим, нормы и правила поведения в обществе, этикет. Чувства к другим, привязанность, понимание чужого отношения к себе и другим. Разделение на добро и зло. Вежливость.
этика эмоций

Внутренние процессы, изменения объектов. Внутреннее эмоциональное состояние человека: возбуждение, тревога, радость, тоска, и т.п.; "внутренняя жизнь", переживания, желания, энтузиазм. Понимание внутреннего состояния людей, способность его контролировать: поддержать дух или успокоить. Способность увлекать людей за собой.
деловая логика

Движение, процесс, как совокупность взаимно вытекающих действий, методики и технологии. Протоколы и программы. Причинно-следственные связи. События, факты. Соотношение затрат и выгоды от предпринятых действий), расчётливость, логичность поступков. Процессы и изменения, как совокупность элементарных шагов. Разложение действий по пунктам.
структурная логика

Соотношения, классификация, систематизация. Видимые структурные связи, явные отношения между объектами: родство, подчинение одного другому, принадлежность. Иерархии, правила и законы. Лестница власти, чины и звания. Положение в обществе, социальный статус. Восприятие объекта, как совокупности отдельных логических связей. Разбиение целого на составляющие. Чувство справедливости и правильности.

волевая сенсорика

Внешний вид, объективные, прямо измеряемые параметры объектов. Конкретная реализация, индивидуальные характеристики, внешность. Внешнее состояние, цена и ценность. Воля, силовой напор, целеустремлённость. Доминирование и способность доминировать. Эффектность, стиль, внешняя красота. Очень конкретное восприятие объектов, акцент на внешние признаки и детальные отличия от других объектов. Мобилизованность, готовность действовать, внешняя напряжённость. Стремление к захвату территории. Стремление красиво выглядеть и выделяться.
сенсорика ощущений

Ощущения, воспринимаемые непосредственно органами чувств (цвет, звук, вкус, запах, тактильные ощущения). Эстетика и красота движения. Здоровье, самочувствие.

Прочувствование окружающей действительности через себя, как бы слиянием с окружающим миром, своим присутствием в нём. Удовольствие от приятных ощущений, наслаждение произведениями искусства, тонкое ценительство. Чувствительность к уюту, комфорту, чистоплотность и опрятность. Создание комфорта и уюта в доме, избегание физических неудобств.
интуиция возможностей

Абстрагирование, суть, идеи. Основные, фундаментальные и функциональные свойства объектов, их суть. Знаки и символы, условные обозначения, принципиальные схемы. Смысловое наполнение текста. Потенциальные возможности объектов и людей. Способности, таланты. Восприятие объектов в целом, через их основные признаки, без деталей. Отделение принципиального от непринципиального. Видение сходств. Представление «степеней свободы» объекта: что может и что не может с ним произойти, как он может измениться.

интуиция времени

Воспоминания, предсказания, ритм.

Время. Развитие процессов во времени. Отношения между процессами, последовательность процессов и событий. Ретроспектива и перспектива. История. Чувство времени и контроль над временем: спешка или неторопливость, пунктуальность, планирование; ощущение своевременности или несвоевременности поступков. Видение развития событий во времени, предчувствие и предсказание. Поиск сходств и различий с подобными ситуациями в прошлом. Философское созерцание; жертвенность, подвластность влиянию времени и окружающего мира.
Профессиональные (или дискуссионные) клубы


сенсорика


этика


СОЦИАЛЫ

Социальная сфера деятельности:

сервис, медицина, досуг, социальное обеспечение и т.п.


УПРАВЛЕНЦЫ

Производственно-технологическая и управленческая сфера деятельности:

промышленность, финансы, военное дело и т.п.


логика





ГУМАНИТАРИИ

Художественно-гуманитарная сфера деятельности:

искусство, литература, психология, public relation, разработка рекламы, моделей одежды и т.п.

САЙЕНТИСТЫ

Научно-исследовательская сфера деятельности:

аналитическая, изобретательская работа, точные науки, системный анализ, учебно-воспитательная работа, программирование, преподавание точных дисциплин


.





Интуиция


Одна из классификаций малых соционических групп предполагает деление всех ТИМов на клубы по профессиям (областям компетенции). Внутри клуба идёт активный активный обмен мнениями, жаркие дискуссии, представители одного клуба обычно выбирают сходные области деятельности. Все 16 ТИМов разбиваются на 4 равновеликие группы по двум осям: сенсорика-интуиция и этика-логика. Сенсорикам легче даются те сферы деятельности, в которых необходимо: уметь хорошо чувствовать свойства материала, с которым человек работает, безошибочно воспринимать человеческие ощущения, адекватно ситуации проявлять собственные волевые качества и оценивать таковые у окружающих. Интуитивные ТИМы более естественно чувствуют себя в ситуациях, в которых требуется способность придумывать, открывать новое, и доносить интуитивно найденное до окружающих.

При этом следует учитывать, что поиск нового интуитивные ТИМы ведут в той области, к которой тяготеет другая функция блока Эго конкретного ТИМа: этики – в области человеческих качеств и взаимоотношений, а логики – в области, связанной с природными явлениями или научно-технической сферой человеческой деятельности. Причина этого в том, что логикам легче дается работа, имеющая отношение к природе или технике, а этикам – все связанное с самого разного рода человеческим общением.

Противоположные клубы (а дуалы находятся в противоположных) интересуются положением дел друг друга. Они кажутся друг другу в чем-то малыми, неразумными, но очень любимыми детьми. Поэтому появляется желание опекать, не вмешиваясь в основные процессы деятельности, в которых к тому же все равно не в курсе дела. Гуманитарии считают, что управленцы, как дети, привязаны к своим делам и ничего не смыслят в таком простом деле, как построение красивых, искренних отношений. В этом гуманитарии часто помогают управленцам, советуя и консультируя. Управленцы покровительственно посмеиваются над гуманитариями, которые много теоретизируют, всем сочувствуют, но не могут настоять на своем или хотя бы заработать достаточно денег. Поэтому управленцы часто бывают меценатами и спонсорами, а при необходимости – и защитниками. И оба клуба находят удовольствие в интересе и помощи друг другу.

ПОДТИПЫ (заботливые, агрессивные, инфантилы, виктимы)
Для нашей цели удобнее рассмотреть мужские и женские типы по отдельности.


сенсорика

Резолютивные

(II и III квадры)

АГРЕССИВНЫЕ
Резолютивные сенсорики: Координатор, Инспектор, Политик, Хранитель


ЗАБОТЛИВЫЕ
Дискутивные сенсорики:

Энтузиаст, Посредник, Администратор, Мастер

Дискутивные

(I и IV квадры)

ВИКТИМНЫЕ
Резолютивные интуиты: Наставник, Лирик, Критик, Предприниматель


ИНФАНТИЛЬНЫЕ
Дискутивные интуиты Аналитик, Искатель, Гуманист, Советчик


Интуиция


Женские типы

«Заботливая» женщина, или «женщина мать». Склонна опекать своего партнёра мужского пола. Испытывает влечение к слабым, но интеллигентным мужчинам, которые ей подчиняются в повседневных делах. Ей приятно их защитить, поддержать, приободрить.

Женщина – «Агрессор». Все время пытается соперничать с мужчиной, в том числе и в эротических отношениях. Склонна к иронии, насмешкам над противоположным полом. Любит чувствовать себя более компетентной, чем мужчина в любом деле. Во время любовной игры ожидает от мужчины заискиваний, показной слабости, эмоциональной нестойкости.

«Виктимная» женщина. Идеал такой женщины – физически сильный мужчина, напоминающий суперменов из американских боевиков. Она желает испытывать на себе его силу, противостоять его натиску, чувствовать себя жертвой. В любовных играх отдает предпочтение разным формам противоборства, разжигающим страсть партнёра. Женщинам этого типа порой имманентно присущи мазохистские черты. Правда далеко не все из них отдают себе в этом отчёт.


«Инфантильная» женщина, или «женщина-дочь». Идеал этой женщины – это добрый и опытный, хорошо приспособленный к жизни мужчина, обычно старше её по возрасту. В присутствии такого мужчины она чувствует себя маленькой девочкой, почти во всем зависимой от него. В любовной игре предпочтение отдает психологическому фактору – душевной беседе, располагающей музыке, созданию условий для релаксации. Превыше всего ценит снисходительность и заботу.
Мужские типы.

«Заботливый» мужчина, или мужчина-отец. Опытный и внимательный к духовному миру женщины партнёр, умеющий расположить ее к себе покровительственным ухаживанием. В любовной игре очень ценит женскую нежность и незащищённость, ждёт восхищения его жизненным опытом и мастерством.

Мужчина – «Агрессор». Этот социотип имеет склонность к насильственному овладению женщиной. В любовной игре любит демонстрировать борьбу. Может позволить себе грубость, иногда причиняет женщинам боль – как физическую, так и моральную. Ожидает от женщины подчинения силе.

«Виктимный» мужчина. Идеализирует властную женщину. Подстраивается под её вкусы, уважает в ней волевые качества. В поведении то подчеркивает свою зависимость и послушность, то вырывается из-под контроля. В отношениях с женщиной подсознательно ожидает распоряжений, подвохов, упреков. Не получая подобных реакций, невольно провоцирует их проявление.

«Инфантильный» мужчина, или мужчина сын. Несамостоятельный, наивный в житейских делах, ожидает от женщины деловой и эмоциональной поддержки. Невольно подчеркивает свою обойденность вниманием, загубленные способности, неприспособленность к жизненной борьбе. Уважает в женщинах опыт и отзывчивость к его проблемам.
Интертипные отношения

Суть одного из наиболее существенных открытий, сделанных основоположницей соционики, заключается в том, что взаимодействие между людьми происходит по одинаковым психологическим функциям, которые у носителей разных ТИМов находятся в разных позициях информационной модели, а потому по-разному воспринимаются и обрабатываются психикой.

Рассмотрим некоторые отношения, которые могут связывать представителей клубов Управленцев и Гуманитариев.
Дуальные

В дуальных отношениях партнеры дополняют друг друга, общение обычно легкое и непринужденное, а совместная работа — приятная, хотя при налаживании отношений возможна довольно болезненная «притирка». Все сферы деятельности так или иначе оказываются в зоне сильных функций одного из партнеров, при этом они имеют общие ценности (ценностные функции) и одинаковый жизненный ритм — оба рационалы или иррационалы. В дуальных отношениях партнеры дополняют друг друга, общение обычно легкое и непринужденное, а совместная работа — приятная, хотя при налаживании отношений возможна довольно болезненная «притирка».

Дуальные отношения считаются наиболее гармоничными и одними из самых благоприятных (в первую очередь — для серьезных отношений и длительной совместной жизни).

С точки зрения модели А программная (базовая) функция подает информацию на суггестивную (внушаемую) функцию дуала, творческая — на активационную, наблюдательная функция контролирует деятельность ролевой, а демонстративная (фоновая) прикрывает болевую функцию дуала.
Зеркальные

Зеркальные отношения интересны для общения и совместной деятельности, у партнеров имеются общие ценности и нередко — интересы, возможна конструктивная критика. Сильные и слабые стороны во многом совпадают.

Отношения благоприятны для дружбы, но не очень благоприятны для серьезных отношений и семейной жизни. Считается, что они предназначены для взаимного обучения и совместного творчества.

С точки зрения модели А программная функция пересекается с творческой функцией «зеркальщика», ролевая — с болевой, суггестивная — с активационной, наблюдательная — с демонстративной.
Квазитождество

Отношения мирного сосуществования при совпадении сильных и слабых сторон и несовпадении ценностей и интересов.

С точки зрения модели А программная функция одного квазитождика соответствует демонстративной функции другого, творческая — наблюдательной, ролевая — активационной, болевая — суггестивной.

Конфликтные

Отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для таких отношений характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение.

Отношения крайне неблагоприятны для совместной жизни и семейных отношений, однако могут быть полезны в работе при условии параллельной, а не совместной работы. Считается, что конфликтные отношения предназначены для того, чтобы показать человеку его проблемы.

С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на болевую другого партнера, а творческая — на ролевую (конфликтер не намеренно, но постоянно указывает на слабые места партнера), наблюдательная — на активационную, а демонстрационная — на суггестивную.
Супер-эго

Отношения взаимного уважения и симпатии, которые, однако, при переходе на близкую психологическую дистанцию могут привести к конфликтам и непониманию.

Считается, что в этих отношениях имеет место взаимное восхищение, идеализация - стиль поведения партнера вызывает восхищение, но для себя кажется недоступным и неприемлемым. Отношения плохо подходят для совместной жизни и семейных отношений.

С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на ролевую функцию другого (из-за чего возникает эффект восхищения), а творческая — на болевую (что раздражает и может приводить к конфликтам), наблюдательная — на суггестивную, а демонстрационная — на активационную.
Полная противоположность

Отношения полной противоположности (погашения) — партнеры имеют похожие слабые и сильные стороны, однако в общении и совместной деятельности происходит обоюдное погашение, один партнер как бы препятствует деятельности другого.

С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на наблюдательную, а творческая — на демонстративную (что в совокупности и дает эффект погашения), ролевая — на суггестивную, болевая — на активационную.

Использованные источники:

Гуленко В.В. Жизненные сценарии.От этических чувств к сенсорным влечениям

Кривошеев Е.М. Соционика глазами психолога. http://info-esta.ru/book1/

«http://wikiznanie.ru: Викизнание — свободная бесплатная энциклопедия, использующая wiki-технологию».

Соционика-вики: http://socionics.wiki-wiki.ru/

http://www.socionika.info
Наши координаты
Организатор семинара "Встреча аристократов: Управленцы и Гуманитарии" – Открытый соционический клуб.
Веб-сайт: http://socioclub.spb.ru/

Группа на сайте vkontakte.ru: http://vkontakte.ru/club1649458