birmaga.ru
добавить свой файл

1
Приложение 1. Система уроков информатики с интегрированным содержанием.

1-й класс

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Информационная линия

Темы


Понятийный аппарат

Планируемые результаты по формированию УУД

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

10

Определять последовательность событий.

Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Информация

Информационные процессы

Способы передачи информации

Обработка информации Хранение информации

Кодирование информации

Исполнитель алгоритма.



«информационные процессы», «способы передачи информации», «обработка информации», «хранение информации», «кодирование информации», «алгоритм»,

«Исполнитель алгоритма»

Учащиеся должны знать: предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением.


Учащиеся должны уметь: приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике


Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

10

Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

. Персональный компьютер

Клавиатура




умеет осуществлять поиск информации,критически относиться к ней,сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;


Логические рассуждения


Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

10

Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.











Таким образом, интеграция информационной линии в содержание уроков пройдет наиболее эффективно т.к. соответствует логике построения курса А.В. Горячева и не препятствует реализации основных целей обучения информатики в 1 класс, а также формирует основы информационной культуры первоклассника.



Приложение 2. Урок по теме « Информация».

Технологическая схема урока




План

Содержание



Тема урока, класс

Информация. 1 А класс

Образовательная цель


Сформировать первоначальное представление у учащихся первого класса о информации.



Критерии достижения результата урока

Учащиеся должны знать: понятие информация и ее виды.


4.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

4.1.

Самоопределение к деятельности

Устное сообщение учителя.

Знакомство с новым участником учебного процесса- Пикселем, который будет помогать учащимся в освоении информатики.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Вот вам первое задание от Пикселя: Нарисуй портрет своего робота. Придумай и запиши имя робота.

Выполняет задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4.3.


Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся по исследованию проблемной ситуации


Ставят цели, формулируют ( уточняют)тему урока

Регулятивные: целеполагание;коммуникативные: постановка вопросов; познавательные :общеучебные самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы

4.4.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Моего робота зовут  __________________. Робот – это машина. У него нет органов чувств. Покажи ему, какими органами чувств воспринимается каждый из предметов на рисунке.

восприятия информации органами чувств
Проведи стрелочки, как показано на рисунке.

Все  сведения, получаемые с помощью органов чувств называются ИНФОРМАЦИЕЙ


Составляют план достижение цели и определяют средства

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4.5

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Информация бывает разного вида. Это зависит от того, какими органами чувств мы её воспринимаем.

Например:

виды информации


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера- контроль, коррекция оценка действий партнера

4.6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Определи: какого вида следующая информация?

виды информации - числовая, текстовая, графическая

Укажи буквами Ч (числовую), Г (графическую), Т (текстовую) информацию. Придумай свои примеры различных видов информации. Какая информация воспринимается нами?

таблица для определения



Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку пошагового сравнения с эталоном

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

4.7.

Рефлексия деятельности

( итог урока)

Организует рефлексию

Пиксель не все понял, и он задает тебе вопросы.

  • Что такое информация?

  • Какими органами чувств человек ее  воспринимает?

Творческая работа на дом: нарисуй любимый рисунок. Определи, какими органами чувств его можно воспринимать.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование