birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Целu: упражнять детей в выполнении правил культурного поведения; формировать умение пользо- ваться вежливыми словами в общении с ровесниками мальчиками и~sz=110973;pg=1;te=Ваться вежливыми словами в общении с ровесниками (мальчиками и девочками), старшими учениками~cat=~t=~!~Праздник вежливых ребят

Целu: упражнять детей в выполнении правил культурного поведения; формировать умение пользо-

ваться вежливыми словами в общении с ровесниками (мальчиками и девочками), старшими учениками,

незнакомыми людьми; воспитывать уважение и доброе отношение к старшим, товарищам, друзьям.
На двери класса, где будет проводиться праздник плакат "Комната вежливости". На груди у каждого ученика эмблема с тремя буквами ЧКВ (член команды вежливых). Вход в комнату только по специальным жетонам - пропускам, которые выдаются за соблюдение правил хорошего тона, употребление вежливых выражений (разрешите пройти, позволь-

те зайти в комнату, пропустите, пожалуйста и т,п.)
Учитель. Ребята, сегодня у нас праздник вежливых ребят, посвящённый волшебным словам. Что же это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали, потому что благодаря им совершаются настоящие чудеса.

Эти слова надо не толькo хорошо знать, но и уметь их произносить - (по-волшебному), а научиться такомy волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

На занятиях "школы вежливости» мы с вами заметили, что все "волшебные слова» произносятся с улыбкой. Улыбка не только украшает произнесённое слово, фразу, но и делает взаимоотношения людей тёплыми. Ведь даже в песенке поётся: "От улыбки станет всем теплей».

Так давайте же споём этy прекрасную песенку композитора В. Шаинского. Давайте поделимся друг с другом улыбкой, а значит, проявим своё доброе отношение, расположение ко всем присутствующим в классе.

Исполняется песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Учитель. Ребята! Быстро пролетит время. Вы закончите школу и станете строителями, инженерами, агрономами, врачами… Нo какую бы профессию вы не

выбрали, прежде всего вы должны стать культyрными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому вы должны как можно чаще пользоваться "волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее, светлее.

Друзья, вот вам

На всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут...

А впрочем, лучше

Его мы здесь не назовём.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел eгo язык.
Ему бывает часто лень

Сказатъ при встрече:«Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

он вмecтo «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на пpoщaньe:

"Ну, я пошёл, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:

«Алёша, Петя, Ваня, Толя».

Своих друзей зовёт он только:

"Алёшка, Петька, Ванька, Толька".
Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

что имени его не знаем.
Но, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нём,

А мы...

Мы скажем вам: Спасибо!
^ Учитель. Ребята, вы знаете много «волшебных слов». Для вас игра «Доскажи словечко».

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого...

(спасибо).

- 3азеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).

- Когда нас бранят за шалости, говорим... (прости, пожалуйста).

- Ученик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте ).

Учитель. А теперь послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

Приходит утром костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какой интересный фильм он смотрел вчера.

Дети отвечают.

Учитель. Правильно. С учителем не поздоровался, с ребятами тоже. Никого в школе не заметил, только о кино не забыл. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в школу нужно аккуратно раздеться, культyрно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и своими друзьями.

А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу.

По улице шёл старичок., опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл , глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик не заметил старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему?

^ Дети: Извините, пожалуйста.

Учитель:Если вы задели, толкнули кого-то нечаянно, извинитесь, скажите: "Извините, пожалуйста».Внимательно прослушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет?" и ответьте на вопрос автора.

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

"Извините, я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал»,

Спор давно ведётся в классе:

вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ.

Дети отвечают.
^ Стихотворение Н. Юсупова "Простите".

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

но папа нашёлся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «простите» сказал.

и мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже...»

"Простите!" - казалось бы,

Что в нём такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово!..

Учитель. Какое "волшебное слово" помогло папе? Скажем хором: "Простите!"

Какое «волшебное слово» употреблял мальчик Витя? Скажем хором: «Извините!»

А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачку.

^ Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, а сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал?

Дети отвечают.

Учитель. Правильно, если у взрослого о чём-то спрашиваете, то надо обращаться так: "извините, пожалуйста, скажите, который час?" И после ответа взрослого надо обязательно сказать: "Спасибо!"

Ребята, давайте поиграем! Игра «Не ошuбись, пожалуйста!», конечно же, связана с вежливыми словами. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»:

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки.

- Будьте добры, похлопайте.

- Потопайте.

- Будьте любезны, потопайте,

- Попрыгайте, пожалуйста. - Тихонько сядьте.

- Тихонько сядьте, пожалуйста.

Учитель. Спасибо, ребята! Помните всегда слова вежливости. Не забывайте о них, пожалуйста. А сейчас давайте поиграем в игру, которая так и называется «Вежливые ребята». По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова.

^ Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы.

Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь…»

^ Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: « …

Вдруг автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: «…»

Учитель. Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

«Важное правило»- так называется следующая инсценировка.

Автор. Ехали в автобусе две девочки с книжками в автобусе: Наденька и Катенька. Обе второклассницы. Смирно сидели на своих местах, на кожаном диванчике, над которым написано «Места для детей».

Вдруг автобус остановился. Раскрылись сами собой двери, и с передней площадки вошла старушка, чья-то бабушка. Трудно было пожилой женщине подниматься по ступенькам, да, спасибо, люди помогли – под руки поддержали.

^ Водитель оглянулся, увидел, что бабушка вошла, и тронул машину.

Бабушка покачнулась, ищет глазами, где свободное местечко. Да плохо видит. Шагнула к девочкам. А Наденька как крикнет испуганно…

Наденька. Куда вы, бабушка! Прочтите, что здесь написано! Это же места для детей! Вы что неграмотная!

Автор. Стыдно стало Катеньке за свою подружку. Вскочила она , усадила бабушку и говорит:

Катенька. Простите, пожалуйста, Наденьку, она у нас ещё не совсем грамотная.

Автор. Старушка села и говорит…

Старушка. Ничего, ничего, у вас жизнь впереди – ещё научитесь!

Автор. Выбежали девочки на остановке, обе сердитые, красные, и давай спорить. Наденька говорит…

Наденька. Ты что, не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили.

Автор. А Катенька ей отвечает…

Катенька. Нет, это тебя плохо учили: не знаешь, что есть такое правило: младшие должны уважать старших!

Учитель. Итак, ребята, скажите, пожалуйста, кто из девочек грамотный и почему вы так считаете?

Дети отвечают.

Учитель. Что вам, ребята, не понравилось в поведении Наденьки?

Дети. Невоспитанность, бесчувственное отношение к старшим.

Учитель. Ещё одна инсценировка «Знаток математики»

Автор. По улице шли двое прохожих, первому 62 года, второму 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, три книги, большой свёрток. Одна из книг упала.

Мальчик. У вас книга упала.

Автор. Закричал мальчик, догоняя прохожего.

Прохожий. Разве?

Автор. Удивился тот.

Мальчик. Конечно!

Автор. Объяснил мальчик.

Мальчик. У вас же было 3 книги плюс портфель, плюс пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

Прохожий. Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение.

^ Автор. Сказал прохожий, с трудом поднимая книгу.

Прохожий. Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

Учитель. О каких правилах говорил старичок?

Дети отвечают,

Учитель. Как бы вы ни устали, помогайте старшим. Посмотрите вокруг себя. Всё вокруг вас создано их трудолюбивыми руками и светлым умом. А теперь, ребята, послушайте внимательно стихотворение Б. Заходера и ответьте на мой вопрос «Почему к индюку не пришли в гости его друзья?»

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал:

- Эй вы, невежи!

Заходите что ли в гости,

Поучиться веж--ли-вос-ти,

Я и сам, - кричал индюк,

Доктор вежливых наук,

И жена моя - пример

Замечательных манер,

Даже когда спит она-

Видно, что вос-пи-та-на!

Не ломайся ты, осёл,

3аходи, садись за стол.

Что же ты молчишь, как рыба,

Говори: Приду, спасибо!

3аходи и ты, свинья,

Ждёт тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как ни бился он, однако

Так никто и не пришёл:

Ни корова, ни собака,

Ни хавронья, ни осёл.

Посинел индюк от злости,

Не идут болваны в гости!

Зря пропали все труды...

Все они балды, балды!

И добавил с высоты

Своего приличия;

- Не усвоили, скоты,

Правила приличия!

Дети отвечают. Учитель обобщает их oтвeты.

Учитель. До XVl века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Давайте определим, какие же вы знатоки правил Вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте в ладоши, невежливо – соблюдайте тишину.

- Поздороваться при встрече

- Не пропустить входящего старшего

- Толкнуть и не извиниться.

- Помочь поднять упавшую вещь

- Не уступить место старшему

- Поблагодарить за помощь

- Пропустить девочек вперёд

Учитель. Спасибо. А теперь прослушайте часryш-

ки Г. Ладонщикова.

3аиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте

Выходите, плясуны!

Лида в круг вбежала смело,

3авертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

"Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак!

Коля сорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

В поезд входят 3 юнната:

- Ух, народу сколько тут:

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать!

- Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала!

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

. Не умеет говорить.

Ты играй повеселее,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны.

Учитель. В этих частушках высмеивается невоспитанность некоторых ребят. Надеюсь, что вы не будете так поступать, и над вами никто смеяться не будет.

Чаще вспоминайте задорные строки нашего замечательного поэта С. Маршака из стихотворения

«Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Устyпите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами,

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я,

Гулял он с важной нянею,

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

отняв у младших мячик,

Он их благодарил:

«Спасибо», - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Учитель. Желаю вам, ребята, овладеть по-настоящему волшебными словами, выработать в себе лучшие качества: доброту, смелость, отзывчивость, вежливость - стать настоящими волшебниками!

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - стыдится.

3вучит песня «Доброта»