birmaga.ru
добавить свой файл

1
Взято из книги Т.Н.Долгощеловой «Библиотечная статистика. Как и зачем ее вести»


ЦЕЛИ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ

Во всем мире статистика служит базой для управления. Эффектив­ность управления определяется умением анализировать и принимать ре­шения на основе существующих ресурсов и возможностей экономичес­кого прогноза.

Статистика — область научно-практической деятельности, направлен­ная на сбор, группировку и анализ статистических данных.

Библиотечная статистика может быть эффективной лишь при усло­вии применения единых подходов к сбору и группировке информации.

Цель библиотечной статистики - предоставление полной и достоверной статистической информации о состоянии библиотечной работы.

Опыт учит, что наглядность сравнительных таблиц, графиков и диаг­рамм, в которые преобразованы статистические данные, помогает при общении с учредителем и способствует получению финансирования. Ведь от того, как поставлено статистическое наблюдение - сбор первичных данных в каждой отдельной библиотеке и отрасли в целом - зависит оценка библиотечной деятельности в масштабах учреждения, региона, ведомства.

Как ни парадоксально, общей государственной статистики для библио­тек различной ведомственной принадлежности не существует. Внутри каж­дого ведомства определенная отчетность ведется по своим принципам, но она далеко не всегда полная и, порой, сомнительная по своей достоверности. Вся внутриведомственная статистическая отчетность, не согласованная с Госкомстатом России, является полулегальной и сформирована на основе
разных методик сбора сведений. Однако другого пути для получения данных, характеризующих положение дел внутри каждого ведомства, пока не суще­
ствует.

Школьные библиотеки включены в систему государственной отчетно­сти, которая составляет часть отчета школ (форма № QIII-1 «О дневном общеобразовательном учреждении на начало .../,.. учебного года. По со­стоянию на 5 сентября», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 07.06.2000 г. № 43). Отличительной чертой этой отчетности является то, что она отражает сведения на начало учебного года (по со­стоянию на 5 сентября). В данном бланке нет графы «Наличие библиоте­ки». Есть только пункт 8 «Сведения о школьной библиотеке и о группах продленного дня».


В него входят следующие показатели, касающиеся школьных библио­тек:

- число книг (включая школьные учебники), брошюр и журналов (ед.);

- в том числе школьных учебников.

Кроме того, в отчете о численности и составе педагогических работ­ников есть упоминание о библиотекарях.

Все другие данные, которые вы так подробно указываете в своих еже­годных отчетах, далее районного (городского) отдела образования не по­ступают. Поэтому мы и встречаем самые приблизительные данные даже о самом количестве школьных библиотек: от 48 до 67 тысяч.

В этих данных столь большая погрешность потому, что в упомянутой форме не учитываются многие нюансы. Например:

- библиотекари учитываются только те, для которых эта работа ос­новная; если же в данной школе библиотекарь — совместитель (а графы «Наличие библиотеки», как мы помним, нет), то и получается, что биб­лиотеки в школе нет;

— может не быть библиотеки как структуры, но учебные (да и основ­ные книжные) фонды есть во всех школах;

• ориентиры для планирования работы и ресурсного обеспечения;

• основание для своих требований к учредителю по части оплаты труда.

Именно поэтому каждому, кто связан с библиотечной деятельностью, необходимо видеть важную практическую роль статистики и помнить, что это действенный инструмент анализа реального состояния библио­течного дела и основа для принятия управленческих решений.

Далее рассмотрим более подробно документ, на основании которого мы и будем собирать нужные нам статистические данные.
БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ

На смену ГОСТу 7.41-82 «Единицы учета обслуживания читателей и абонентов библиотек и органов НТИ», утвержденному Госкомитетом СССР по стандартам и действовавшему на протяжении 20 лет, в 2002 го­ду введен в действие новый ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика».


В чем причина смены стандартов? Во-первых, информатизация об­щества и вхождение России в мировое информационное пространство повлекли за собой появление новых видов документов и форм обслужи­вания. Во-вторых, с расширением международных связей и развитием Интернета возникла необходимость учитывать международные стандар­ты в области статистики.

Рассмотрим вкратце основные разделы ГОСТа.
Стандарт обязателен для всех библиотек независимо от ведомствен­ного подчинения и форм собственности.

Общие положения
1.Основными единицами учета для всех видов документов являются экземпляр и название. Используется параллельно учет и в тех, и в других единицах.

При учете названий нужно иметь в виду следующие положения ГОСТа.

• Учет объема фонда в названиях применяется при регистрации но­вых поступлений.

• Повторное издание учитывается как новое название, если оно до­полнено (переработано).

• Многотомное издание, объединенное общим заглавием, учитывает­ся как одно название, за исключением томов, имеющих индивидуальное заглавие.

• Копия издания или неопубликованного документа независимо от вида носителя учитывается так же, как оригинал.

• Приложения к изданиям (вложенные карты, таблицы, ноты, плака­ты, пластинки, дискеты, CD и т.п.), не имеющие самостоятельного зна­чения, отдельно не учитываются.

• Самостоятельные издания, объединенные в одном переплете (кон­волюте), учитываются как отдельные экземпляры и отдельные названия.
2. Учет аудиовизуальных документов (АВД)

Все виды АВД учитываются в названиях с указанием вида носителя и экземплярах.

3. Учет электронных изданий

Экземпляром для электронных изданий являются дискета и оптичес­кий диск. Все электронные издания учитываются также в экземплярах и названиях.

4. Учет пользователей библиотек.

Единицей учета читателей является читатель (пользователь).


Учет общего числа читателей производится по числу читателей, обслу­женных всеми структурными подразделениями библиотеки и зарегист­рированных в единой регистрационной картотеке или единой БД чита­телей.

Единицей учета посетителей мероприятий является лицо, присутству­ющее на мероприятии и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке.

Важно! Перерегистрация читателей производится, как правило, раз в год при полной сдаче (или предъявлении для перезаписи) всех изданий, числя­щихся за читателем.
5. Учет посещений, обращений

Единицей учета посещений является одно посещение, зарегистриро­ванное в документации или БД, принятых в библиотеке.

Единицей учета обращений к электронной библиотечно-информационной сети является одно обращение на сервер библиотеки.

6. Учет запросов на документы и их копии

Единицей учета запроса на документы и их копии (в том числе и на периодические издания) является запрос на один экземпляр документа или копии, зарегистрированный в листке читательского требования или БД.

7. Учет выдачи документов и их копий

Единицей учета выдачи документов и их копий является экземпляр, полученный пользователем по его запросу.

Единицей учета выдачи периодических изданий является экземпляр или подшивка, полученные пользователем по запросу.

Учет выдачи документов проводится по числу выданных экземпля­ров, зарегистрированных в формуляре читателя.

Учет выдачи журналов, газет, карт, изоизданий, дискет и других доку­ментов, объединенных в издательские папки или хранящихся в темати­ческих папках, состоящих из нескольких документов, проводится по числу тех документов, которые соответствуют запросу пользователя.

Учет выдачи копий и документов с выставки входит в общее число выданных документов.

8. Учет запросов и ответов на справочно-информационное обслужи­вание


Единицей учета разовых запросов на справочно-информационное об­служивание (СИО) является запрос.

Учет разовых запросов на СИО проводится по числу:

• затребованных тем (для тематических библиографических запросов);

• библиографических записей, требующих уточнения (для запросов на библиографическое уточнение);

• документов, наличие которых в фонде библиотеки требуется уста­новить (для адресно-библиографических запросов);

• затребованных фактов (для фактографических запросов);

Единицей учета выполненных разовых запросов на СИО является уст­ная или письменная справка.

Учет выполненных запросов проводится по числу:

• тематических справок (библиографических списков, тематических подборок; дополнительно допускается учет библиографических записей, включенных в справку);

• справок, включающих уточненные библиографические записи (при выполнении запросов на библиографическое уточнение);

• справок, содержащих сведения об изданиях, наличие которых уста­новлено в фонде библиотеки (при выполнении адресно-библиографи­ческих запросов);

• справок, включающих выявленные или уточненные факты (при выполнении фактографических запросов).
9. Учет отказов

Единицей учета отказов на документы, их копии является невыпол­ненный запрос пользователя, зарегистрированный в документации, при­нятой в библиотеке.(формируется картотека отказов)
10. Учет мероприятий

Единицей учета мероприятий является одно мероприятие — выстав­ка, устный обзор, день информации, экскурсия и т.д., зарегистрирован­ное в документации, принятой в библиотеке.

Дополнительно в принятой документации (или БД) ведется учет экс­понируемых и выданных документов, а также учет участников меропри­ятий.

Мероприятие, включающее одновременное проведение различных форм (например, выставку и обзор), учитывается как одно мероприятие, но составляющие этого мероприятия называются в принятой документа­ции.


При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячники и т.д.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

Важно! С 2000 года внедрена новая «Инструкция об учете библиотеч­ного фонда» и имеются методические рекомендации по работе с ней. В этих документах представлена вся система учетных документов, в том числе специально для школьной библиотеки. Это один из важнейших документов для нашей работы, который должен быть всегда под рукой.

Среди вопросов наиболее часто встречается следующий: как фикси­руются границы отчетного года — по календарному году или по учебному? В массовых библиотеках весь учет, ведется по календарному, а в школьных — чаще по учебному году.


ВИДЫ УЧЕТА И ПОКАЗАТЕЛИ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ
Учет работы библиотеки позволяет контролировать выполнение пла­на (норм, заданий), сохранность материальных ценностей, документиро­вать ход и итоги работы.

Библиотечная статистика изучает количественную сторону явлений и процессов, связанных с деятельностью библиотеки и является одной из важных составляющих качественной оценки ее работы. Статистические показатели, рассмотренные на протяжении длительного периода, позво­ляют определить тенденцию развития библиотеки, что является основой составления перспективных планов.

В библиотеках, как привило, существует три основных вида учета

Оперативный (или первичный) учет — это систематическая регистра­ция каждого процесса работы в библиотеке по мере его выполнения:

• своевременное оформление сопроводительных документов (наклад­ных, актов и др.) на поступившие и выбывшие книги;

• регистрация полученной литературы в инвентарной книге и других учетных формах;

• заполнение читательских формуляров: изменение данных о читате­ле, запись выданных документов и отметка об их сдаче;

• текущий учет посещений и выдачи;

• регулярное ведение Дневника библиотеки и т.д.


Оперативный учет необходим для управления библиотекой, контроля за ее деятельностью.

Статистический учет устанавливает точные данные:

• о величине, составе и движении фонда;

• о числе и составе читателей;

• о книговыдаче;

• об объеме библиографической и массовой работы.

Все сведения берут из форм оперативного (первичного) учета. Коли­чественные итоги деятельности библиотеки подводятся в конце каждого месяца (квартала, года).

Статистический учет обязателен для всех видов библиотек и осуще­ствляется по единым методам, изложенным в регламентирующих докумен­тах, что достигается посредством единых форм учета.

Бухгалтерский учет — регистрация всех поступлений и расходов мате­риальных ценностей библиотеки (книжного имущества, оборудования и т.д.) в соответствии с нормами бухгалтерского учета и «Инструкцией по учету библиотечных фондов».

Любое расходование денег и поступление/выбытие материальных цен­ностей подтверждается документами.
Показатели библиотечной статистики - это количественные характе­ристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельно­сти и выражаются они в абсолютных, средних и относительных величинах.

Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посеще­ний, мероприятий массовой работы, библиографических справок и т.д. за определенный период времени. Все эти сведения берут из форм опе­ративного учета.

Средние величины — это общая или сводная характеристика несколь­ких или многих однородных величин.

Например, средняя дневная посещаемость (Пд): среднее количество посещений в день рассчитывается путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д)

Пд = Пг:Д

Данный показатель характеризует использование абонемента (читаль­ного зала), нагрузку библиотекаря. Он нужен для изучения реальной про­пускной способности абонемента и читального зала, а также при проек­тировании новых помещений.


Относительные величины — это отношение одной величины к другой.

Относительные показатели могут отражать следующее:

— динамику (численности читателей, книговыдачи, библиотечното фонда и др.);

— структуру (библиотечного фонда, книговыдачи);

— интенсивность (это величины, измеряющие соотношение двух раз­личных по содержанию, но взаимосвязанных показателей).

Показатели динамики и структуры полезно изображать также графически. Для этого используются столбиковые, линейные и секторные диаграммы.
Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы

Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг, выданных одному читателю в год.

Исчисляется путем деления количества книг выданных за год (без учета учеб.)

на число читателей зарегистрированных, за год:

кол-во книг выданных за год

на число читателей б-ки Ч = В : А.
Средний показатель читаемости в школьной библиотеке (без учета выдачи учебников): 17—22.
Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки.

Посещаемость — это среднее количество посещений, приходящихся, на одного читателя в год.

Исчисляется путем деления числа посещений за год на число за­регистрированных читателей:

общее кол-во посещений

на число читателей Пос = П : А
Показатель характеризует активность посещения библиотеки читате­лями.

Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 9 (учебных месяцев) умножить на 2 (посещения) = 18.
Обращаемость (Об) - степень использования фонда. Это среднее чис­ло книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, знача­щихся на конец года (Ф):

кол-во книговыдач

кол-во книг Об = В : Ф.
Средний показатель обращаемости - 3—1,4

Показатель обращаемости характеризует степень использования книж­ного фонда. Поданному показателю судят о соответствии книжного фонда интересам читателей и об уровне работы библиотеки по пропаганде кни­ги информационных документов.
Книгообеспеченность (К) - достаточность книжного фонда. Это сред­нее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного чи­тателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в биб­лиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А):

число книг (без учеб.)

число читателей К = Ф:А.

Показатель книгообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность.

Следует помнить, что показатель книгообеспеченности обратно про­порционален показателю обращаемости: чем выше один из них, тем ниже другой. Следовательно, очень высокая книгообеспеченность так же не­желательна, как и низкая обращаемость.

Книгообеспеченность в 8-10- 12 книг вполне реальна и оправданна.
Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

Можно посчитать процент охвата (По) учащихся (детей) библиотеч­ным обслуживанием, который исчисляется путем деления числа зареги­стрированных читателей (А) на число учащихся данного образовательно­го учреждения (У):

По = А : У х 100.

В массовых библиотеках охват в 70—80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений — 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.


Рассчитывается Ки следующим образом:

— сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.
К сожалению, очень часто в практике работы именно школьной биб­лиотеки встречается нежелание или неумение правильно обращаться с показателями своей работы.
Проиллюстрируем это примером.

Школьная библиотека обслуживала в текущем году 500 читателей, выдала 8500 экз. книг. В следующем году контингент учащихся увели­чится в связи с профилизацией школы и в библиотеке запланировано обслужить 650 читателей, а книговыдачу довести до 10000 экз.

Если просто взглянуть на представленные цифры, вроде все в поряд­ке — по всем параметрам запланировано увеличение. Но, если просчи­тать правильно соотношение отчетных (за прошедший год) и плановых цифр, то картина получится другая. В расчете это выглядит так: книговыдача:


  1. й год 8500 экз. (отчет),

2-й год 10000 экз. (план);

читаемость:

1-й год 8500 : 500 = 17 (отчет),

2-й год 10000 : 650 = 15 (план).

То есть получается, что запланировано снижение читаемости. А если бы библиотека планировала цифры «на вырост», без снижения, то необ­ходимо было бы в данном случае запланировать книговыдачу (при чита­емости 17-18), равную11050 экземпляров.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы

Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

- путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Н = А:Б;

— путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):

Н = В: Б.
Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год (Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):

Са = Р : А.

Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П): Сп = Р : П.

Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Св = Р : В.

Показатели времени

Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

• со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;

• со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;

• со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;

. • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.

Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.


БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Бачалдин Б.Н. Без права на необъективность: Анализ документов-одна из главных форм методического труда / Б.Н. Бачалдин // Библиоте­ка в школе. - 2002. - № 23. -С 21.

2. Библиотека и закон: справочник. Вып. 12 /отв. ред.-сост. О.Р. Бо­родин. - М„ 2002. - [С. 302-310].

3. Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие /под общ. ред. В.К. Клюева, И.М.Сусловой. - М, 2001. - [С.185-187].

4. Дворкина М.Я. Единицы учета обслуживания пользователей биб­лиотек и органов НТИ в ГОСТ 7.20-2000 «СИБИД. Библиотечная стати­стика» /М.Я. Дворкина // Библиотечное дело: XXI век. — 2002. - № 3. — С. 64.

5. Ермакова Т. Статистика от «лукавого»? / Т.Ермакова // Библиоте­ка. - 2000. -№ 12. -С. 4.

6. Зуева Е.С. Королевство кривых зеркал, или Школьная библиотека в зеркале статистики / Е.М.Зуева // Школьная библиотека. — 2002. — №5.-С. 25-31.

7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. — М., 1973. — 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой — М., 1985. - 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. — М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика — современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. — М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.


16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. —74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. — № 2. - С. 14—22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. –

С. 17—20.