birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации


Цели:


  1. углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний.

  2. Формировать умение определять и формулировать значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова от пословиц и поговорок

  3. Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.

  4. Обобщить и систематизировать знания и умения обработки текстовой информации.

  5. Развивать внимание, умение анализировать, применять полученные по другим предметам знания.

  6. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.

Тип урока: интегрированный урок русского языка и информатики

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, фишки разного цвета и формы (голубые – за правильный ответ по ИВТ, розовые – по рус.яз.) Слайд 1


  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово

Знаете ли вы, сколько на земле языков? Практически никто не может дать точного ответа. По подсчетам ученых- языковедов, минимальное количество 2500 тысячи, а максимальное количество около 6 тысяч различных языков. Поэтому, наверно, невозможно перечислить все языки. В Индии, например, существовал язык, на котором мог разговаривать, лишь один человек, единственный, оставшийся из племени. Даже его жена не знала этого языка.

Сколько бы мы ни перечисляли языков, ни один из них не сравнится с русским языком.

Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражании, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый подобно греческому, бесконечной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии. (П.Мериме)

С русским языком можно творить чудеса. «Ломать голову» «Витать в облаках», «Считать ворон». Как же называются такие чудеса? Фразеологизмы. Именно о них пойдёт сегодня речь на уроке, с целью углубить и пополнить ваши знания о фразеологизмах, уметь различать пословицы, поговорки и крылатые слова. Слайд 2


На уроке вы сможете применить свои знания, полученные по другим предметам, а именно знания информатики, так как у нас сегодня урок русского языка и информатики. Предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам книги Знаний и окунуться в мир «Фразеологии».

Записать число и тему: Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации.

А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова ученого-лингвиста Николая Максимовича Шанского. «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».

(Н. М. Шанский) Слайд 3

Русский язык богат фразеологизмами, пословицами, поговорками

Первая наша страница

III. Реализация домашнего задания

1.Необходимо было подобрать пословицы о Родине, о дружбе.

Учащиеся зачитывают свои пословицы.

а) Что такое пословица? Слайд 4

Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения. В пословице содержится какое-либо поучение.

б) Кто создает пословицы? Народ.

У каждого народа есть свои пословицы, в которых наблюдается мудрость, опыт, традиции этого народа.

в) Чему учат пословицы, которые вы зачитали?

2. Прочитать высказывания о пословицах. Какие качества пословиц в них отмечаются? Слайд 5


      1. Мудрость нации заключается в их пословицах, которые коротки и содержательны.

      2. Пословицы – это драгоценнейшие украшения из слов, вечно сверкающие на указательном пальце времени. (В.Тендряков)

Поэтому можно сказать, что пословицы украшают нашу речь.

Слайд 6.

Следующая страница

IV. Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) на ПК Слайд 6

Учащиеся записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.
Ни рыба, ни мясо; никаких нет; несмотря на все усилия; никаким образом; ни в коем случае; как никогда; не смотря под ноги; не защищен; нелепо; нечист на руку; нечего сказать; на нет и суда нет; тридцать три несчастья; нелегкая принесла; еще не прочитана; немеркнущая звезда.

- Обоснуйте выбор написания частицы: не и ни, слитно или раздельно?

- Найдите фразеологизмы в словарном диктанте. Объясните значение.

- Какие признаки фразеологизмов вы знаете? Слайд 7

(Устойчивые неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.) Слайд 8

Следующая страница

V.Работа по теме урока (расширение знаний учащихся)

1.Беседа по теме. Следует обратить внимание на признаки фразеологизмов как системных единиц:

Фразеологизмы и свободные словосочетания. Признаки фразеологизмов: устойчивость, смысловая целостность, образность.
Русский язык богат фразеологизмами Слайд 9

Удивительное чудо фразеологизмы. Одно слово можно заменить несколькими фразеологизмами. Попробуем подобрать фразеологизмы к слову умный. (Учащиеся подбирают фразеологизмы). Все эти фразеологизмы близки по значению, значит, являются фразеологизмами-синонимами.


  1. Наша с вами задача определить признаки свободных словосочетаний и признаки фразеологизмов

Раскройте смысл фразеологических оборотов, отвечая на вопросы:

      1. Кого мы называем? «Белая ворона». « Ходячая энциклопедия» записать в тетрадях. Двое учащихся записывают на доске.

Можно ли воспринимать как фразеологизм лишь одно слово, например, ворона. Подберите к нему прилагательное (черная). Является ли это словосочетание фразеологизмом? В словосочетании черная ворона каждое слово имеет лексическое значение, а в сочетании белая ворона лексическое значение имеет лишь все словосочетание в целом. Так же можно разобрать фразеологизм ходячая энциклопедия.


2) Теперь рассмотрим фразеологизмы в предложениях.

Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова? Слайд 10

Исходя из этих примеров, можно выделить признаки свободных словосочетаний и признаки фразеологизмов.

Учащиеся читают таблицу.

Таблица. Слайд 11

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Слайд 12
3) Украшают ли фразеологизмы нашу речь?

Нужны ли они?

Когда их уместно употреблять?

Поможет нам ответить на эти вопросы следующая страница

Как работает слово Слайд 13

Прослушайте стихотворение В. Суслова «Как работает слово». Записать все фразеологизмы со словом «вода».
Как работает слово

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!

А гуси и утки – сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
Назвать и прокомментировать фразеологизмы
4)Довольно лить воду, займемся делом мы друзья!

Работа по вариантам. Взаимопроверка Слайд 14
Задание. Переписать, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.

1)Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрение народа, общественный строй, идеологию своей эпохи. Отражают, как свет утра отражается в капле росы.


      1. Фразеологические «капли росы» могут стать объективным отражением русской реальности, однако, в том случае, если их национальная «чистота» апробирована достоверным этимологическим анализом.

Взаимопроверка Слайд 15
Двое учащихся объясняют правописание.
4)Следующая страница

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Слайд 16

Проверяем. Слайд 17

5) Задача немного усложняется. Кто быстрее. Отгадайте фразеологические загадки

  1. Физминутка. “Минутка час бережет”

Что мы можем сделать за минуту?

  • Поморгать,

  • Потянуться, и при этом улыбнуться;

  • Налево повернуться;

  • Направо повернуться;

  • Не забудьте улыбнуться!

  • Покачаться, повертеться!

  • 3 сек. помолчать;
  • Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать!




Слайд 18

Информатика
6) Слайд 19. Ученику – удача, учителю – радость. “Умело ограненный алмаз становится бриллиантом” – ребята, как вы думаете, что значат эти слова? На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали текстовый редактор и теперь знаем что такое форматирование документа. Давайте вспомним, что такое форматирование? Что мы подразумеваем под форматированием, т.е. изменением документа? Итак, вы должны показать свое умение и свои знания, не только по информатике, но и по русскому языку. Подумайте, поломайте голову, вспомните все, что изучали. Найдите в тексте фразеологизмы, а текст находиться на рабочем столе в вашей папке, называется он Фразеологизмы. Удачи вам!
7)ЗАДАНИЕ. Кто больше найдет фразеологизмов. Работа по тексту

Слайд 20 Проверяем Слайд 21К
8) Литературная страничка Слайд 22
Окунемся в мир сказок. От вас потребуется особенная внимательность. Вы должны просмотреть, прослушать сказку и успеть записать фразеологизмы.
9) Откуда берутся фразеологизмы? Слайд 23

1) Исконно-русские.

2) Старославянские

3) Крылатые слова из мифологии

4) Крылатые слова и выражения, созданные писателем.

Крылатые слова, пословицы и поговорки Слайд 24


    1. Следует обратить внимание на различие крылатых слов, афоризмов, пословиц и поговорок. Что мы относим к крылатым словам?

К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной литературы.

Афоризмы, в отличие от крылатых, слов имеют характер самостоятельного изречения.

Поговорки представляют собой чаще всего часть пословиц и отличаются от них недосказанностью, отсутствием назидания.



2. Кроме пословиц и поговорок, есть еще и скороговорки.

Чтение скороговорки. Нужен особый талант, чтобы проговаривать скороговорки.




"Крылатые слова" и информатика

Знаете ли вы, что крылатые слова из литературных произведений можно заменить выражениями из информатики


1) Ни дня без строчки

1. Текстовый файл.

2) По образу и подобию

2. Копия файла.



3) "На деревню дедушке"

3. Неправильное имя файла.
Закрепление
Следующее задание Слайд 25-30

И снова в путь. Сейчас самое интересное задание. На экране вы увидите рисунки-подсказки. Мы воспользуемся работами учеников, находящихся в классе, которые выполняли эту работу на уроке информатики. С помощью рисунков- подсказок вы должны отгадать фразеологизм

Слайд 31


Сравнить русские и башкирские пословицы.

1) Сит илдә солтан булғансы, үҙ илеңдә олтан бул.

Торған ерҙән тыуған ил яҡшы.
2) Икмәк – изге ризыҡ.
3) Юҡ күңеле, юҡ теле, һөйләй, өйрәтә үҙе.
4) Әйткән һүҙең – йөҙ алтын, өндәшмәүең – мең алтын.

1) Где-то, может, и хорошо, а на Родине лучше

2) Самая святая пища – хлеб

3) Души и языка нет, а говорит разумное .

Многословие – серебро, а молчание – золото
VI. Подведение итогов

1. Мы с вами совершили длительное путешествие по страницам книги знаний и можем сделать вывод: Слайд 32

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной

2.Что мы можем сказать о фразеологизмах? Слайд 33
И напоследок я скажу. Слайд 34-35
VII. Домашнее задание

Я предлагаю вам венгерские головоломки. Найдите в них слова и термины, которые используются при работе в программе ТП MS Word. Слова записаны «змейкой». Их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали (сверху вниз, снизу вверх, слева направо и т.д). Удачи вам!
VIII. Комментирование оценок. Подсчет карточек.

Давлетмедова И.С., учитель русского языка и литературы,
Галимова З.Н., учитель математики, информатики


МБ ОУ СОШ № 2 г. Учалы