birmaga.ru
добавить свой файл

1
Формирование духовно-нравственного наследия


посредством изучения истории родного края
Косенкова О.С.,

заместитель заведующего по ВМР

На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования.

Духовно-нравственное воспитание личности — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса.

Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию. Обеспечить же системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении под силу только учреждениям образования, где работают педагоги-профессионалы.

В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным направлением деятельности, в рамках которого педагогическим коллективом решаются следующие задачи:


  • формирование базовых основ личности посредством нравственного воспитания;

  • формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, культурному наследию своего народа, природе родного края;

  • создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, посещающего детский сад.

Решение сегодня задач духовно-нравственного воспитания требует создания определенных психолого-педагогических условий. Прежде всего это:

  • создание развивающей среды в детском саду,

  • умение руководителя мобилизовать себя и коллектив на творческие дела,

  • создание детско-взрослого сообщества на основе педагогики сотрудничества.

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» имеет высокий статус в городской системе образования, осуществляя деятельность в инновационном режиме. На базе дошкольного учреждения функционирует городская экспериментальная площадка «Создание эколого-краеведческого пространства в дошкольном образовательном учреждении». В настоящее время данная проблема рассматривается как фактор развития исследовательской деятельности.


Ведущими направлениями опытно-экспериментальной работы детского сада являются:

Духовно-нравственное воспитание ребенка посредством интеграции процесса во всех разделах Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения № 11 «Олененок»,

Создание эколого-краеведческого пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Экспериментальная работа осуществляется в контакте с объектами социокультурного окружения, в частности, с городским Краеведческим музеем, Детской школой искусств, средней общеобразовательной школой № 15, Литературно-музыкальным музеем, музеем –усадьбой А.М. Герасимова, Центром досуга школьников и т.д.

Педагоги дошкольного учреждения находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. В детском саду № 11 «Олененок» реализуются сертифицированные методические разработки, интегрированные курсы, методические рекомендации, авторами которых являются педагоги дошкольного учреждения.

Большое количество методических разработок связано именно с направлениями экологического краеведения и приобщения дошкольников к истокам русской, в том числе тамбовской национальной культуры.

Создавая проблемные ситуации, ставя ребёнка перед духовно- нравственным выбором, педагоги стремятся мягко, недирективно вести воспитанников в нужном направлении. Для этого ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная коммуникативно-знаковая среда, в которой рассредоточены и в полной мере представлены самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства общения.   Педагогами детского сада созданы условия для целостного духовного развития ребенка, как личности. Так, например, в нескольких группах детского сада организованы мини-музеи русского быта, народных ремесел и народного костюма. По итогам городского смотра-конкурса мини-музеев в детских садах наше дошкольное учреждение заняло 1 место за оформление мини-музея «Русская изба».


Педагогический коллектив детского сада № 11 «Олененок» активно адаптирует федеральные программы, рекомендованные Министерством образования и науки: «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Приобщение к истокам русской национальной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.

Разные виды деятельности, в том числе и самостоятельная деятельность детей помогают разобраться в непростых вопросах, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям, к Отечеству; пополняют словарный запас детей. Они начинают ощущать себя частицей огромного целого, которым является наш народ - могучий, самобытный, с высочайшей культурой.

Доброй традицией в нашем учреждении стало проведение конкурсов детского рисунка, детско-родительских творческих работ «Мой город Мичуринск-наукоград», «Родословная моей семьи». В 2011-2012 учебном году педагоги и воспитанники детского сада стали участниками регионального этапа VII Международного конкурса детских рисунков «Красота Божиего мира», Международном конкурсе-фестивале декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо-2012», городских конкурсах-выставках творческих работ «Святыни земли русской» и «Пасхальный благовест», ежегодном городском Детском пасхальном фестивале.

Педагоги детского сада делятся опытом своей работы по краеведческому направлению на страницах научно-практических журналов. Воспитатель Иншакова О.В. принимала участие в работе Международной научно-практической конференции «Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда».

В сентябре 2012 года педагоги детского сада в составе творческой группы педагогов дошкольных учреждений города приняли участие в подготовке масштабных цветочных композиций для участия в VII Всероссийской выставке «День садовода» и выставке, приуроченной к 75-летию Тамбовской области.

И в заключении хочется сказать следующее. Мы должны стремиться сохранить наше историческое и культурное наследие, в том числе наследие малой Родины и воспитывать подрастающее поколение на традициях народной, классической и православной культур, что поможет привить нашим детям нравственный иммунитет и успешно адаптироваться в будущей жизни.

Духовно-нравственное развитие.ppt