birmaga.ru
добавить свой файл

1
Фирма и конкуренция


Фирма нанимает людей на работу, производят товары и услуги. Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Зачем создаются фирмы? 1. С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага.          2. С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды.    3. С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.

  Виды прибыли. Для осуществления своей деятельности фирма пользуется внутренними и внешними (покупными) ресурсами. Рас­ходы на приобретение использованных фирмой внешних ресурсов образуют внешние затраты фирмы, а расходы на приобретение использованных фирмой внутренних ресурсов (если даже они не были связаны с реальным денежным платежом) — внутренние за­траты. Выручка от продаж за вычетом внешних затрат со­ставляет бухгалтерскую прибыль фирмы. Прибыль за вычетом еще и внутренних затрат составляет экономическую прибыль фирмы. Фирма имеет благоприятные шансы на развитие лишь при наличии экономической прибыли. Главными способами увеличения прибыли фирмы являются сокращение затрат на производство и сбыт ее товаров, а также правильное установление цен на них.

Виды затрат и их экономическое значение. Внешние затраты фирмы бывают двух видов: постоянные и переменные. Постоян­ные затраты не меняются в зависимости от объема выпуска про­дукции. Переменные затраты изменяются в том же направлении, что и величина выпуска продукции. Сумма постоянных и перемен­ных затрат образует общую сумму затрат.

Понятие о средних и предельных затратах. Деление общей сум­мы затрат на объем выпущенной продукции позволяет определить величину средних затрат на единицу продукции. Чем ниже сред­ние затраты, тем выше прибыль с каждой единицы продукции. При выборе своей коммерческой политики фирма должна обра­щать внимание не только на средние, но и на предельные (маржинальные) затраты, то есть на ту реальную сумму затрат, в ко­торую обходится изготовление каждой дополнительной единицы продукции. Эти предельные затраты надо сопоставлять с пре­дельной выручкой от продаж дополнительной продукции: затра­ты не должны быть выше.


Влияние конкуренции на деятельность фирм. Возможности управления ценами зависят также от того, какая конкурентная ситуация в целом сложилась на данном рынке, насколько он моно­полизирован крупнейшими фирмами. Существует несколько типов таких конкурентных ситуаций, которые с точки зрения усиления власти отдельной фирмы над формированием рыночных цен можно расположить в следующем порядке: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Чем выше степень монополизации рынка, тем менее совершенно работает его механизм, и потому во всем мире государство стре­мится защитить конкуренцию.

 Закрепление


  •    Что такое фирма и каковы ее признаки?

  • Можно ли считать директора государственного предприятия предпринимателем?

  • Какие затраты больше: экономические или бухгалтерские?

    • Экономика СССР была построена на основе круп­нейших предприятий. Почему это было сделано именно таким образом и связано ли с тем, что сейчас большин­ство таких предприятий переживает трудные времена?

    • Предприятия в экономике СССР очень часто были почти  полными монополистами в изготовлении отдель­ных видов продукции. Каким образом это сказалось на уровне их затрат и породило трудности в борьбе с при­шедшими сейчас на российские рынки иностранными конкурентами?

    • Почему снижение темпов инфляции побуждает рос­сийские предприятия обратить большее внимание на сни­жение затрат?

  • Что такое чистая монополия и какие примеры чистой монополии можно привес­ти из отечественной практики?

  • К какому типу относится рынок транспортных услуг в вашем городе?

  • Как рост монополизации рынка влияет на величину рыночной цены?