birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Ферсилеева Ж. Н.,учитель русского языка~sz=111065;pg=1;te=Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души~cat=~t=~!~Ферсилеева Ж.Н.,учитель русского языка

ОШ №47 г.Мариуполь

Самые убедительные речи именно те,

где заключено более всего образов.
Жан Жак Руссо
Ассоциативно – образная интерпретация на уроках

русского языка и литературы

Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко — в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души.

«Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу». Квинт Энний.

Наше время – время перемен. Сейчас Отчизне нужны люди, способные принимать нестандартные решения, имеющие творчески мыслить. Человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразуя природу, создает предметы, которых в ней нет. Обычно перед материализацией какого – либо замысла строится мысленный его образ. Такое умение и называется воображением. Именно поэтому, воспитание новой современной личности должно быть ориентированно на развитие творческого воображения. Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Развитию творческого воображения помогают развитые творческие способности – продукт самостоятельного решения вопросов и задач, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, это – продукт развития, при котором учитываются интересы, увлечения и страсть, т.е. главные движущие силы.

Чтобы развивалась творческая личность, необходимо сосредоточенность, нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения, ассоциативного мышления, которое питается за счёт тех или иных разнообразных запасов впечатлений и представлений, почерпнутых в окружающей действительности.

Важно формировать творческое воображение в учебной деятельности школьников. Ведь именно оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности.

От уровня развития творческого воображения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Разработанные задания и упражнения, применяемые систематически, развивают творческое воображение учащихся на уроках литературы и языка.

Именно драматизация является одним из учебных приёмов, которые способствуют активизации учебной работы учащихся. Вот некоторые из видов драматизации, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков:

- чтение произведения по ролям.

-чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений, интонации, расположения в группах;

- чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живого действия;

-разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая ребят к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических. Для развития творческого воображения на уроках литературы, предлагаю те упражнения, использование которых на каждом уроке, в системе, обязательно поможет развитию воссоздающего и творческого воображения на уроках литературы.

^ I . Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие задания:

· Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

· Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п.

· Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;

· Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.^ Составление сенкан

Снежинка

нежная, холодная.

летит, кружит, танцует.

снежинка нежная кружится

и на землю медленно ложится

 Составление даймонда, творческой работы по форме представляет собой семистишье.

1 и последняя строчки – существительные – антонимы.

2 строка – два прилагательных или причастие.

3 строчка – три глагола.

4 строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения.

5,6 строчки -зеркально повторяют вторую и третью
Осень
яркая, золотая
радует, чарует, восхищает
время идти в школу
учеба, каникулы
празднуем Новый год
заморозила, запорошила, охладила
белая, снежная
Зима
Центон – это стихотворение, составленное из строк других произведений. Это слово в переводе с латыни означает «одеяло из цветных лоскутов».

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?
Спой, светик, не стыдись!
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
Медведь взревел – и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
По счастью, близко тут Журавль случился.


Он костью чуть не подавился
^ II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы развивать воображение школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.

· Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.

· Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами;

· Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

^ III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Именно выразительные средства языка, красоту поэтических выражений должны понимать дети.

· Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

· Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

· Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

· Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Интересен прием «Одиннадцатисловие», включающее в себя 5 строчек,11слов

1.Цвет, качество (прилагательные).

2.О чем пишу (прилагательное + существительное);

3.Тема расширяется (три слова).

4. О себе (4 слова);

5. Результат, вывод (1 слово).

Как пример можно привести строки, написанные восьмиклассниками.

Белоснежная

Тонкая снежинка

Ты летишь задумчиво

Я люблю твою нежность

Любуюсь

Стихотворение по метафоре

Снежинка – это белое облако, (цвет)

Снежинка – это воздушная вата, (вкус)

Снежинка - это запах свежести, (запах)

Снежинка - это ажурное покрывало, (внешность)

Снежинка –это песни вьюги, (звук)

Снежинка – это ожидание чуда. (качество переживания)

^ IV. Упражнения, направленные на выражение личностного отношения:

Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:

· Какие настроения автора вы почувствовали?

· Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;

· Выразите возникшее у вас чувство;

· Расскажите о своём отношении к воображаемой картине после прочтения.

Сочинение – метаморфоза …Слово «метаморфоза» в переводе обозначает «превращение». Помните, мы изучали в школе «Метаморфозы» Овидия? Самая популярная метаморфоза из произведения: юноша, увидев своё отражение в ручье, залюбовался им. Влюблённость в самого себя привела его к смерти, и он превратился в прекрасный Нарцисс. А что может почувствовать цветок? О чём он думает? Каким видит мир?

Попробуйте и вы «превратиться» в какое-нибудь растение, предмет, животное и описать свои ощущения и переживания. Идентификация с предметом: что чувствую, что случилось... А пока пример, как это получилось у семиклассницы.

Однажды утром я увидела, что … превратилась в снежинку. Я стала нежной, хрупкой, мягкой. Мои пушинки оставляли следы на земле, на рукавах пальто и курток, меховых шапках. Когда солнце улыбалось, я блестела и искрилась миллионами бриллиантовых лучиков. Люди, встретив меня, опускали глаза и щурились от блеска моего сказочного великолепия! Как приятно себя ощущать хрупкой и прекрасной!

Сочинение «Я…»

Пишется от лица предмета или героя литературного произведения. Словом "Я" начинается каждая нечётная строка.

Я – хлопушка,

Я люблю мечтать!

Я - хлопушка,

Я люблю удивлять!

Я – хлопушка,

Я люблю смеяться!

Я – хлопушка,

Я люблю в фейерверке купаться!

Я – хлопушка,

Я хочу всем радость дарить!

Я – хлопушка,

Я могу все мечты воплотить!

В старших классах часто пользуюсь приемом написания эссе-литературным жанром прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Для каждого учащегося предоставляю алгоритм написания:

  • Привлечь внимание.

  • Построить ассоциативную цепочку.

  • Подобрать интересные метафоры к ключевым словам.

  • Привести примеры из личного опыта.

  • Внести цитату – афоризм.

  • Использовать вопросы и ответы на них размышляя о главном.

  • Сокращать лишнее.

  • Проверить написанное

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Используя такую форму работы, как сочинения разных типов, стараюсь приблизиться к действительности, социализировать задание.

Мы вспомнили о сказке. Но какая же новогодняя ночь без сказки. Представьте, что в полночь под елкой ожили новогодние подарки. Поучаствуйте в диалоге подарков.

Стараюсь использовать различные формы диалогов:

Диалог - обращение;

Диалог - привлечения внимания;

Диалог - знакомства;

Диалог – спор;

Диалог – совет;

Диалог – поздравление;

Диалог – утешение;

Диалог – убеждение.

^ V. Упражнения, направленные на развитие творческих способностей

Монофон - составление краткого рассказа, все слова которого начинаются на один звук. Упражнения с монофонами (чтение и написание) способствуют активизации дикции и произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего, расширяют горизонты ораторского мастерства и способствуют становлению речи. Монофоны рекомендуется читать выразительно вслух. Максимальную пользу принесёт составление собственного монофона на каждую букву алфавита.

Студенческая суматоха.

Снова сессия. Снова снится студенту стипендия. С сессией связаны самые сильные сомнения. Сколько сессий сдано! Суетишься, снуешь с синтаксисом, символизмом, сенканами, синонимами. Существует суждение: стараешься семестр – сдаешь сессию спокойно. Сие совершенно сверхъестественно. Совсем спокойно станет – стартует совершенная спячка.

Кинолента ведений, требующая использование только определенных слов «Лес. Солнышко. Воздух. Сказка. Зима».

Прекрасно и ослепительно в лесу. Несмелое солнышко запуталось в ветках высоких деревьях и радует своей улыбкой. Я ему улыбаюсь в ответ, потому что мне нравится это время года. Воздух чист и свеж, да так что дышится легко! Все становится сказочным и необычным.

Это зима – искусница превращает каждый день в маленькую сказку!