birmaga.ru
добавить свой файл

1
Учебно- исследовательская работа


«Воспитание Музыкой»
Посвящается родителям,

которые хотят вырастить своих детей всесторонне образованными,

культурными и духовно развитыми.

Автор работы:

Дегтерева Раиса Борисовна -

преподаватель Детской школы искусств

г. Белая Калитва.
База исследования:

Детская школа искусств, отделение

струнно-щипковых инструментов. г. Белая Калитва
Цели и задачи работы:


  1. Обосновать и доказать влияние музыки на развитие личности.

  2. Роль семьи в музыкальном образовании и воспитании ребенка.

  3. Роль педагога - музыканта в обучении ребенка музыке.

  4. Влияние союза родителей и педагога на формирование отношения ребенка к музыке

  5. Заключение.



Введение.

На создание этой работы меня подтолкнула мысль, что, несмотря на значимость, важность и актуальность этой проблемы, очень мало публикуется материала и работ по этой теме. Тем не менее, это наиболее важное звено для успешной работы педагога в школе. Работой педагога-музыканта с родителями практически никто не занимается, хотя это неотъемлемая часть учебного процесса. Без связи и взаимопонимания родителей ученика и педагога невозможно достичь хороших результатов в обучении ребенка, даже в том случае, если он имеет способности к музыке. Если не установлен контакт родителей и педагога, если нет взаимопонимания между ними, если родители не правильно реагируют на замечания педагога, то обучение ребёнка не будет эффективным и продуктивным. Этот родительский настрой будет передаваться и на ребёнка. Родители являются немаловажным звеном в процессе обучения ребёнка в музыкальной школе, даже если они не имеют музыкального образования. В первую очередь в обучении играет родительский авторитет, заинтересованность в обучении ребёнка, правильная реакция на его «взлёты» и «падения». И, если, повторюсь, нет такого тандема в обучении «родитель – педагог – ученик», обучение не будет эффективным.

I. Главным критерием развития личности является духовность человека. Развитие духовности является одним из важнейших приоритетов в образовании. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты в жизни, ценности и подчинять им свои поступки, поведение. Наблюдая за своими учениками, да и за учениками музыкальной школы других отделений, я пришла к выводу, что уровень развития этих детей гораздо выше, интересы более разносторонние, чем у их сверстников, посещающих только общеобразовательную школу.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский в своих книгах, рассказывающих о методах воспитания детей, так сказал о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления». « То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В.А.Сухомлинский. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Невозможно построить воспитательный процесс только с помощью науки или с помощью назидательных бесед с детьми. Он представляет собой сложный процесс становления человеческих отношений, развития контактов и т.д.

«Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» В.А.Сухомлинский.

Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей необходимо каждому ребенку, чем раньше, тем лучше. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память. Ребёнок становится организованнее, собраннее, он старается распределить своё учебное и свободное время так, как ему удобно, чтобы оставалось время и для досуга, но при этом и было время для занятий. И у этих детей, как правило, хватает времени на всё, благодаря организованности. Любые занятия музыкой развивают творческие способности, особенно влияют на это коллективное творчество: хор, ансамбль, оркестр и др.


Не зря Михаил Казиник сказал «Если вы хотите, чтобы Ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, физики, английского языка, а с музыки. Абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Музыка- пища для мозга. В структурах музыки скрыты все последующие открытия. И Эйнштейн со скрипкой и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость!»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В. А. Сухомлинский).

Главными предметами в античной школе были логика, музыка, математика, гимнастика и риторика. Многие исследования показали, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции - усиливает обмен веществ, изменяет дыхание, меняет кровяное давление и мускульную энергию. Ученые из университета Конкордин определили, ребенок, который занимается музыкой с раннего детства, получает положительное влияние на развитие мозга. Постоянные занятия укрепляют нейронные связи между областями мозга, которые «несут ответ» за планирование и выполнение движений. По словам автора исследования Виржинии Пенхьюн: «Обучение игре на музыкальных инструментах требует от человека координации работы рук со зрением и слухом. Занятия музыкой способствует повышению развития связи между моторной и сенсорной областями мозга».

Как сказал известный пианист нашего времени Денис Мацуев «Мы не проживем без культуры, если не будем слушать Чайковского, читать Пушкина, Достоевского. Мы вымрем - сперва внутри, в душе, а потом физически - как нация, способная что-то созидать. Потому что человек, развитый не только физически, но и духовно, по другому относится ко всему - и к работе, и к близким. Дайте ему возможность хотя бы раз в жизни Чайковского послушать, И может быть, тогда он впервые задумается: а бить ли ему жену с пьяных глаз? И пить ли ему вообще? Я понимаю: это не с каждым произойдет. Но если хотя бы с одним из десяти - уже хорошо!»


Ведь на самом деле, что слушают наши дети? Я не хочу и не буду критиковать современную музыку (я просто не имею права этого делать), но такая музыка вызывает только отрицательные эмоции и негатив. Рок – музыка и поп – музыка – это главное ритм, даже скорее пульс. А чувство ритма вызывает у подростков « стадное» чувство, приобщающих к понятию «мы», позволяет выплеснуть напряжения и переживания. По мнению одного рокера, «современная музыка – это музыка ответов, классическая музыка, напротив, ставит только вопросы, она заставляет мыслить, задумываться, к чему многие подростки не готовы». Эту музыку нельзя слушать отрешённо, процесс восприятия серьёзной музыки требует большой отдачи, умственных и физических сил.

«Чем отличается попса от непопсы? -…попсовики больше любят деньги, чем музыку. А музыканты – музыку больше, чем деньги».

Ведь наши дети практически никто не знает кто такой Чайковский, Моцарт, Рахманинов, что есть такой оркестр «Виртуозы Москвы», например, а их музыку они даже не слышали. Не нужно слушать сразу симфонии и какие – то серьёзные вещи этих и других авторов, масса доступных для восприятия ребёнка произведений. Вот если родители, например, включали бы дома хотя бы «Детский альбом» Чайковского, а не телевизор, с их детьми со временем произошли колоссальные перемены: родители бы заметили, что их сын ил дочь стали добрее, спокойнее, в конце концов, может даже послушнее. И желательно это делать вместе с ребёнком, ведь для наших детей это очень важно, что их мама или папа вместе с ним слушают такую музыку. Нашим детям, в наше время, очень не хватает родительского внимания, понимания и заботы. Ведь только мы, родители, в процессе воспитания детей готовим сами себе будущее: каким дерево вырастишь, как ты будешь за ним ухаживать, такие плоды оно и даст со временем.

II. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». А.С.Макаренко.


С.Е.Беляев: «Семья является основным институтом народно-педагогической практики приобщения подрастающих поколений к музыке».

Если говорить об обучении в музыкальной школе, то очень многие родители, в особенности те, которые не имеют музыкального образования, очень приблизительно и смутно представляют систему обучения в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

В беседах с родителями на вопрос: «Почему Вы привели своего ребенка в музыкальную школу?», чаще всего звучит один и тот же ответ: «Чтобы не болтался на улице!», или другой ответ, который звучит гораздо реже: «Привить эстетический вкус, развивать с помощью музыки, воспитать высококультурным человеком». Некоторые родители считают музыку трудовым воспитанием. Поэтому на вопрос « Нужна ли музыка?», у родителей всегда однозначный ответ: «Да!»

С целью узнать, что ждут родители от обучения ребёнка в музыкальной школе и вообще мнение родителей о музыкальной школе уже не один год проучившихся детей, я просила написать родителей маленькие своего рода сочинения на тему: «Что нравится и не нравится вам в обучении вашего ребёнка?» Хочется привести несколько цитат из этих сочинений:

- «…Развивать способности, раскрывать потенциал и индивидуальность детей – это огромный «плюс», который я ставлю музыкальной школе в противовес общеобразовательной…Как пойдут дела дальше, зависит от нас всех - только в команде можно достичь больших результатов, я в этом убеждена».

- « Какая польза от обучения в музыкальной школе? Учиться преодолевать свою лень. Музыка, как и спорт, дисциплинирует. Мой сын научился планировать время: «Сейчас я позанимаюсь балалайкой, потом почитаю». Чувствует наше уважение, что он умеет то, что не могут делать родители».

- « Обучение музыке, я считаю, даёт моему ребёнку попробовать себя в чём - то новом и взглянуть на мир с другой стороны, развивает коммуникабельность, помогает развить силу характера, преодолеть лень. Когда мой сын смотрит телевизор и звучит какая – либо музыка за кадром, он пытается разобрать, на каких инструментах играют. Ему нравится играть на балалайке перед своими одноклассниками».


- «…После того, как моя дочь стала посещать занятия, у неё появилась цель и стремление к чему - то более высшему…Она стала более ответственной и терпеливой…»

- « Музыка – это развитие пространственного мышления, развитие усидчивости, упорства, усердия, трудолюбия. Это приобщение к прекрасному. Музыка развивает силу характера, помогает преодолевать лень. Музыка – это часть культуры, развивает, делает ребёнка умным. Это и общее развитие, возможность карьерного роста. Существует мнение, что занятия музыкой помогают лучше развиваться обоим полушариям мозга. Конечно же, мы не представляли, что это суровая школа жизни, где придётся трудиться каждый день. Это экзамены и зачёты, не каждый может держаться на сцене, нужна хорошая нервная система. Это занятие для сильных духом…»

- « Занятия музыкой – это приобщение к нашей великой культуре, духовности, в дореволюционной России музыке учили абсолютно всех, вне зависимости от способностей и желания. Мне кажется, человек, играющий, музыкальный, учится сопереживать, тонко улавливать суть, уметь общаться с разными людьми о разном, так как он играет разные произведения: весёлые и грустные, народную музыку, марши. Игра на инструменте учит быть собраннее, рассчитывать только на себя, а этого моему сыну явно не хватает. Музыка увлекает и отвлекает ребёнка от мультиков, игры на компьютере, просто бестолкового времяпрепровождения».

Но, как правило, участие родителей в процессе обучения сводится к одному - обеспечить присутствие ребенка на уроке, в лучшем случае поинтересоваться успехами, посмотреть дневник и проконтролировать подготовку домашнего задания по специальности. На этом миссия родителей заканчивается. При первых же трудностях (а они обязательно будут), когда не получается, у детей пропадает желание учиться. Если в этот момент родители не помогут своему ребенку разобраться, пойдут по пути наименьшего сопротивления, то чаще всего результат всегда один - дети уходят из школы! Если родители сами не готовы много трудиться, заниматься своими детьми-дети тем более этого не захотят.


Никогда родители не должны показывать, а тем более говорить, что они ничего не понимают в музыке и тем более, как играть или учить произведение. Это может привести к тому, что у ребёнка будет потерян родительский авторитет и будет «работать» принцип «Если не знаешь, буду заниматься, как хочу и сколько хочу». Просто нужно выбрать время и прийти на урок, преподаватель всё объяснит, после чего родители окажут неоценимую помощь ребёнку в подготовке домашнего задания.

Ещё одна, на мой взгляд, ошибка родителей – не поддерживать ребёнка в случае неудачи, критиковать его игру, публичные выступления, сравнивать его с другими детьми. Нужно всегда поддержать ребёнка, что бы не случилось. Ведь и взрослые не застрахованы от ошибок. Не получилось сейчас, обязательно получится в следующий раз! Это для детей очень важно! Ничьё слово, кроме родительского слова (и это для ребёнка очень значимо), не имеет такого важного значения для ребёнка, и он (ребёнок) обязательно сделает всё возможное, почувствовав родительскую поддержку! А каким будет слово и итог этого слова зависит напрямую от родителей. Ведь по сути такое пусть маленькое, но «поражение» ребёнка – «поражение» и родителей!

Скрипач Шиничи Сузуки сказал: « Все дети растут, результат зависит от того, как их растят!» Поэтому, принимая ребенка в музыкальную школу, нужно побеседовать с родителями и выяснить «Как они представляют обучение ребенка музыке? Готовы ли они сами «учиться» вместе с ребенком?» Ведь обучение музыке огромный труд, требующий терпения, дисциплины, последовательности. Всем известно, что дети лентяями и бездельниками не рождаются. Поэтому многие родители, желая вырастить своих детей трудолюбивыми, образованными, воспитанными прикладывают немало сил, времени и терпения. Самое удивительное, что воспитание и обучение детей обогащает самих родителей. Древние говорили: «Дети – наши учителя!»

« Детство не должно быть постоянным праздником, - Если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда». (В. А. Сухомлинский).


Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что гораздо результативнее и успешнее занимаются дети, родители которых принимают активное участие и заинтересованы в том, чтобы ребенок учился и окончил музыкальную школу. Именно семья является первой ступенькой для вхождения ребенка в мир музыки. Семья - первичный источник музыкального опыта ребенка, та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Здесь он играет, готовит уроки, смотрит телевизор, обменивается впечатлениями, делится своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют вкусы ребенка. Позиция семьи определяет успешность получения ребенком музыкального образования. Если навыки и умения, полученные в музыкальной школе, будут востребованы дома, на семейных праздниках, и ребенок будет чувствовать, что его умение доставляет удовольствие родным и близким, друзьям, что благодаря своим музыкальным достижениям он приобретает особый вес в их глазах, у него растет чувство самоуважения, повышается самооценка. Родители должны поддерживать и помогать своему ребенку в обучении на инструменте.

Дело в том, что процесс обучения в музыкальной школе кардинально отличается от преподавания общеобразовательных дисциплин. Поэтому я после знакомства с родителями начинающего учащегося рекомендую для успешного обучения присутствовать на занятиях по специальности. В результате я получаю детей, которые серьезно относятся к музыкальным занятиям, и вовлекаю родителей в учебный процесс. В моей практике были такие случаи, что присутствие родителей уже было необязательным. Ученик понимал требования педагога, но мама продолжала посещать занятия по специальности, объясняя это тем . что ей очень интересно самой. Конечно, личность педагога, его авторитет для родителей, а, следовательно, и детей играет очень большую роль. Поэтому преподавателю с первой встречи, с первых занятий нужно расположить и родителей, и ребенка к себе.


Очень важен союз педагога и родителей. Контакт ученика, родителя и педагога, особенно в начальный период занятий, когда учитель, еще хорошо не изучив ученика, когда он еще не может чувствовать и понимать ребенка так, как его понимают близкие - его родители - обязателен! Со стороны родителей проявляется доверие к той работе, которую проделывает учитель, так как они начинают видеть и понимать, чем занимаются с их детьми. Родители помогают педагогу создать более полное и точное представление об ученике. Благодаря этому, можно гораздо быстрее найти контакт с учеником. Участие родителей в занятиях помогает не только педагогу. После многолетних наблюдений, на основании накопленного опыта я пришла к убеждению, что этим педагогико - психологическим приемом можно влиять на взаимоотношения между учениками и их родителями, содействовать их взаимопониманию, взаимоуважению. Родители тоже становятся нашими учениками, а для своих детей - домашними учителями. Наблюдая за уважительным и серьезным отношением к ребенку, видя полную самоотдачу педагога. Родители гораздо охотнее, свободнее и с большей радостью начинают общаться со своими детьми.

«Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо» (С.Смайлс).

В семьях, где любят музыку и готовы прийти на помощь ребенку в освоении музыкального материала, музыка становится неотъемлемой частью жизни ученика. Обучение игре на инструменте - процесс длительный. Программа рассчитана на несколько лет напряженной, творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель не только музыкального, но и духовно-нравственного, культурного развития ребенка. Создано единое воспитательное и образовательное пространство для ученика, но и культурного просвещения родителей. На все мероприятия, которые проводятся в музыкальной школе и городе, я обязательно приглашаю родителей, родственников. Конечно, родители приходят не на все концерты. Как правило, на те, в которых принимают участие их дети. Особенно важна поддержка близких людей перед концертным выступлением ученика, перед экзаменом. Перед участием в конкурсе или фестивале. В жизни ребенка – это важный и ответственный момент. Нужно отдать много сил, времени, эмоций, чтобы успешно, на подъеме, без срывов исполнить разнообразную и объемную музыкальную программу.


Ещё одна из форм работы с родителями – это проведение так называемых семейных концертов. Я использовала эту форму в своей практике. Родители принимали участие в концерте вместе с их детьми; выходили на сцену и выступали в роли участника концерта. Это очень помогает понять родителям, какие чувства и ощущения испытывает ребёнок, выходя на сцену, и соответственно, снижается поток критики со стороны родителей в адрес ребёнка. И, что я заметила, авторитет родителей возрос у детей. Это очень сплачивает семью. Когда готовится музыкальный номер, в котором участвует вся семья – это очень захватывает детей и вызывает гордость за родителей. И пусть даже это исполненная не на инструменте, а просто под аккомпанемент ребёнка песня!


Выступление Владислава и Андрея Орловых.

Исполняется собственное сочинение Владислава.

Владислав учится в 3 классе,

Андрей окончил музыкальную школу по классу фортепиано




Выступление квартета Сударкиных.

Исполняют «Песню про зайцев» А. Зацепина. Данил учится во втором классе по специальности «балалайка», сестра Света учится по классу гитары, мама и папа выступают в роли вокалистов – иллюстраторов.



Ансамбль родителей ударных и шумовых инструментов



Выступление семьи Ярославцевых.

Исполняют Н. Богословский «Песню старого извозчика»

Михаил учится в пятом классе по специальности «балалайка»,

брат Степан учится на подготовительном отделении в


музыкальной школе, бабушка – Алла Васильевна.







Перечисленные формы работы помогают родителям лучше узнать своего ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Понять его индивидуальные особенности. Детям узнать больше о своей семье, обогатить свой опыт новыми впечатлениями, раскрыть свой творческий потенциал. Родители учащихся - союзники и помощники, самые благодарные слушатели. Они оказывают неоценимую помощь в организации классных концертов.


Советы родителям по организации домашних занятий детей


  1. Занятия должны быть регулярными. Чтобы научиться играть на инструменте нужно много трудиться. Даже 20-30минут занятий каждый день имеют большую пользу.

  2. Нельзя заставлять ребенка садиться заниматься сразу после школы. Перед занятиями он должен отдохнуть и поесть.

  3. Занятия не должны быть продолжительными. Можно делать небольшие перерывы, меняя вид деятельности.

  4. Родители должны следить за качеством занятий. Ребенок не должен отвлекаться. Очень важно, чтобы занятия были плодотворными.

  5. Следите за его осанкой. Ребенок не должен горбиться.

  6. Следите за его успеваемостью. Проверяйте его дневник.

  7. Не забывайте похвалить ребенка, внимательно послушать его произведения. Ребенок должен ощущать вашу поддержку и любовь.

  8. «Мама (или папа) я не хочу заниматься сегодня музыкой». Наверняка, все родители, у которых есть дети, занимающиеся музыкой, рано или поздно слышат нечто подобное. Это нормально для детей временами не хотеть заниматься.

Практика - неотъемлемая часть обучения на любом инструменте. Ее не избежать. Последовательность - вот ключ к проблеме!


Среди музыкантов есть поговорка «Вам не нужно заниматься каждый день. Только в те дни, когда вы едите!»

И все же несколько советов, как не дать вашему ребенку бездельничать.

- Вместо того чтобы устанавливать сроки, поставьте цель, не связанную со временем. Например, вместо требования заниматься 30 мин. каждый день, скажите: «Сегодняшняя цель - правильно сыграть эти две строчки. Как только ваш ребенок это сделает – занятия могут быть закончены. Если Вы пойдете таким путем, ваш ребенок сосредоточится на этой поставленной перед ним задаче и будет меньше смотреть на часы.

- Нужно придерживаться принципа «Делать правильно, независимо от того, сколько времени и сил это потребует»

- Постарайтесь создать музыкальную атмосферу у себя в семье. Найдите друзей, у которых тоже есть дети, играющие на каком – либо инструменте и загляните к ним во время занятий. Ненароком отметьте, что и другие дети тоже занимаются музыкой. Таким образом, вы покажете ребенку, что он не одинок в своих занятиях, Это хороший пример! Ведь тем же занимается его ровесник!

- Сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Лучше всего, если Ваш ребенок будет заниматься каждый день в одно и тоже время.

-Пустите на самотек - ничего не получится. Детям свойственно и лениться и бросать. Любое дополнительное образование организует и дисциплинирует.

III. Сейчас век прагматизма и педагог, учитель, наставник сейчас уже человек, который предоставляет образовательные услуги. Чему же мы можем научить своих детей, если мы относимся к учителю без уважения? Если родитель не доверяет преподавателю, не идет с ним на контакт, отзывается об учителе при ребенке неуважительно - обучение ребенка, в конце концов, станет невозможным. Трудно переоценить роль педагога- музыканта. Трудно перечислить все качества, необходимые педагогу в его нелегком труде. Однако самое главное и решающее - это любовь к детям. Композитор Гретри по этому поводу писал: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога кажутся бесполезными». Лишь когда ученик «заражается» безграничной и настоящей любовью к педагогу, можно надеяться на успех в творчестве. Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию ребенка - непременное условие работы с детьми! Бывает, приходит ученик на урок, несобран, несосредоточен, невнимателен. Побеседуешь с ним доброжелательно, смотришь и ребенок «ожил». Нередко бывает, что невыучен урок. Лучше не воспитывать, не ругать - это пользы не приносит. Гораздо эффективнее дать задание на уроке. Нельзя начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта! Чтобы помочь ребенку нужно определить его настроение, уловить душевное состояние - успокоить легко возбудимого, поднять эмоциональный настрой инертного, раскрепостить «зажатого», собрать «распустеху». Очень важно найти правильную тональность общения. С одним можно разговаривать тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство окрашенной речи. Работа с детьми – это всегда в значительной степени импровизация, (что не отменяет подготовку и продумывание каждого урока, с каждым учеником). Приходится искать особые подходы, методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, способности, характеры. Педагогика всегда поиск и творчество. Педагог всегда достигнет больших результатов и успехов, если облечет свои уроки в игровую форму. Каждый урок – это маленький спектакль, это мини-театр. Особенно это важно на начальном этапе обучения, так как маленькие дети не способны долго сосредотачиваться на одной задаче.


На начальном этапе обучения во время контактов педагога и ребенка формируются их взаимоотношения. Это очень важный момент!

Чтобы развить и сохранить в ребенке любовь к музыке педагог не должен требовать от начинающего ученика идеально «вылизанной» игры. Излишняя требовательность может вызвать нервное перенапряжение и страх перед игрой. В обучении музыке поэтика и образность гораздо важнее многократных автоматических повторений. Дети могут при этом потерять всякий интерес к музыке.

Я обучаю игре на непопулярных в музыкальной среде инструментах - домре и балалайке. Как правило, родители относятся к этим инструментам достаточно легкомысленно. Считая эти инструменты несерьезными. Мне приходится очень много работать с родителями и детьми, чтобы изменить отношение к этим инструментам. Я постоянно ищу различные формы работы с учениками, которые бы вызывали интерес к этим инструментам и к учебе в музыкальной школе. Подбираю тщательно репертуар, который бы нравился детям, обязательно учитывая вкусы современных детей. К сожалению, наш культурный уровень в настоящее время настолько упал, что одной классикой или народными песнями, танцами детей не заинтересуешь! Поэтому приходиться «разбавлять» современной музыкой.

Очень популярна у детей такая форма работы, как «дни самоуправления», когда урок проходит без участия преподавателя. Это бывает раз в месяц. Я даю задание, в котором участвует 2-3 ученика (обычно это ансамблевая пьеса, по трудности на 1-2класса ниже). Ребята за определенное время учат свою партию и играют мне на оценку. Это учит и чтению с листа, и игре в ансамбле, организованности, дисциплине. Особенно нравится ребятам, когда старшие выступают в роли преподавателя и учат младших. Эта форма занятий и меня очень многому учит, так как я наблюдаю со стороны за этим процессом и слушаю, как общаются мои дети. Очень терпимо друг к другу!

Не любят ученики играть гаммы, этюды на различные виды техники. Я начала использовать мобильные телефоны. Мы записываем на телефон гамму каждое занятие и слушаем вместе с учениками как изменяется беглость пальцев, качество звука с каждым уроком. Очень интересная и стимулирующая форма, как «магазин». В классе всегда есть коробки,. в которых канцелярские принадлежности, сладости., игрушки. Если ребенок подготовился к уроку и получил «отлично», он за эту 5 может что-нибудь приобрести в «магазине». Даже взрослых детей это очень увлекает. Главная цель и условие успеха - заинтересовать ребенка, а родителей убедить в полезности обучения.


Мое педагогическое кредо - воспитывает все: одежда, мимика, речь, артистизм педагога. Следите за собой! Нужно иметь ввиду, что ребенок наблюдает за вами так, как вы сами никогда не сможете. Педагогу главная задача - создать учебную ситуацию, внутри которой дети самообучаются. Положить «бревнышки» так, чтобы они загорелись, но не лезть в «костер»; ударить по мячу, но не лететь вместе с ним. Необходимо заниматься так, как в театре - проигрывать любые роли, как в пантомиме. Педагог не должен бояться быть артистом, не бояться изобразить. Педагогу мало желания и знаний. Нужна еще и абсолютная самоотдача, самоотверженность, Надо обладать чем-то особым, невыразимым словами, что и превращает учителя музыки в педагога. Если происходит слияние творческих устремлений ученика и учителя, если последний обладает педагогическим даром, то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на нравственное и духовное развитие ребенка.


IV. Привить детям любовь к музыке возможно только при определенных условиях:


  1. Информирование родителей о значимости эстетического воспитания.

  2. Привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант - партнеры и единомышленники, откуда вытекает связь: ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ - ДЕТИ.

  3. Создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата.

  4. Приобщение родителей к музыкальному искусству.

  5. Понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке - этому источнику радости и вдохновения.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами. К сожалению это происходит не всегда, так как связи и взаимопонимание между семьей и педагогом не всегда такие, как хотелось бы. Только совместная деятельность взрослых- педагога и родителей, основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка. Очень важно педагогу- вовлечь родителей в процесс обучения. Проведение различных мероприятий, в которых были бы в равной степени задействованы не только учащиеся и учителя, но и родители, дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие. Чтобы добиться хороших результатов в работе педагогу – музыканту приходиться «воспитывать» и родителей. Желательно постоянно поддерживать контакт. Я использую для этого телефонную связь, очень подробно в дневниках информирую родителей о том, как прошел урок, какую подготовку к уроку показал ребенок, все время «тормошу» родителей, напоминаю о себе. Если возникли проблемы, сразу звоню родителям и советуюсь (обязательно подчеркивая , какой замечательный ваш ребенок), как решить эту проблему. Стараюсь не жаловаться на ребенка, так как это всегда вызывает молчаливое недовольство. Выездные конкурсы и фестивали, особенно в составе ансамблей объединяют детей, так как все делают общее дело. Это помогает самоутвердится и в глазах сверстников, и в своих глазах. Объясняю родителям о важности их присутствия на экзаменах, концертах, в которых участвуют их дети, о том, как важно ребенку присутствие и поддержка близких. Провожу родительские собрания в форме дискуссии.


Заключение
Музыка обладает огромной силой воздействия на духовный мир человека. И воздействие это вовсе не ограничивается чисто художественной стороной. Оно сказывается на всем нравственном облике человека. Вот почему всякий разумный воспитатель, а это обязательно родители и грамотный педагог в союзе стараются сделать искусство своим помощником в деле музыкального и эстетического воспитания детей. Смысл обучения детей музыке заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее своими руками. Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир. Правильно понимаемое и хорошо организованное музыкальное воспитание обеспечивает высокий уровень культуры и образования каждого человека, помогая в становлении богато и гармонично развитой личности. Как метко сказал известный музыкант-пианист Денис Мацуев: «Музыка призвана отмывать Душу».

Музыка – лукавая работа,

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.

Надо понимать язык снежинок,

Записать, о чём поёт капель,

Или вдруг на крыльях журавлиных

Полететь за тридевятьземель.

Надо превратиться в медвежонка,

На сосну карабкаться ворча,

Или трепетной травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.

Тот, кто это знает и умеет

Тот приносит счастье в каждый дом,

Постарайся сделаться скорее

Добрым музыкантом колдуном.

Н. Грудинина.



Список используемой литературы:


  1. Е.П.Махинько. «Влияние музыки на развитие личности»-2007г

  2. Л.Матвеева. «Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка» 2002г «Искусство и образование»

  3. Р.А.Полухин. «Музыкальное воспитание в семье: необходимость, возможность, взаимодействие со школой»

  4. Д.Мацуев. «Отмыть душу» Аргументы и факты»№45 2013г

  5. Л.Матвеева. «Музыкальное воспитание и образование ребенка в современной российской семье»

  6. Б.В.Федченко. «Организация работы с родителями в ДМШ»

  7. В.В.Кирюшин. «Воспитание творческой личности через музыку»

  8. Г.Иванова. «Роль музыкального воспитания в развитии ребенка»

  9. О.Л.Латышев «Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей»

  10. А.Н.Зимина. «Основы музыкального воспитания и развития».