birmaga.ru
добавить свой файл

1
Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Кафедра информатики и информационных технологий обучения


Утверждено на заседании кафедры информатики и ИТО

Протокол №___ от ”__”____________2012г.
Зав. кафедрой___________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По факультативному курсу

Основы программирования

для специальности

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ

Форма отчетности: зачет

 

Программа составлена

доцентом кафедры информатики

и ИТО Козыревой Г.Ф.
2012 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий курс призван содействовать формированию и развитию логического и алгоритмического мышления, программистской культуры будущих специалистов.

Цели курса:


  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ, с формами представления и кодирования информации;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.

Задача, поставленная перед студентами - научиться программировать стандартные алгоритмы в пределах базовых возможностей Turbo Pascal, а именно:

  • познакомиться с набором основных конструкций языка программирования;

  • овладеть техникой их применения для реализации стандартных алгоритмов.

Предполагается, что приобретаемых студентами в ходе изучения курса навыков должно хватить для практического использования языка программирования Turbo Pascal в достаточно простых случаях. В частности, студенты должны научиться читать, редактировать, составлять и отлаживать программы.


Содержание курса составляет лекционный курс и лабораторные занятия. Лекционный курс позволяет изложить необходимый материал и создает теоретическую основу для практической отработки приемов решения задач. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам и предусматривают реализацию полученных студентами заданий в виде программ на ЭВМ.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Всего

В т.ч. аудиторных,час

Самост.



Раздел, тема


часов

Всего

Из них

работа,










Аудит.

Лекции

Лаб.

час

1

2

3

4

5

6

7



Алгоритмы, их свойства и способы описания. Основные алгоритмические конструкции.

2

1

1



1



Язык программирования Pascal. Среда программирования Turbo Pascal.

2

1

1




1



Операторы ветвления.

8

4

2

2

4



Циклические конструкции.

8

4

2

2

4



Массивы.

8

4

2

2

4



Процедуры и функции пользователя

12

6

2

4

6

ИТОГО:

40

20

10

10

20



3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание лекций

Лекция № 1.


Тема: Алгоритмы, их свойства и способы описания.

Содержание:


  1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.Способы записи алгоритма.

  2. Линейные алгоритмы.Алгоритмы, содержащие ветвление.Циклические алгоритмы.

  3. История создания языка программирования ПАСКАЛЬ.

  4. Среда программирования TURBO PASCAL: структура, назначение, возможности.

  5. Главное меню среды программирования TURBO PASCAL.

  6. Основные типы данных в Паскале.Константы и переменные. Имя переменной.

  7. Команда присваивания. Команда вывода.Примеры простейших программ.


Лекция № 2.

Тема: Операторы условного и безусловного перехода.

Содержание:

  1. Оператор условного перехода IF. Полная и неполная формы оператора.

  2. Примеры программ и использованием оператора IF.

  3. Оператор безусловного перехода GOTO.

  4. Команда выбора CASE Примеры.


Лекция № 3.

Тема: Циклические конструкции.

Содержание:

  1. Понятие цикла. Циклы с предусловием и циклы с постусловием.

  2. Цикл с заданным числом повторений. Оператор цикла FOR.

  3. Примеры циклических алгоритмов.

  4. Оператор цикла REPEAT …UNTIL: механизм работы, примеры программ.

  5. Оператор цикла WHILE: механизм работы, примеры программ.

  6. Понятие о вложенных циклах. Механизм работы.


Лекция № 4.

Тема: Массивы. Процедуры и функции пользователя.

Содержание:

  1. Понятие массива.

  2. Объявление массива.

  3. Формирование массива с помощью операторов READ.

  4. Формирование массива с помощью функции RANDOM.

  5. Стандартные алгоритмы обработки линейных массивов.


Лекция № 5.

Тема: Массивы. Процедуры и функции пользователя.


Содержание:


  1. Процедуры пользователя в Паскале.

  2. Параметры-значения и параметры-переменные.

  3. Функции пользователя в Паскале.

  4. Примеры решения задач.



3.3.Содержание лабораторных работ
Лабораторная работа № 1

Тема: Среда программирования TURBO PASCAL.

Содержание

  1. Запуск среды программирования TURBO PASCAL.

  2. Файловые операции: создание нового файла, сохранение, открытие.

  3. Запуск программ на исполнение.

  4. Редактирование программ.

  5. Решение задач с командами ввода READ, READLN.

  6. Переменные вещественного типа.

  7. Математические функции.

  8. Отработка практических навыков составления линейных программ.

  9. Реализация программы на ПЭВМ.

  10. Анализ выполненных заданий.


Лабораторная работа № 2

Тема: Операторы условного и безусловного перехода.

Содержание

  1. Общий вид условного оператора IF.

  2. Общий вид оператора CASE

  3. Раздел описания меток.

  4. Команда безусловного перехода.

  5. Отработка практических навыков составления программ с ветвлением.


Лабораторная работа № 3

Тема:. Циклы

Содержание

  1. Отработка практических навыков составления программ с ветвлением.

  2. Отработка практических навыков составления программ с оператором FOR.

  3. Отработка практических навыков составления программ с операторами DO…UNTIL и WHILE.

  4. Реализация программ на ПЭВМ.


Лабораторная работа № 4

Тема: Линейные массивы. Содержание

  1. Формирование линейных массивов.

  2. Отработка практических навыков составления алгоритмов обработки массивов.

  3. Отработка практических навыков составления вспомогательных алгоритмов.


  4. Реализация программы на ПЭВМ.

  5. Анализ выполненных заданий.


Лабораторная работа № 5

Тема: Процедуры и функции пользователя

Содержание

  1. Отработка практических навыков составления вспомогательных алгоритмов.

  2. Реализация программы на ПЭВМ.

  3. Анализ выполненных заданий.



3.4. Содержание и виды самостоятельной работы

студентов.
1) Проработка лекционного материала.

2) Работа с литературой:

к лекции № 2 [3], [5], [8];

к лекции № 3 [3], [7], [14];

к лекции № 4 [3], [5], [7], [8];
3) Подготовка к лабораторным занятиям.
Изучить литературу:

к лаб. раб. № 1 [1], [3], [7];

к лаб. раб. № 2 [1], [2],[5], [12];
к лаб. раб. № 3 [3], [4], [5], [15];
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов состоит в изучении рекомендуемой литературы, проработке лекционного материала, выполнения предложенных заданий.

Кроме того, рекомендуется использовать электронную библиотеку конспектов лекций преподавателей кафедры информатики, а также библиотеку демонстрационных программ на языке PASCAL.

Особое значение имеет самостоятельная работа студентов в компьютерном классе, где они должны получить прочные навыки реализации составленной программы на ЭВМ, умения по набору, редактированию и запуску программы. Одним из результатов самостоятельной работы за ЭВМ является развитие навыков по проведению анализа результатов выполнения программы, умения доказывать правильность составленного алгоритма.

Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на формирование и углубление практических навыков работы с ЭВМ, на овладение приемами постановки и разработки основных этапов решения задачи.


Для самоконтроля усвоения материала может быть использован сборник тестов (с ответами) варианты 1-3 [2].


ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ




  1. Выполнение всех лабораторных работ.


6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ



6.1. Основная литература

  1. Бельченко В.Е., Бабенко Т.А., Козырева Г.Ф. Сборник задач по курсу Основы программирования Ч1 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2004г.

  2. Бельченко В.Е., Давиденко А.Н. Сборник тестов по курсу Программирование. Учебно-методическое пособие. Армавир, 2004г.

  3. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. - М., 1989 г.

  4. Зуев Е.А. Язык программирования Turbo Pascal 6.0. М., “Унитекс”, 1992.

  5. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. СПб. Питер, 2001

  6. Фаронов В.В. Турбо Паскаль. В 3-х кн. М.: МВТУ, 1992.

  7. Фаронов В.В.. Турбо Паскаль. Начальный курс. М., “Нолидж”, 1999.



6.2. Дополнительная литература

  1. Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль. М., Наука.1988.

  2. Алкок Д. Язык Паскаль в иллюстрациях. Изд-во Мир,1991.

  3. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. – И.: Конкорд, 1992.

  4. Вальвачев А.Н., Крисевич В.С.. Программирование на языке Паскаль для персональных ЭВМ ЕС. Минск, Вышайшая школа, 1989.Стефен Моррис.

  5. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения - М., 1998 г.

  6. Гусева А.И. Учимся программировать:Pascal 7.0. - м., 1999 г.

  7. Дейт К. Введение в системы баз данных. Пер с англ. М.:Наука, 1980-464с

  8. Йенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя. – М.: Компьютер, 1993.

  9. Лэнгсам Й., Огенстайн М. Структуры данных для персональных ЭВМ. М..: Мир, 1989
  10. Перминов О.Н.. Программирование на языке Паскаль. М. Радио, 1988.

  11. Пульщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М. Наука, 1989.