birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 5 6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет технологии, экономики и дизайна

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

ФГБОУ ВПО «АГПА»

______________И.В. Ткаченко

«__»_________________20___г.


Учебно-методический комплекс

по дисциплине по выбору

«Б2.ДВ4» «Основы программирования»


Направление подготовки 051000 Профессиональное обучение

Профиль подготовки строительство

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель: Козырева Г.Ф.
Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____от «___»_______________2012г.
Зав. кафедрой___________________

Армавир, 2012

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору «Основы программирования» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению «профессиональное обучение».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры________________ «___» от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор (составитель): Козырева Г.Ф.
Рецензенты: ______________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры ___________________________


(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с

руководителем программы ____________________________________________________

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.

Руководитель программы __________________/ _______________________________

(подпись) Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка ..

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины …………

III. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

IV. Рабочая программа дисциплины «Информатика» (очная форма обучения) ……….

V. Рабочая учебная программа дисциплины «__» (заочная форма обучения).

VI. Материалы по используемым инновационным методам обучения …..

VII. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий ……………………………………………………..

VIII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе …..................................................................................

IX. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …...............................................................................................................

X. Практикум

XI. Глоссарий

XII. Тестовые задания

XIII Дидактические материалы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью преподавания дисциплины по выбору «Основы программирования» является приобретение студентами знаний о значения информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; привитие навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и профессиональной деятельности.


Задачи изучения дисциплины:


  1. Сформировать у студентов практические навыки по использованию вычислительной техники и программного обеспечения;

  2. Научить студентов основам программирования, включая постановку задачи, выбор метода решения задачи, создание или выбор алгоритма, реализацию алгоритма на языке программирования, отладку и тестирование программы.

Предполагается, что приобретаемых студентами в ходе изучения курса навыков должно хватить для практического использования языка программирования Turbo Pascal в достаточно простых случаях. В частности, студенты должны научиться читать, редактировать, составлять и отлаживать программы.

Содержание курса "Основы программирования” составляет лекционный курс и лабораторные занятия. Лекционный курс позволяет изложить необходимый материал и создает теоретическую основу для практической отработки приемов решения задач. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам и предусматривают реализацию полученных студентами заданий в виде программ на ЭВМ.

В процессе изучения дисциплины должны формироваться следующие компетенции:

  • способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8).

По окончании курса студент должен знать:

  • алгоритмы обработки числовой и текстовой информации,

  • способы записи алгоритмов,

  • средства реализации алгоритма на языке программирования PASCAL.

Студент должен уметь:

  • составить алгоритм решения задачи и программу на алгоритмическом языке по заданному алгоритму,
  • реализовывать стандартные алгоритмы обработки информации на языке PASCAL;


  • выполнять тестирование и отладку программ, анализировать полученные результаты;

  • уметь использовать среду программирования TURBO PASCAL для создания простых приложений.

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины


Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежу­точного контроля

Всего

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

1, 2

324

162

60



102

162

индивидуальное задание, тестирова­ние, реферат

Зачет

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ОК-12

имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

индивидуальное задание, тестирование,

подготовка реферата

ПК - Профессиональные компетенции




ПК-2

осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

индивидуальное задание,

тестирование

ПК-3

разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина"

индивидуальное задание, выполнение творческого проекта



III. Список рекомендуемой литературы


Основная литература

  1. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на языке программирования Паскаль. Ч1 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  2. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум по курсу «Основы программирования». Ч2 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2008г.
  3. Бельченко В.Е., Давиденко А.Н. Сборник тестов по языкам программирования PASCAL и DELPHI . Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.


  4. БабенкоТ.А., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на ЭВМ. Ч.1. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «информатика».- Армавир, 2004

  5. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. - М., 1989 г.

  6. Информатика: Базовый курс/Под. ред. С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.

  7. Программирование на языке Паскаль: задачник/ под ред. Усковой О.Ф. –СПб.: Питер, 2003.

  8. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. СПб. Питер, 2001

  9. Фаронов В.В. Турбо Паскаль. В 3-х кн. М.: МВТУ, 1992.

  10. Фаронов В.В.. Турбо Паскаль. Начальный курс. М., “Нолидж”, 1999.


Дополнительная литература


  1. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. Для вузов. -М.: Высш. шк., 1999.

  2. Савельев А.Я. Основы информатики: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.

  3. Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль. М., Наука.1988.

  4. Алкок Д. Язык Паскаль в иллюстрациях. Изд-во Мир,1991.

  5. Вальвачев А.Н., Крисевич В.С.. Программирование на языке Паскаль для персональных ЭВМ ЕС. Минск, Вышайшая школа, 1989.Стефен Моррис.

  6. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения - М., 1998 г.

  7. Гусева А.И. Учимся программировать:Pascal 7.0. - м., 1999 г.

  8. Йенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя. – М.: Компьютер, 1993.

  9. Лэнгсам Й., Огенстайн М. Структуры данных для персональных ЭВМ. М..: Мир, 1989

  10. Перминов О.Н.. Программирование на языке Паскаль. М. Радио, 1988.

  11. Пульщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М. Наука, 1989.


Периодические издания

  1. Журнал "КомпьютерПресс"

  2. Журнал "Мир ПК"

  3. Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»)


Интернет-ресурсы


  1. http://pas1.ru/pascaltextbook

  2. http://www.pascal7.ru/

  3. http://alfa47.narod.ru/pascale.htm

  4. http://www.intuit.ru/department/pl/prinpas/1/

  5. http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/

  6. http://forcoder.ru/pascal/


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Факультет прикладной информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


по выбору

«Б2.ДВ4» «Основы программирования»
Направление подготовки 051000 Профессиональное обучение

Профиль подготовки строительство

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

Армавир – 2012 г.
Лист согласования
Составитель: Козырева Галина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой __________________/ Бельченко В.Е./

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения


«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании УМС факультета прикладной информатики и информационных технологий

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Председатель УМС ____________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.
4.1. Цели освоения дисциплины
Главная цель курса - формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании структурного подхода к программированию и аккумулирует последние достижения в области методологии, языков, средств и технологий программирования, отражает прогресс в области развития архитектуры и программного обеспечения компьютеров.

Дисциплина “Программирование” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о возможностях языка программирования Паскаль; показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

Задачи дисциплины:


  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.


4.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина “Программирование” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

Учебный материал дисциплины «Программирование» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации в рамках методов и средств процедурного программирования.


Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.
4.3.Место дисциплины в структуре ООП
Таблица 4. Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.

час

очная

2

1

36

8



12

16

Зачет



Таблица 5. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Код дисциплины

Название дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик

Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины


для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Б.3

Основы программирования

Алгоритмы.

Язык программирования Паскаль.

Базовые конструкции Паскаля.

Структуры и типы данных в Паскале

Реализация стандартных алгоритмов обработки данных средствами Turbo Pascal .

Модули в Паскале






ОК-12

ПК-2

ПК-3




4.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" общекультурных (ОК):

ОК-12:имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Профессиональных (ПК):

ПК-2: осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

ПК-3: разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина"

По окончании курса студент должен знать:


  • алгоритмы обработки числовой и текстовой информации,

  • способы записи алгоритмов,

  • средства реализации алгоритма на языке программирования PASCAL.

Студент должен уметь:

  • составить алгоритм решения задачи и программу на алгоритмическом языке по заданному алгоритму,

  • реализовывать стандартные алгоритмы обработки информации на языке PASCAL;

  • выполнять тестирование и отладку программ, анализировать полученные результаты;

  • уметь использовать среду программирования TURBO PASCAL для создания простых приложений.

4.5. Структура и содержание дисциплины по выбору «Основы программирования»
Таблица 6. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля



Введение

Алгоритмы. Базовые алгоритмические конструкции.

Программирование как вид деятельности. Языки программирования.

Понятие алгоритма.

Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритма.

Линейные алгоритмы.

Алгоритмы, содержащие ветвление.

Циклические алгоритмы.

Стандартные вычислительные алгоритмы.


защита лабораторных работ, тестирование, реферат



Язык программирования Паскаль. Базовые конструкции Паскаля.


Язык программирования ПАСКАЛЬ. Среда программирования TURBO PASCAL

Переменная. Команда присваивания.

Запись математических выражений. Команды ввода и вывода.

Операторы условного и безусловного перехода

Циклические конструкции.

защита лабораторных работ, тестирование,

контрольные работы, типовой расчет, коллоквиум



следующая страница >>