birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Рабочая тетрадь для 5 класса (учебник под редакцией Т.Ф.Курдюмовой)


Аннотация к пособию.
Рабочая тетрадь по литературе предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ, работающих по учебнику литературы для 5 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Пособие может быть использовано в работе с другими учебниками.

В данном дидактическом пособии вниманию преподавателей представлены уроки по нескольким темам: литература-искусство слова; мифы; фольклор; уроки по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева.

В рабочей тетради даны различные формы работы: анализ текста; работа с учебником, со справочной литературой; творческие задания.

Цель пособия: мотивация обучающихся; развитие творческих способностей обучающихся;

Работа выполнена учителем высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п.г.т. Советский Республики Марий Эл Голомидовой Маргаритой Леонидовной.

Тема 1. Литература - искусство слова.

Урок1

1. Продолжи предложения, используя материал учебника на странице 3-4.

1) Художественная литература-это___________________________________________

_________________________________________________________________________

2) На уроках литературы изучают________________, происходит_____________________________

____________________________________.

3) Читая произведения, мы следим за _____________________, которые называются ____________.
2..Прочтите статью учебника на стр.3. Ответьте на вопросы:

1) Что значит быть хорошим читателем? Как вы это понимаете? Свою точку зрения аргументируйте, приводя примеры из произведений, прочитанных летом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ИТАК!


  • Художественная литература- это _______________________________________________________

а) искусство слова б) искусство танца в) искусство музыки г) искусство речи

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Используя материал учебника, вставьте подходящие по смыслу слова.

Чтение хороших книг обогащает не только мысли и чувства, но и _______________ - письменную и устную. Для этого автор пользуется художественными приемами, которые называются__________.

Троп – это слово_______________________________________________________.

Мы знаем три вида тропов:_______________, __________________________, __________________.

5) Проведите стрелки, соотнося термин и определение:


1 Эпитет


1. Слово или слова в переносном значении, в основе лежит сравнение

предметов на основе общих признаков.


2.Метафора


2.Художественное определение, подчеркивающее важность авторского замысла.


3.Сравнение


3.Образное выражение, построенное на сопоставлении предметов.




4.Выполните практическое задание на странице 4-6 вашего учебника.

5.Используйте данные слова в прямом и переносном значении: кипеть, смеяться, гореть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите свои 2-3 примера.

6. Выполните иллюстрации к словосочетаниям, используя слова в прямом значении: 1) мороз сковал речку,2) луна речку серебрит.
Тема 2. Мифы.

Урок 2.



1. Используя материал учебника на стр. 10, составь связный рассказ о мифах.

1.Что послужило причиной создания мифов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Миф – это__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3.Совоку4пность мифов, созданных народами, _это____________________________, наука, ___________________________________________________________________________________
4. Как объяснить, что мифы о животных появились раньше других?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Что способствовало созданию календарных мифов?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Какие мифы возникали в процессе развития человека?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 3. Календарные мифы.
1.Прочитайте статью учебника на стр.11. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова и словосочетания.

Мы живем по ______________________календарю, который был введен _____________ в ____ году.
Затмение Луны и Солнца указывает _________ календарь. Но человек пытался сам объяснить_______________, потому что научных открытий пока не было.

Наш далекий предок мог заметить_____________________. Так появились ___________, которые объяснили это явление, они развивали _________ и ________. Представление о ____________ появлялось потому, что время нельзя увидеть и повернуть назад.

Наиболее известные календарные мифы – это мифы___________, ___________ и _______________.

В славянских мифах Масленица – это персонаж, ______________. Такое же название (масленица) получил ________________. О нем рассказано в книге _________________.
2. Напишите творческую работу на тему « Что я узнал нового»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 4. Масленица.

1. Выпишите ключевые слова из каждого абзаца (5 абзацев), стр.12-13

1 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сделайте иллюстрацию на тему «Масленица», вспомнив праздник, проводимый в городе, поселке, деревне. Какие календарные мифы вы еще знаете?

3.Можно предложить учащимся работу над проектом, выбрав за основу любой традиционный праздник. Результатом работы над проектом должна быть презентация или выставка рисунков, или альбом с фотографиями, или театрализованное представление.

Урок 5. Мифы о сотворении мира.

1.Прочитайте египетский миф о сотворении мира (стр.14). Подготовьте сообщение, ориентируясь на предложенные вопросы:

1) Каждое предложение начитается со слова «Он». Как вы думаете, почему? Кто это (что ) ? Как вы догадались? Обоснуйте свой ответ, приведя примеры из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Сделайте иллюстрацию (аппликацию) по теме.
Урок 6. Древнегреческие мифы.


  1. Прочитайте статью учебника на стр.15. Выполните задания.

  1. О чем повествуют мифы Древней Греции?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что олицетворяли сыновья Геи? (титаны-боги) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «титан».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Боги захватили власть над миром. Найдите и укажите соответствия:




ЗЕВС 1.

1. ВОДА

ПОСЕЙДОН 2.

2. ЦАРСТВО МЕРТВЫХ

АИД 3.

3. ЗЕМЛЯ



  1. Кто такие полубоги? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  2. * Слово ОЛИМПИАДА в русский язык пришло из греческого языка. Найдите связь между «ОЛИМПИАДА» и «ОЛИМП»._____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы знаете, что Геракл совершил 12 подвигов. Заполните окошки таблицы рисунками или названиями подвигов.




1)


4)

7)

10)

2)


5)

8)

11)

3)


6)

9)

12)




  1. Перед вами один из подвигов Геракла (стр.16-18)

Как характеризует эта история Геракла? Напишите несколько определений, характеризующих Геракла_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) Обратите внимание, что нарицательные слова «океан», «день», «ночь», «земля», «небо» пишутся с заглавной буквы. Почему? Объясните, подтверждая свои мысли ранее изученным материалом по теме. (Стр.10-12) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) * Задание для шустриков. Найдите соответствия:

1) Геркулес 2) Ахиллес 3) Дамокл 4) Сизиф 5) Эзоп 6) Прокруст.

1) Меч 2) Язык 3) Ложе 4) Труд 5) Каша 6) Пята




следующая страница >>