birmaga.ru
добавить свой файл

1
Рубрика: Мнение


Участники Международного форума «Женщина и религия» в своих докладах поделились мнениями о роли женщины в современном обществе. Несмотря на разницу во взглядах и подходах, они едины в одном: казахстанские женщины заслуживают того, чтобы достойно жить и быть уважаемыми в молодом независимом государстве.

Зарема Шаукенова, Исполнительный директор Ассоциации социологов Казахстана

- Для нашей страны с преимущественно мусульманским населением тема «Ислам и женщины» очень актуальна. Сегодня мы видим много попыток пролить свет на эту проблему, но нередко такие попытки делают эту проблему еще более запутанной. Последствия такого неадекватного понимания общественно-политического статуса женщины в Исламе – вопрос далеко не праздный. В дискуссиях мы видим два полюса, которые четко разводят эту проблему в диаметрально противоположные стороны. Первый полюс – «позитивный», он основывается на известном хадисе о том, что «рай лежит у ног матерей». Раз такой хадис существует – значит, отношение к женщине в Исламе хорошее, она в этой религии обоготворяется, и т.д.

Но также существует и диаметрально противоположный полюс, утверждающий, что именно женщина в Исламе лишена всех прав, она ничего не может, она «собственность», ей недоступны никакие общественные блага. Приверженцы этой точки зрения уверены, что Ислам – это вера, которая откровенно дискриминирует женщин.

В настоящее время пытается пробить себе дорогу «срединное» понимание места женщины в Исламе, претендующее на некоторую научность. Это течение пытается рационально объяснить объективный статус женщины в Исламе. Но и оно спотыкается, потому что пытается свести проблему к такому научно-просветительскому, популярному подходу.

В Казахстане вся дискуссия о положении женщины в Исламе почему-то свелась к дискуссии о хиджабах. У сторонников хиджаба была очень сильная аргументация, которая заключалась в том, что хиджаб препятствует распущенности. В то же время, если обратиться к кораническим истокам, то, говоря о хиджабе, можно вспомнить, что есть и мужская разновидность хиджаба. А также есть «хиджаб для мыслей» - то есть, на самом деле, речь идет не просто о внешнем поведении и детали туалета. И люди, которые выполняют указания только по отношению к ношению определенной одежды, на самом деле, согласно канонам религии, не полностью соблюдают хиджаб. Потому что хиджаб должен соблюдаться для глаз, для сердца, для мыслей и намерений человека.


Жаннет Клетцер, зам. директора Центра ОВСЕ в Казахстане

- Раскрыть тему конференции весьма непросто, так как она требует подхода на самых различных уровнях. С одной стороны – на политическом, что касается роли женщины в обществе, то есть обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; с другой стороны – на философском, историческом и метафизическом, что касается роли, которая отводится женщинам в разных религиях. Все это, безусловно, требует глубокого экспертного анализа первоисточников религий, их различных трактовок и интерпретаций.

К сожалению, исторические стереотипы ставят самые разнообразные барьеры и препятствуют многим женщинам полноправно и эффективно участвовать в жизни общества. Именно женщины становятся в большей степени объектами дискриминации и агрессивных проявлений нетерпимости, особенно там, где преобладает религиозный фундаментализм определенных групп и группировок, и который наблюдается, в принципе, во всех религиях. В этой связи чрезвычайно важно разоблачать эти явления как криминальные акты, чуждые гуманизму, нравственности, солидарности и толерантности, которым привержены как христианские государства, так и Ислам, и другие религии. Эффективное предотвращение таких проявлений невозможно без вовлечения женщин в решение политических и социальных вопросов. Женщины могут и должны способствовать продвижению межконфессионального диалога и решению возможных конфликтов мирным путем.
Раушан Сарсембаева, Президент Ассоциации деловых женщин Казахстана:

- У нас сложился стереотип, что гендерная политика – это, в основном, удел развитых западных стран. А женщины в исламском мире – это бесправное необразованное существо, которое не имеет права на труд, на занятость, на образование и т.д. В исламских странах гендерная политика строится на положениях Корана. И сегодня многие из них уже семимильными шагами идут вперед в реализации гендерной политики. В то же время надо признать, что тема положения женщин в Исламе освещена очень скудно, практически нет на сей счет никакой литературы. Информация в основном поступает по каналам сети женских неправительственных организаций, именно от них мы узнаем о тех изменениях, которые проходят сейчас в Индонезии, Малайзии и Иране. Во-первых, в этих странах приняты поправки к Конституции о равных правах мужчин и женщин. И эти поправки можно назвать достаточно революционными. В этих странах работают под разными названиями национальные комитеты, защищающие права женщин. Это не только какие-то консультативно-общественные советы, например, в Малайзии уже в третий раз принят пятилетний план по повышению уровня и статуса женщин в обществе. Государство целенаправленно выделяет деньги на то, чтобы женщины могли развиваться и реализовывать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал. При каждом министерстве в этой стране есть департаменты по делам женщин. Более того, в каждом районе открыты центры общественных консультаций – женщины могут прийти, получить помощь по образовательному профилю, по открытию бизнеса и т.д. И все это не мешает малазийским женщинам оставаться правоверными мусульманками, соблюдать все аспекты Корана. Их образование, устройство на работу происходит с согласия супруга или отца. А в Иране 50% девушек обучаются в вузах, и есть все шансы, что через какой-то период времени это будет продвинутая в гендерном отношении страна. Нам есть чему у них поучиться.

Камал Бурханов, депутат Мажилиса парламента РК

- Приняв Ислам, казахи сохранили свое трепетное отношение к женщине. Не исключено, что это было отголоском сказаний на генетическом уровне о матери-волчице, которая не только сохранила жизнь праотцу тюрков, но и родила от него 10 праотцев 10 тюркских народов, став, таким образом, праматерью всех тюрков. В социальной структуре казахского общества статус женщины сохранился таким же, как и в доисламские времена. Женщина не была предметом купли-продажи, никогда не имела рабского статуса. Это было невозможно в принципе, потому что за ней стоял ее род, ее племя, с которым она никогда не теряла связи. Более того, казахская женщина имела особый статус в обществе, отличный от классического мусульманского Востока, где женщина рассматривалась как вещь, принадлежащая мужу в числе другого его имущества. Как ковер, например, или верблюд. В казахском обществе женщина – это мать, хранительница домашнего очага, это почитаемая и уважаемая личность, которая никогда не была в униженном, забитом положении. Мы, мужчины-казахи, являемся представителями разных племен, жузов, родов. А золотой арматурой, цементирующей единство казахского этноса, выступала всегда женщина. Кстати, никаких хиджабов наши женщины не знали и надевали, потому что это одежда арабских женщин, изобретение арабского этноса, соответствующее климату арабских стран.