birmaga.ru
добавить свой файл

1

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, и ее свойствах, роли в жизни человека, закрепить первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить знания детей о морских и речных обитателях.

Учить детей беречь воду. Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( цвет, вкус, запах, способность растворять вещества).

Развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывать бережное экономное отношение к воде, бережное отношение к водным обитателям. Воспитывать экологическую культуру.

Предварительная работа: Отгадывание загадок о воде, инее, снеге, тумане, сосульке, дожде, росе. Чтение стихов о воде и состояниях воды. Игры «Ручеек», «Мы - капельки», «Тучка и детки»
Материал: Глобус, схема круговорота воды в природе, ленточки для моделирования реки. Панно с изображением моря и реки, изображение обитателей рек и морей. На каждого ребенка: колба, мензурка, воронка с фильтровальной бумагой для очистки воды, 2 стаканчика с трубочками: 1- с чистой водой, 2 - с соком, 3 стаканчика с трубочками и наклеенными на них геометрическими фигурами: 1 - с соленой водой, 2 - со сладкой водой, 3 - с кислой водой. Картинки с изображением воды в различных состояниях.




Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ... (воды)

Да, действительно ребята, без воды не прожить. Люди с давних времен ценили воду. Вода это жизнь. Вода - драгоценный дар природы.


  • Кому нужна вода и зачем? (Ответы детей)

  • Подумайте, ребята, а бывает ли так, что вода может сделать что-то плохое или навредить? (Ответы детей)

(Присядем на ковре)

- Расскажите, какой путь проходит вода, прежде чем попасть к нам кран?


(вода из реки проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб и водоросли, потом проходит через специальные фильтры, в которых она очищается. Чистую воду из водохранилища насосы качают в трубы, а по трубам вода идет к нам в кран).

Правильно, те капельки, которые плавали в реке пришли к нам в дом. Вот какие они путешественницы. А давайте вспомним, как путешествуют капельки по кругу (дети рассказывают сказку о путешествии капельки по кругу, используя таблицу - круговорот воды в природе). Хотите и вы побыть маленькими капельками и попутешествовать!
ИГРА «ТУЧКА И ДЕТКИ»

Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночки прыгать. Собрались, они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо они себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Воспитатель: На земле много разных рек они большие и маленькие и все куда-то бегут. Большая река образовывается из множества маленьких ручейков. Хотите сделать свою большую реку.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕКИ


Вот главная река (длинная, широкая полоска ткани). А вы расположите ручейки так, чтобы они впадали в реку (тонкие ленточки).

Отдохнем возле реки, послушаем песню «Куда бежит река».

Кто внимательно слушал песню? Куда же бежит ручеек? А куда река?

- Представьте, ребята, если б не было воды? (ответы детей)

Продолжим нашу работу за столами (дети садятся за столы).

О воде много придумано загадок, песен, стихотворений. Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!


  • Работа по картинкам (картинки с изображением воды в различных состояниях)

Перед вами картинки, в которых спряталась вода. Кто узнает ее?

(ответы детей)

  • Опыты с водой

Опыт 1.Очищение воды через фильтр.

В колбе грязная вода. Дети ставят воронку из фильтрованной бумаги в мензурку и выливают грязную воду.

Вывод: Когда вода проходит через фильтры становится чище.

Опыт 2 Определение свойств воды.

Цвет: Перед детьми стоят два стакана: один с чистой водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки или ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему?

Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.

Вкус: Предложить детям попробовать через соломинку воду и сок.

Вывод: У воды нет вкуса.

Запах
: Предложить детям понюхать воду и сказать чем она пахнет. Нюхать пока не убедятся, что запаха нет. Однако воспитатель должен подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для здоровья.


Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт 3 Растворение веществ (соль, сахар, кислота лимонная).

Вода принимает вкус того вещества, которое в ней растворяют. Определение на вкус что растворили. Поставить перед детьми 3 стаканчика с трубочками, в которых растворены сахар, соль и лимонная кислота. На них наклеены геометрические фигуры. Круг – сладкая вода, квадрат – соленая вода,

треугольник – кислая вода.

Вопросы: Какая геометрическая фигура изображена на стакане с соленой водой? Какая по вкусу вода в стакане, на котором изображен круг? И т.д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Один, два, три, четыре,

Ох, как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз - это брасс,

Одной другой - это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.
А для кого вода дом мы сейчас и узнаем

ЗАДАНИЕ:

Обитатели воды не могут попасть к себе домой, давайте им поможем. Поместите их в свои дома.

(Панно с изображением реки и моря. Изображения обитателей морей и рек на липучках.)

За то, что вы правильно справились с заданием, морские животные подарили вам морские камешки.

Посмотрите, ребята, возле нашей речки появилась волшебная криничка. Хотите воды напиться.

Сможет напиться тот, кто скажет, что он будет делать доброго и хорошего, чтобы сохранить наше богатство - воду! А за каждый ответ вы получите морской камешек.

( ответы детей)

А теперь давайте все камешки сложим возле кринички. Посмотрите, у нас образовалась горка добрых камешков. Если каждый человек на земле сделает хоть одно доброе дело, то мы будем жить в гармонии и мире с природой.

Посмотрим, даст ли теперь нам криничка водички. Давайте скажем волшебные слова.

Криничка, криничка, дай нам водички

Будем мы с водой дружить

Без нее нам не прожить.

(Из криницы каждому ребенку по бутылочке минеральной воды)

Какие вы молодцы сегодня. Сколько рассказали о воде. Эта вода из кринички не простая, волшебная. Кто выпьет эту воду, будет здоровым, добрым, сильным, красивым.