birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 21 22












Д. В. Дмитриев и др.

СЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ

УСПЕХА В РАБОТЕ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА






XXI век


бизнес - технологии






РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2008


ББК 88.4 Д46

Димитриев Д. и др.


Д46
Семь инструментов успеха в работе бизнес-тренера. — СПб.: Речь, 2008. — 207 с.

ISBN 5-9268-0732-8

В первой книге серии описаны основные метафорические ме­тоды, используемые при проведении бизнес-тренингов любой те­матики. Представлена классификация методов, изложены базовые принципы их использования, приведены примеры их использова­ния в тренингах.

Книга будет интересна и полезна для тренеров любой специа­лизации, для консультантов, коучей, специалистов по работе с пер­соналом.

ББК 88.4

ISBN 5-9268-0732-8

© Д. Димитриев, А. Волохов, Д. Козлов, В. Боченков, А. Наймушина, А. Добрынина, Г. Павлова, Н. Строкова, 2008

© Издательство «Речь», 2008

© П. Борозенец, обложка, иллюстрации, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА (Дмитрий Димитриев)

Введение 7

Метафорический язык изложения 15

Метафора выращивания 17

Метафора пути 19

Метафора борьбы 20

Метафорические микротехники 23

Структура тренерского мастерства 23

Метафорический парафраз 26

Метафорические сравнения 27

Метафорические Я-гипотезы 29

Метафорические истории и притчи 31

Мифы и мифологическое мышление в бизнес-тренинге 31

Древние мифы 32

Современные мифы 33

Мифологическое мышление 41

Метафорические истории , 43

Метафорические притчи и басни 45

Метафорическая дискуссия 47

Метафорические когнитивные карты 49

Глобальная метафорическая карта 52

Динамическая метафорическая карта 56

Ситуационная метафорическая карта 58

Метафорические деловые игры 60

Комплексная метафорическая игра 61

Динамическая метафорическая игра 62

Актуальная метафорическая игра 64

Метафорические методы медитативного обучения 69

Пример инструкции к упражнению по методу ведомой имажинации 71

Метафорические методы интеграции знаний и навыков 76

Структура классического интеграционного упражнения 77

Виды метафорических интеграционных упражнений 80

Групповая сказка 81

3

Содержание

Активная имажинация 82

Скульптура 84

Символ-драма 86

Групповая арт-техника 87

Групповой этюд 88

Индивидуальные техники 90

Индивидуальное образное осознание 93

Практическое упражнение в метафорической среде 94

Социометрические расстановки (пространственная социометрия) 97

Глубина метафорических упражнений и игр: ситуационный

метафорический анализ тренинга 100

Таблица уровней метафорического погружения 101

Компетенции и их развитие на тренинге 104

Элементарные компетенции и микротехники 106

Специфические компетенции 111

Комплексные компетенции 115


Литература 121

ПРИЛОЖЕНИЯ

Международная сертификация бизнес-тренеров (Дмитрий Димитриев)... 124

Категории бизнес-тренергов и первичные требования к ним 125

Квалификационные требования 130

Процедура сертификации . 131

Глобальная метафорическая карта (Дмитрий Козлов) 135

Динамическая метафорическая карта (Ангелина Добрынина) 157

Литература 162

Упражнения для метафорических деловых игр в тренинге продаж

(Алексей Волохов, Дмитрий Димитриев) 163

Упражнение 1. Остров Ценности 163

Упражнение 2. Остров Цены 169

Актуальная метафорическая игра (Алексей Боченков) 172

Метафорическая деловая игра «Репка»

(Анастасия Наймушина, Галина Павлова) 181

Сказка про Репку, или Чужая репка — потемки (Наталья Строкова) 200

Литература и ссылки 201

Об авторах книги 202

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ В РАБОТЕ

БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

(Дмитрий Димитриев)


  • Метафорический язык изложения.

  • Метафорические микротехники.

  • Метафорические истории и притчи.

  • Метафорические когнитивные карты.

  • Метафорические деловые игры.

  • Метафорические методы медитативного обучения.

  • Метафорические методы интеграции знаний и навыков.

  • Ситуационный метафорический анализ тренинга.

  • Компетенции и их развитие на тренинге.

ВВЕДЕНИЕ

На тренинге всем правят три кита, на которых, как на метафорической земле в картине мира древних лю­дей, покоится работа бизнес-тренера: участники, сам тренер и предмет (цель) интерактивного обучения. Что их объединяет и что их разъеди­няет? Какими инструментами вы можете создать из них единое целое и достичь максимального синергети-ческого эффекта? Вы можете задать себе еще очень много подобных во­просов! И все они, в конечном счете, приблизят вас к еще более точному пониманию задач, которые бизнес-тренер решает каждый день.



Работа бизнес-тренера вы­страивается на основании живого и эмоционального контакта - взаимодействия личностей, сознаний, душ разных людей. Поэтому са­мым главным инструментом в работе тренера является его собственная личность, его собственные умения и навыки.
Работа бизнес-тренера выстраивается на основании живого и эмоционального контакта — взаимодействия личностей, созна­ний, душ разных людей. Поэтому са­мым главным инструментом в рабо­те тренера является его собственная личность, его собственные умения и навыки. Работает тренер с участ­никами — живыми людьми — с их личностными и характерными осо­бенностями, с их оригинальным и не­повторимым восприятием мира, с их компетенциями и мотивацией. Пред­метом же его работы выступает лич­ность каждого участника в части уме­ний, навыков, установок и знаний.

При этом орудия труда бизнес-тренера, как правило, нематериаль­ны и не поддаются осязанию. Их невозможно пощупать. Их трудно


7

Метафорические методы в работе бизнес-тренера

описать. Их непросто материализовать. Поэтому при обучении тренера большое значение имеет работа с психологическими эле­ментами бизнес-процесса.

Данная книга — первая из серии пособий, которые предназна­чены для того, чтобы помочь вам более точно и эффективно выби­рать и применять в своей повседневной практике инструментарий бизнес-тренера. Сначала вы освоите эти инструменты на уровне надежного и безопасного ремесла, а затем приобщитесь к тем вир­туозам, которые, подобно Паганини, способны творить истинные чудеса!

Для изложения в первой книге из серии «Школа бизнес-тренеров Дмитрия Димитриева» из всего арсенала методов и мето­дик, технологий и техник работы с группой для этой книги мы вы­брали, пожалуй, один из самых древних. Поскольку большинство участников тренинга готовились к международной сертификации бизнес-тренеров, о которой вы можете прочитать в приложении, где среди документов на сертификацию необходимо подготовить и аналитическую работу, мы вместе с нашими европейскими пар­тнерами приняли историческое решение, предложив сформиро­вать на основании аналитических работ претендентов на сертифи­кацию этот книжный проект. Большинство участников тренинга горячо поддержали эту идею и приступили к активной работе.


Выбор основной темы данного проекта мы производили непо­средственно в ходе тренинга — на третьем модуле, когда, собствен­но, и начали работу с когнитивными картами и метафорическими подходами в работе бизнес-тренера. Данная тема наиболее глу­боко затронула участников и подвигла их на творческую работу.


В каждой культуре есть на­родные сказания или прит­чи, которые издревле ис­пользуются для воспитания детей, обучения подрост­ков , развития взрослых. Существуют целые системы преумножения и передачи знаний, целиком и полно­стью построенные на базе метафорического подхода.

Возможно, именно поэтому, оставив прочие инструменты для будущих книг этой серии, мы сконцентриро­вали свое внимание на инструментах метафорической работы с участни­ками бизнес-тренинга.

Тема метафоры уже многие ты­сячелетия занимает умы философов, искусствоведов, мыслителей и пси­хологов мира. На эту тему издавались и по-прежнему издаются книги, пи­шутся трактаты. Куда ни обратишь

8

Введение

свой взгляд, повсюду находишь яркие примеры использования иносказания в качестве важнейшего инструмента для развития человека. В каждой культуре есть народные сказания или притчи, которые, издревле используются для воспитания детей, обучения подростков, развития взрослых. Существуют целые системы пре­умножения и передачи знаний, целиком и полностью построенные на базе метафорического подхода.

Например, если верить одной из древних легенд, когда-то в Древнем Египте существовал особый Храм Знаний, куда прихо­дили люди, желавшие достичь высокого уровня в своем развитии. В этом храме было 22 комнаты, а в каждой комнате было две двери. Вошедший в храм человек должен был решить в каждой комнате одну задачу. По мере перехода из комнаты в комнату задачи услож­нялись. Эти задачи были сложными и аллегоричными. Все задания давались в форме сложных символов и метафор. И в зависимости от ответа вошедший попадал либо в следующий зал, либо в коридор, который выводил наружу. Если человек хотел возобновить свое об­учение, он должен был вновь войти в Храм через первую комнату и попытаться пройти все залы от начала и до конца. Не кажется ли вам этот подход знакомым? По-моему, данный метод немного по­хож на современные компьютерные игры с большим количеством уровней.


Со временем Храм был разрушен варварами с Севера. Погибли и многие из его жрецов. Но идея Храма сохранилась и была перене­сена на золотые таблички, на каждой из которых были выгравиро­ваны с помощью таинственных знаков и символов те самые 22 за­дачи. И люди продолжали решать эти же вечные вопросы, которые, согласно легенде, соответствуют основным ступеням развития со­вершенной и самодостаточной Личности. Затем эти символы были перенесены на обычные картонные карточки, которые и до сих пор существуют в виде Великих Арканов ТАРОТ1.

Именно из этой таинственной колоды и появилась современ­ная система игральных карт. Такова одна из легенд, повествующая

1 Аббревиатура ТАРОТ (на латинском языке — TAROT) обозначает сочетание не­скольких слов из древних языков — Тор, Атор, Рота, Ора, Тора — эфирные врата, от­крывающие дорогу внемлющих торе. Этим словосочетанием обозначался набор зна­ний, передаваемых жрецами вновь посвященным последователям. Во французском языке не принято произносить последнюю согласную. Поскольку эта традиция пришла в Россию благодаря ордену БОТА в XIX веке именно из Франции, то и произношение ТАРО вместо ТАРОТ стало у нас более популярным в непрофессиональной среде.

9

Метафорические методы в работе бизнес-тренера

о том, что те самые карты, которые мы с детства используем для игры в подкидного дурачка, представляют собой сложную метафо­рическую систему саморазвития и самосовершенствования. А ведь, как говорил Пауль Фостер Кейс, с помощью одной-единственной колоды карт ТАРОТ человек может воссоздать основные положе­ния большинства наук, известных человеку. Ведь метафорическая глубина и логическая целостность системы из 22 метафорических символов отражает настолько широкий круг реальности, что этой системы хватает и для описания всех этапов развития отдельного человека в его профессии, и для полноценного описания жизнен­ных циклов коммерческого проекта, и для отображения современ­ной модели менеджмента качества.


Я привел данный пример для того, чтобы показать насколько глу­боко укоренились в нашей культуре метафоры и построенные на их основе методы развития наших знаний и умений. Подобные ле­генды существуют и про большинство других вещей и игр, ставших привычными атрибутами жизни современного человека. Известный российско-американский психолог Дмитрий Давыдов утверждает, что будущее системы образования как раз и заключается в использо­вании компьютерных игр в качестве основного инструмента развития знаний и навыков у учащихся. Ведь зачастую современные дети по­знают не только новые слова и понятия, но и целые системы социаль­ных взаимоотношений именно из компьютерных игр. А искренняя вовлеченность в процесс игры нередко заставляет ребенка незаметно для себя подучивать английский язык, усваивать основы математики или экономики. А сколько сейчас существует развивающих компью­терных игр, которые тоже используют принципы метафоры...

Так как же работает метафора? Благодаря чему она столь эф­фективна? Ведь не может же существовать тысячелетиями то, что не приносит никакой пользы! Ни мода, ни наука, ни политика не смогли заместить новыми приемами этот уникальный механизм воздействия на человеческую психику.

Я бы выделил следующие, на мой взгляд, основные механизмы обучающего и развивающего воздействия метафоры на сознание человека с точки зрения психолога. • Во-первых, метафора позволяет вовлечь в процесс понима­ния и осознания не только сознание, но и бессознательное че­ловека. Ведь в каждой метафоре присутствуют квазилогиче­ские связи, имеющие свои корни как в коллективном, так и в

10

Введение

индивидуальном бессознательном. А вовлечение бессознатель­ных содержаний не только делает понимание более полным и глубоким, но и обогащает и усиливает его за счет вовлечения эмоций и интуиции.

  • Во-вторых, метафора повышает уровень наглядности любого логического содержания. Ведь яркость и красочность метафо­ры позволяют создать гораздо более запечатлевающийся и по­нятный образ, чем голые логические схемы или построения.


  • В-третьих, метафора заставляет увидеть изучаемый предмет с иной, нередко совершенно неожиданной точки зрения. При этом метафора оказывает эффект рефрейминга, описанного многими специалистами по нейро-лингвистическому програм­мированию.

  • В-четвертых, яркость, сюжетность и образность метафоры представляют собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности человека в процесс постижения и усвоения зна­ний или навыков. Ведь участник тренинга включается в образ, иногда даже становится его частью, проявляет любопытство и к форме, и к содержанию метафоры.

  • В-пятых, метафоры позволяют обеспечить процесс обучения на наиболее высоких уровнях работы сознания — Е, F и G2. А это­го результата, к сожалению, можно достичь далеко не всеми со­временными методами обучения и развития. Ведь обращение к более высоким уровням сознания, с одной стороны, позволя­ет сделать обучение более глубоким и интенсивным, а с другой стороны, требует большего эмоционального и психологическо­го напряжения от участников тренинга.

Кроме того, метафора обеспечивает и другие разнообразные полезные эффекты, описанные большим числом авторов, посвятив­ших себя этой безграничной и благодатной научной теме. Посколь­ку в мои цели не входит отразить всю глубину научных изысканий в данной сфере (скорее, лишь показать основные практические

2 Вслед за известным советским психофизиологом Н. А. Бернштейном не менее известный психолог В. М. Величковский разработал теорию уровней функциониро­вания человеческого сознания. В этом подходе уровень А соответствует безусловно­му рефлексу, уровень В — условному рефлексу, уровень С — автоматическому дей­ствию, уровень D — осознанному действию, уровень Е — абстрактному мышлению, уровень F — когнитивной карте и, наконец, уровень G — самосознанию человека. Переход на более высокий уровень сознания приводит к более сильному интеллек­туальному и эмоциональному воздействию на человека, что делает процесс обучения более эффективным.


следующая страница >>