birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок- творческая мастерская


по

литературному чтению (2 класс)
Творчество в стиле хокку

Урок

разработан и проведён

в 2-б классе МБОУ лицей № 82

п. Каменоломни

Октябрьского района,

Ростовской области

учитель: Околелова Ольга Ивановна

категория: высшая, стаж 27 лет

Творческая мастерская письма:
Творчество в стиле хокку
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные

уроки литературного чтения и русского языка
Цель мастерской: развитие интеллектуально - творческих способностей,

эмоциональной отзывчивости и формирование эстетического

отношения к искусству слова
Задачи мастерской:


  • Создать текст (хокку) на основе знакомства с поэтической миниатюрой хокку

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на текстовой материал, ассоциативность мышления

  • Развивать речевую деятельность, словарный запас

  • Воспитывать уверенность в своих возможностях и способностях,

позитивную самооценку
Оборудование:

Мультимедийная установка, компьютер, проекционный экран, слайды

по теме, музыкальное сопровождение, листы с текстами, предметы

японской культуры: веера, свитки, вазы, статуэтки)
Оформление классной доски:

Эпиграф урока: Тот, кто за свою жизнь создал всего три - пять

превосходных стихотворений, - настоящий поэт. Тот же, кто создал десять,- замечательный мастер.

Басё


Ход мастерской


1. Приветствие.

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

2. Введение в тему - индикатор

Мы на правах хозяев приглашаем своих гостей в Японию на чайную церемонию,

в чайный домик. Чайный домик для японцев – это маленький храм, украшением служат вазы, свитки, предметы быта. Ритуал чайной церемонии включает определенные правила поведения:


  • Любование красотой

  • Искусство вести и поддерживать тонкую беседу

  • Сочинять и читать хокку

Хокку - особое искусство, трёхстишное лирическое стихотворение, позволяющее

очень кратко, но живописно и ёмко создать образ, картину.Уточнение чем любуются японцы?

  • В японских школах для детей введены специальные уроки любования.

СЛАЙДЫ 1,2,3,4,5 Комментарии к слайдам.

  • А сейчас пришла пора побеседовать. Хочу поделиться своими размышлениями. (на музыкальном фоне в форме рассуждения рассказывает учитель)

  • Итак, если человек покидает свой тёплый и уютный дом, оставляет своих

любящих родителей, свою работу, приносящую заработок и доход, можно

ли этого человек назвать счастливым?

Можно, если он добивается своей важной и единственной цели, осуществляет

свою важную и единственную мечту - стать Поэтом.

  • Если человек покидает своих верных друзей и остаётся один на один с

трудностями и проблемами, можно ли назвать этого человека счастливым?

Можно, если у него есть ученики, последователи и продолжатели его

поэтического творчества.
  • Если человек теряет в пожаре свое убогое, ветхое и единственное жильё, крышу над головой, кров и пристанище - можно ли назвать этого человека счастливым?


Можно, так как странствующий путник получает свободу творчества,

жизненную мудрость, совершенствует свой талант поэта.

Я рассказала о самом известном японском поэте – Басё. Он знаменит своими стихами и странствиями. В сознании современного японца его образ ассоциируется прежде всего с дорожным посохом и теми многочисленными стихами хокку, которые он написал во время бесконечных путешествий.

Слайды 6, 7, 8

Странник! — Это слово

Станет именем моим.

Долгий дождь осенний...

Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но весьма образованного самурая (и

отец, и старший брат зарабатывали на жизнь преподаванием каллиграфии). В детстве малыша звали – Кинзаку. Когда мальчик вырос, то по - японскому обычаю ему дали взрослое имя - Мацуо Мунэфуса. Но миру он известен по своему литературному псевдониму — Басё.

Басё было 28 лет, когда в 1672 г. он отправился в крупнейший город того времени - Эдо

(ныне Токио). Родные уговаривали его отказаться от этого «безрассудного» поступка, но желание окунуться в литературную жизнь Эдо взяло верх. Отправляясь в путь, он прикрепил к воротам дома своего друга листок, на котором были начертаны такие стихи:
Облачная гряда

Легла меж друзьями,.. Простились

Перелётные гуси навек.

Жизнь Басё в Эдо складывалась трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, большинство из которых были так же бедны, как и он сам. Один из них убедил своего отца подарить поэту – учителю крошечную хижину у пруда. Возле этого убогого дома Басё посадил саженцы банановой пальмы (япон. «басё»), отсюда и его псевдоним. Описание хижины и окрестного пейзажа на фоне смены времён года органично вплетается в творчество поэта. Звук капель дождя, падающих на широкие листья банана (в отличие от настоящего банана это японское дерево не приносит съедобных плодов), был особенно мил поэту:


Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролёт.

Сильнейший пожар 1682 г. уничтожил многие кварталы Эдо. Не пощадил он и хижину поэта. Это подтолкнуло Басё отправиться в странствие, о котором он давно мечтал. С небольшими перерывами путешествия Басё продлились десять лет. В результате появилось несколько поэтических сборников, написанных вместе с последователями, и путевых дневников, в которых проза соседствует со стихами. Наиболее известны «Кости, белеющие в поле», «Путешествие в Каси-му», «Письма странствующего поэта», «Дневник путешествия в Сарасину», «По тропинкам севера». В них автор рисует яркие картины повседневной жизни, предаётся размышлениям о высокой сущностиискусства, соединяя в одном тексте «высокое» и «низкое». Стихи Басё всегда имеют второе дно, картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человече-

ской жизни. Дерево сливы в зимний день - знак долготерпения, в результате которого расцветают цветы; унесённая потоком воды спящая на листке цикада символизирует непрочность жизни.

3. Выразительное чтение хокку. Чтение наизусть /по желанию/, словесное рисование. 4. Погружение в материал. СЛАЙДЫ 9, 10

Искусство хокку любимо и современно. С XIV века и до наших дней в Японии в

середине января устраивают традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч

авторов стихотворений участвуют в этом поэтическом конкурсе. Короткие трёхстишья

сочиняют и дарят как поздравление друзьям, в знак благодарности хозяевам за

гостеприимство, сообщают о своём путешествии и оставляют своё послание на дверях

дома, или просто, собравшись, устраивают состязание.

Я предлагаю попробовать свои силы в написании японского хокку. По законам

стихосложения хокку состоит из трёх строк и имеют формулу: 1 и 3 строки из 5 слогов,


2 строка из 7 слогов. Всего 17 слогов. 1 и 2 строка законченное предложение, 3 строка – фраза. Или наоборот 1 строка – фраза, 2 и 3 строки – законченное предложение.

Так как мы читаем переводы,( переводчик Т. Маркова), то это правило нарушается. Но поэтический образ, картину и чувства автора хокку читатель чувствует и ощущает.

Чтение хокку. (Авторы миниатюр:БАСЁ, ИССА, ИССЁ, БУСОН, ТИЁ, ОНИЦУРА)

5. Творческая работа. Работа с таблицей.


  • Самоконструкция

- Чтение словосочетаний, представление образов, соответствие эмоциональному

настрою. (карандашом подчеркнуть)

  • Социоконструкция

- Обмен мнениями и эмоциями по выбору словосочетаний.

-Выбор самого понравившегося словосочетания, близкого и понятного,

соответствующего настроению, конструирование своего авторского хокку.

Творческая работа

1. Кленовые листья
2. Нежная ветка сакуры
3. Лёгкий мотылёк
4. Длинный тяжёлый путь
5. Одинокая луна
6. Белый пух
7. Воздушная паутина
8. Снежные хлопья
9. Яркая луна
10. Ветвь цветущая
11. Далёкие облака
12. Хрупкая тишина
13. Дерево сливы
14. Спящая цикада
15. Яркая бабочка
16. Рябь реки
17. Прозрачные капли
18. Глубокая река
19. Прекрасная хризантема
20. Гордый пион
21. Опавшие листья
22. Робкая травинка


обжигают душу
ледяные осколки
одиночество
радует сердце
парит над землёй
кругом тишина
тянется жизнь

робко кланяется

пугливо дрожит
улетели лебеди
от дыхания ветра
рассыпали белый снег
щедро укрывает
снежный орнамент
глубокие воды
уносите меня в даль
порождаешь красотой
выступают слёзы
горит как костёр
качает колыбель



6. Афиширование работ.

7. Благодарность за работу.