birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок №1 Юдаманова И.Ю.

Тема: «Можно ли жить без воды»

Цель урока: дать представление о воде как необходимом условии для жизни живых организмов.

Задачи урока:

 образовательные: сформировать знания о значении воды для живых организмов, приспособленности организмов к добыванию и сохранению воды, ее охране;

 развивающие: развитие мышления учащихся в процессе анализа рисунков и выдвижения своих предположений по обсуждаемым вопросам, совершенствовать коммуникативные умения, способствовать развитию познавательного интереса к предмету;

 воспитательные: воспитание любви к родному краю, прививать чувство бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Набор ИКТ

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания:

Устный опрос

1) соли, необходимые человеку (пересказ)

2) соли, вредные для организма

Письменный опрос – по карточкам (4 учащихся)

Фронтальный опрос. Игра «Светофор».

Если правильное утверждение, учащиеся поднимают красные жетоны, если нет – синие.

1) растение добывает минеральные соли с помощью листа (нет);

2) кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл (нет);

3) питание животных и человека зависит от растений (да);

4) человек получает минеральные соли с пищей (да);

5) только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода (нет);

6) трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами (нет);

7) паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином (да);

8) нитраты в капусте находятся в кочерыжке (да);

9) при нехватке солей кальция разрушаются зубы (да).

III. Изучение нового материала

- На прошлом занятии мы изучили необходимые для человека и животных вещества – минеральные соли, а сегодня познакомимся с удивительным веществом, а каким, вы должны догадаться.


Ученица читает стихотворение

С листа березового капля

Скатилась около меня,

В журчащий ручеек попала, и понеслась она звеня.

И в Лену юркнула сверкая,

В великой потекла воде.

Что станет с каплей? Я не знаю!

Куда дойдет, пристанет где?

Но из таких вот капель малых

Все океаны состоят.

И капли сокрушают скалы,

Валами грозными гремят.

(Иван Федосеев).

Ученики - Вода

- Сегодня мы с вами расширим свои знания о воде и ее значении для живых организмов.

Каждый человек знает, что такое вода. Она нужна для приготовления пищи и других бытовых нужд, для работы промышленных предприятий, для выращивания хороших урожаев. Чтобы получить один килограмм бумаги, требуется около 700 литров воды, для изготовления автомобиля требуется количество воды, в 50 раз превышающее его вес.

Задание:

1)рассмотри рисунок 77 и попробуй ответить на вопрос: можно ли жить без воды?

2) выбери 3 картинки, которые кажутся тебе более интересными, и придумай к каждой из них такое название, чтобы в нем было слово «вода» (Слайд2-5).

- Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наши мозги – состоят из нее на 90%, а кровь – на 95 %. Без нее не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

- Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

Вывод: Вода входит в состав всех живых организмов на Земле.

Выполнить задание в тетради:

1. Сок винограда на вкус …

2. Растения всасывают из почвы, растворенные в ней …


3. Слезы и пот на вкус …

Вывод: В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества.

- приспособления организмов к добыванию и сохранению воды;

- жители пустынь – кактусы – запасают в тканях большое количество воды и экономно ее расходуют, превращение листьев в колючки (слайд 2);

- использование жира в качестве источника энергии и воды (слайд 3);

- активность в ночное и сумеречное время суток (слайд 4);

- особое поведение, связанное с поиском воды (слайд 5);

- переживание жаркого времени в норах (слайд 6);

- осеннее сбрасывание листвы – приспособление к перенесению неблагоприятных условий, при этом резко уменьшается испарение воды растением (слайд 7);

- довольствие водой, полученной с пищей, никогда не пьют (слайд 8);

- длинные корни (слайд 9);

- А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту? Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков? (слайды 10-18);

Водные источники нашей местности (слайды 19-23).

IV. Закрепление

- Какие выводы можно сделать по уроку? Учащиеся делают выводы (слайд 24);

«Вода»! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь” (слайд 25).

V. Домашнее задание

Прочитать §47, наблюдение.

Наблюдение за расходом воды в семье.

- Выставление оценок.

- До свидания, ребята!


Внеклассное мероприятие
Тема: Путешествия по морям знаний.

Цель мероприятия: создание условий для повышения уровня познавательной активности учащихся 5 классов через внеурочную деятельность.

Задачи:

• развивающие: развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла;

• образовательные: учить работать в группе на общий результат, расширять кругозор;

• воспитательные: воспитывать чувство сопричастности, “плеча”.


Оборудование:

1. компьютер

2. проектор

3. карточки с заданиями

I. -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по морям знаний!

Ход мероприятия:

- А эпиграфом нашего мероприятия я предлагаю взять слова великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского.

А еще жизнь хороша тем, что можно путешествовать!

- Кто из нас не мечтает о путешествиях? Новые земли, города. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро принимать решения, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это мы узнаем, если правильно подскажем путешественнику географические названия.

- Задание: Презентация. Слайд 2. Соотнесите название науки с объектами изучения.

А чтобы самим полнее ощутить радость познания, мы отправимся с вами сегодня в морское путешествие. В ходе этого путешествия мы сможем обобщить и применить знания о нашей планете,

1-й конкурс “Как вы судно назовете – так оно и поплывет”. (слайд 4.)

Капитан Врунгель считал, чтобы плаванье было удачным, нужно правильно назвать свое судно.

- Перед Вами макеты ваших кораблей, вы должны будете дать им название и выбрать капитана.

Бороздя воды океана знаний, вы будете получать кусочки карты за каждое выполненное задание. Выиграет та команда, которая быстрее соберет свою карту.

- Итак, отважные путешественники, мы прошли предстартовые испытания и можем отправляться в путь. Желаем вам семь футов под килем!

2-й конкурс. Слайд 5.

- Представьте, что перед вами простирается безбрежная водная гладь. И нам необходимо пересечь ее. С самой глубокой древности ориентирами путникам служили небесные тела.

А какие, мы узнаем, ответив на следующие вопросы (за правильные ответы учащимся вручаются жетоны):

Тест. Слайд 6–11.

3-й конкурс. Соберите карту звездного неба.


У вас в конвертах карта звездного неба. Расположи планеты, в порядке удаления от Солнца.

Мы определили свое местоположение и отправляемся дальше.

4-й конкурс. Слайд 12.

Прямо по курсу я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее на борт. Да это же бутылочная почта!

А, вы знаете, что бутылочная почта была изобретена Христофором Колумбом, тем самым, который открыл Америку. Возвращаясь обратно, его эскадра попала в сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб написал отчет о путешествии, адресовав его испанской королеве, вложил его в скорлупу кокосового ореха, а орех – в просмоленный бочонок, и бросил в море. Так было положено начало "бутылочной почте". Послание достигло берегов Испании через … 358 лет, бочонок выловили в 1850 году испанские рыбаки (Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с “посланием”). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова:

Анкета нашей планеты _____(Земля)

Форма______ (Шар)

Естественный спутник Земли ___________(Луна)

Кто первым увидел 3еммлю из космоса ____Ю.Гагарин

Если на Землю смотреть из космоса, она имеет цвет, потому что____(голубой, т.к. большую часть занимают моря и океаны)

Время оборота вокруг собственной оси_______(24 час)

Время обращения вокруг Солнца _______(1 год – 365 дней…)

Число полюсов _______(2)_

Число материков _____(6)

Самый большой материк ___(Евразия)

Самый большой океан_____(Тихий)

5-й конкурс. Слайд 14.

Всегда ли наша планета была такой, какой мы привыкли ее с вами видеть, и всегда ли на ней была жизнь?

Где началось развитие жизни и когда? (в воде, 3,5–3,8 млрд лет назад)

Перед вами картины жизни на земле в разные периоды. Составьте из них “ленту времени”, расположив их в хронологическом порядке.

В последнем конкурсе приглашаются принять участия наши капитаны, которые должны будут доказать, что они достойны доверия, которое им оказал экипаж, выбрав их в свои лидеры. Ведь от капитана зависит, каким курсом пойдет корабль, сможет ли избежать препятствия и коварные ловушки.


Перед вами “волшебный квадрат” слайд 15.

Вы по очереди выбираете вопрос.

– Если игрок не дал правильный ответ, то ответить может другой участник.

Среди секторов игрового квадрата есть:

– счастливый случай (за правильный ответ игрок получает сразу 3 жетона) (12)

– бермудский треугольник (блиц из 3 вопросов, игрок получает 1 жетон за каждый правильный ответ).

– игрок может воспользоваться помощью болельщиков,

– черный сектор – переход хода (игрок лишается 1 жетона).

- Итак, все в ваших руках. Положитесь на свою интуицию и знания.

Наше путешествие подошло к концу.

Из кусочков, которые вы собрали в своем путешествии, соберите карту. Куда же Вы попали. Что можете рассказать об этом материке.

- Спасибо вам за активную работу на уроке. Успешных вам путешествий по морю знаний!

На память о сегодняшнем путешествии мы дарим вам эти открытки. На них написано пожелание “Семь футов под килем!”, и это означает, что мы желаем вам успешного плавания по морю знаний.

- До свидания, ребята!

Урок №2
Тема: Многообразие живого мира. Простейшие под микроскопом

Цель: познакомиться с многообразием живого мира, с простейшими организмами.

Задачи:

 обучающие: познакомить учащихся с многообразием живого мира, с простейшими организмами;

 развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока;

 воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха, прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Оборудование:

Набор ИКТ, инструктивные карты, учебник, тетради для лаб.работ.

План урока:

1 проверка домашнего задания;


2 изучение нового материала;

3 закрепление изученного материала;

4 запись домашнего задания в дневники;

5 выставление оценок за урок (Оценки за работу на уроке).

Ход урока:

I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание) Выпрямились, зарядка для глаз, зарядка для органов дыхания;

II. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, ребята, садитесь!

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами познакомимся с простейшими организмами живой природы. (в словарь)

Одноклеточные (простейшие, лат – Protozoa) - организмы, тело которых состоит из одной клетки, будучи вместе с тем самостоятельным целостным организмом со всеми присущими ему функциями. По уровню организации одноклеточные относятся к прокариотам (бактерии, археи) и эукариотам (некоторые водоросли, простейшие, грибы).

- Для того чтобы поближе познакомиться с простейшими организмами, мы с вами проведем лабораторную работу (слайд)

- Откройте тетради для лабораторных работ, запишите число и тему!

(На парте лежат инструктивные карты)

Царство Простейшие: представителей этого царства простейшие вы не видели. Потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория-туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих ее тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.

- Выполнение лабораторной работы по слайдам!

IV. Закрепление изученного материала.

- А теперь давайте повторим строение ифузории-туфельки по вашим рисункам в тетрадях для лабораторных работ.

- Докажите, что инфузория-туфелька-живой организм…

Ваши выводы по проделанной работе.

V. Запись домашнего задания в дневники.

Д/з на доске: изучить п. 40, подготовить ответы на вопросы после п. (устно).

-До свидания, ребята!