birmaga.ru
добавить свой файл

1




Простые вещества – металлы

(урок с элементами исследовательской деятельности)
Цель урока: знать и уметь давать характеристику элементов-металлов по положению в периодической системе, строение атомов металлов, физические свойства простых веществ – металлов

Задачи

Образовательные


  1. Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.

  2. Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свободном состоянии присущи особые, характерные для них свойства.

  3. Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллической решетки.

Развивающие

  1. Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке: работа с дополнительной и справочной литературой, Internet.

  2. Учить планировать деятельность, ценить время урока.

  3. Прививать интерес к химии у учащихся с низким уровнем познавательной активности, используя элементы исследовательской деятельности на уроке, стихи, дидактические игры.

  4. Развивать общеучебные навыки.

Воспитательные

  1. Показать роль химической науки и практики в развитии народного хозяйства страны.

  2. Воспитывать уважение к мастерам, добывающим и обрабатывающим металл, используя исторический материал, межпредметные связи.

  3. Продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера.


Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лабораторный с элементами исследовательской деятельности.

Оборудование: образцы металлов (алюминий – проволока и фольга, цинк, медь, железо); штатив с пробирками; 2 стеклянные пластинки; справочник школьника «Химия»; ММП учащихся «Особенности строения атомов металлов»; ММП «Свойства меди и ее применение в истории цивилизации»; сообщения учащихся; учебный фильм «Металлы и неметаллы»; Internet.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент

Откройте оглавление учебника на странице 265. Какие темы изучены в 1 четверти?

2. Актуализация знаний учащихся о строении атома, физическом смысле порядкового номера, номера группы, номера периода.

Входной контроль

Индивидуально 1: Химические элементы могут иметь несколько форм существования: свободные атомы, в составе простых веществ и в составе сложных веществ. Приведите примеры, используя модели химических элементов водорода и кислорода (Н, Н2, Н2О, О2, О3): индивидуальная работа на магнитной доске с использованием моделей атомов.

Индивидуально 2: игра «крестики-нолики» на интерактивной доске (показать выигрышный путь - линию, связывающую А) только металлы Б) только неметаллы)

А.

K

N

O

B

Ca

S

H

C

Mg


Б.

K

N

O

B

C

S

H

Na

Mg



Класс: Входной контроль – тест

1 вариант

А1. Атом химического элемента, имеющего заряд ядра +7:

1) азот 2) фосфор 3) хлор 4) неон

А2. Элемент 3-го малого периода главной подгруппы IV группы периодической системы Д.И.Менделеева:

1) бор 2) кремний 3) азот 4) фтор

А3. Атом химического элемента, содержащего в электронной оболочке 18 электронов:

1) водород 2) йод 3) аргон 4) кислород

А4. Атом химического элемента, имеющего на внешнем энергетическом уровне 6 электронов:

1) хлор 2) азот 3) кремний 4) кислород

А5. Относительная молекулярная масса оксида углерода, формула которого СО, равна:

1) 28 2) 30 3) 45 6) 90
2 вариант

А1. Атом химического элемента, имеющего заряд ядра +13:

1) алюминий 2) цинк 3) железо 4) медь

А2. Элемент 4-го большого периода главной подгруппы I группы периодической системы Д.И.Менделеева:

1) железо 2) кальций 3) магний 4) натрий

А3. Атом химического элемента, содержащего в электронной оболочке 11 электронов:

1) медь 2) цинк 3) натрий 4) калий

А4. Атом химического элемента, имеющего на внешнем энергетическом уровне 2 электрона:

1) натрий 2) алюминий 3) калий 4) магний

А5. Относительная молекулярная масса оксида магния, формула которого МgО, равна:

1) 28 2) 30 3) 40 6) 80
Беседа

На какие группы делятся простые вещества?

Как, используя периодическую систему, можно описать строение атома?

Каков физический смысл № группы, периода, порядкового номера?

Что знаете о строении атомов неметаллов?

Во что превращаются атомы неметаллов, присоединяя электроны?

Какую группу простых веществ логично изучать сегодня? (открыть рабочие тетради на печатной основе О.С.Габриелян, стр. 45)

II. Исполнительский этап


  • Беседа

Рабочая тетрадь, задание №1, стр. 45: Где располагаются металлы в периодической системе Д.И.Менделеева? (диагональ от бора к астату)

Что знаете о строении атомов металлов?
Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуют простые или сложные вещества.

Через века человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?

Поднялся каменщик (слова ученика):

1-й ученик: Разумеется, храм – это наших рук дело, и двух мнений здесь быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

Поднялся плотник

2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

Поднялся землекоп

3-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.

Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:


- Кто сделал твой инструмент?

1-й ученик: Конечно, кузнец.

- А твой? – обратился Соломон к плотнику.

2-й ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал плотник.

- Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

3-й ученик: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.

Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно сидящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки.

Учитель: Такова легенда. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.



Учитель: Металлы важны для человека. Из более чем 100 элементов металлов – 87 (диагональ бор - астат). Какими свойствами они обладают? Давайте сейчас выясним.


  • Дети формулируют цель урока. Записывают тему урока в тетрадь, выполняют лабораторную работу.


Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рядом – инструктивная карта, пользуясь которой мы будем изучать свойства металлов.


  • Лабораторная работа


Общие физические свойства металлов

Инструктивная карта

Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните поочередно 2, 3, 4 колонки таблицы.

  1. Возьмите в руки кусочек алюминия. Что можно сказать об его агрегатном состоянии? Отметьте в первой колонке таблицы.
  2. Посмотрите, обладает ли алюминий металлическим блеском? Покрутите его на свету. Поставьте значок «+» или «-» во вторую колонку таблицу.


  3. Согните кусочек алюминиевой фольги. Пластична ли она? Отметьте значком «+» или «-».

  4. Проделайте то же самое с цинком, медью, железом.


Учащиеся заполняют таблицу, комментируя свои действия по одному.


Металл

Агрегатное состояние

Блеск

Пластичность

Электро-проводность

Тепло-проводность

Al
















Zn
















Cu
















Fe
















У нас с вами остались 2 колонки не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, обладают ли металлы этими свойствами, используя справочные материалы (работа учащихся со справочным материалом, сетью Internet).


  • Вопросы

Одинакова ли электро- и теплопроводность у разных металлов?


Какой из них самый электропроводный?

Какой из них самый теплопроводный? (Дети формулируют вывод самостоятельно, записывают себе в тетрадь)


  • Вывод 1: Все металлы твердые (единственный жидкий металл - ртуть), имеют металлический блеск, пластичные, проводят тепло и электрический ток. Из предложенных металлов самый электропроводный – медь (после серебра), на третьем месте – алюминий.




  • Зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения

Вопросы

Что обуславливает общие физические свойства металлов?

Вернемся к строению атомов металлов.
Мультимедийная презентация (Строение атомов металлов)

Na0 – 1e = Na+

Mg0 – 2e = Mg2+

Al0 – 3e = Al3+

Атомы Ионы
Вопросы

Какие из исследуемых нами атомов элементов могут отдать 1 электрон, 2 и 3 электрона.

Запишите схему образования химической связи для алюминия, цинка, меди.

Al0 – 3e = Al3+

Zn0 – 2e = Zn2+

Сu0 – 1e = Cu1+


  • Вывод 2: Металлы способны к отдаче электронов внешнего электронного уровня. В связи с этим металлы имеют специфическую кристаллическую решетку, которая называется «металлической». Благодаря свободным электронам металлы имеют общие свойства: твердые (исключение - ртуть), имеют металлический блеск, пластичные, тепло- и электропроводные (учебник, страница 67).




  • Кроме общих свойств, есть и отличия (работа с учебником О.С.Габриелян – анализ диаграмм, рисунок 42, страница 71).

Плотность: легкие (плотность меньше 5) и тяжелые; температура плавления: легкоплавкие (t плавления до 1539 градусов) и тугоплавкие.

Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность, возможны благодаря подвижности электронов. Благодаря специфическому строению металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны (опыт с 2-мя стеклянными пластинками).


  • Применение металлов – простых веществ.

Учитель: Исходя из своих свойств, металлы применяются человеком для разных целей.
Задание 4 (Рабочая тетрадь, стр. 46): заполните пропуски так, чтобы получилась последовательность: название вещества – свойство – применение:
А) ртуть - ________________________________________ - используется в градусниках;

Б) серебро – блеск - __________________________________________________________;

В) ________________________ - электропроводность - ____________________________;

Г) _____________________ - _____________________ - получение фольги;

Д) золото - ___________________________ - _____________________________________ .
Ответы: А) жидкий металл (текучесть); блеск

Б) изготовление зеркал

В) алюминий (медь); изготовление проводов

Г) алюминий; пластичность

Д) пластичность; изготовление украшений (золочение куполов)



  • Вывод 3: Металлы используются человеком, исходя из их свойств.


Состав Строение Свойства Применение

III. Оценочно-рефлексивный этап
Определите, о каких свойствах металлов идет речь:

  • - Посмотри! Блестящий чайник

И пузатый самовар

Тонким слоем покрывает

Никель – сказочный металл! (металлический блеск + антикоррозийность)


  • - Без медной электропроводки

Нам свет в квартире не включить,

И трансформатор без обмотки

Не мог бы технике служить. (электропроводность)

  • - Титан – химический реактор

И очень прочная броня,

Компрессор, рельсы, элеватор,

Конструкций легких кружева! (прочность, пластичность)


  • Беседа

  1. Что сегодня изучали?

  2. Какие способы изучения свойств металлов использовали? (исследование свойств металлов в ходе ЛР, работа с дополнительной и справочной литературой, сетью Internet).

  3. Что выяснили?

- Металлы располагаются в 1- 3 группах ПС

- Металлы способны к отдаче электронов внешнего электронного уровня. В связи с этим металлы имеют специфическую кристаллическую решетку, которая называется «металлической».

- Благодаря свободным электронам металлы имеют общие свойства: твердые (исключение - ртуть), имеют металлический блеск, пластичные, тепло- и электропроводные.

- Металлы имеют общие свойства в связи со сходностью строения наружных электронных слоев (мало электронов); но есть и отличия (число электронов 1-3).

- Металлы используются человеком, исходя из их свойств.



  • Итоговый контроль


Вставьте пропущенные знаки, числа, слова
1 вариант

Атом алюминия _________ имеет заряд ядра _______, протонов в ядре ________, нейтронов в ядре __________, общее число электронов _____,

____ электронных слоя, _______ электрона на внешнем слое.
Составьте схему превращения атома алюминия в ион алюминия: _____________________.

Простое вещество алюминий имеет следующие физические свойства (общие + данные рисунка 42 – легкие: металлы с плотностью меньше 5, тяжелые – больше 5; легкоплавкие: металлы с температурой плавления до 1539 градусов, тугоплавкие – больше 1539 градусов):______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


2 вариант

Вставьте пропущенные знаки, числа, слова
Атом меди _________ имеет заряд ядра _______, протонов в ядре ________, нейтронов в ядре __________, общее число электронов _____,

____ электронных слоя, _______ электрон на внешнем слое.
Составьте схему превращения атома меди в ион меди: _____________________.
Простое вещество медь имеет следующие физические свойства (общие + данные рисунка 42 - легкие металлы с плотностью меньше 5; тяжелые – больше 5; легкоплавкие металлы с температурой плавления до 1539 градусов, тугоплавкие – больше 1539 градусов):____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


  • Домашнее задание

Параграф 13 (учебник О.С.Габриелян)

Задание в рабочей тетради № 2, 3, 4 (если не успели на уроке)

Дополнительно: сообщения на тему «Металлы и их применение»

Информация о себе



ФИО

Зайцева Нина Леонидовна

Регион

Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район

Населенный пункт

Поселок Заполярный

Название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заполярная средняя общеобразовательная школа»

Должность

Учитель химии


e-mail

tcde2005@yandex.ru